Разработка урока по теме Экстремизм и терроризм. Виды террористических актов и их последствия. (5 класс)


Тема: Экстремизм и терроризм. Виды террористических актов и их последствия.Модуль 1. Раздел третий, глава 6.
Урок № __________
Оборудование: проектор, видео по теме, кейсы (цветные карточки, кроссворд).
Форма урока: Комбинированная.
УУД: Предметные - знать основные виды антиобщественного поведения и их последствия; знать общие понятия об экстремизме и терроризме и причины их возникновения, виды экстремистской и террористической деятельности.
Метапредметные - Выработать отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения; умение формулировать правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем. Умение составлять план своих действий при угрозе террористических актов.
Личностные - использовать в повседневной жизни приобретённые знания.
Ход урока
Действия учителя Действия обучающихся
Здравствуйте ребята!
1. Проверка домашнего задания.
Предлагаю вам посмотреть три видео сюжета. После просмотра каждого видео прошу вас обозначить своё отношение к увиденному используя цветные карточки. Они находятся у вас на партах.
Просмотр видео «Экстремизм».
Просмотр видео «Человек человеку друг».
Просмотр видео «Терроризм».
(на доске записывает название сюжета и крепит карточку определённого цвета).
(Вопросы проецируются на экран)
1. Как вы объясните смысл такого социального явления, как экстремизм?
- В каком видео было показано социальное явление - экстремизм?
2. Какие виды деятельности признаны экстремистскими?
3. Какую опасность может представлять экстремистская деятельность для вас и окружающих? Внимательно слушают и смотрят предложенные видео сюжеты.
Обозначают своё эмоциональное состояние.
- Экстремизм - это приверженность отдельных людей или групп к крайним взглядам и поступкам, которые направлены против законных политических прав и свобод граждан.
- В первом видео.
Призывы к насилию, хулиганские действия и беспорядки (поджоги автомашин, погромы магазинов, нападение на граждан или представителей охраны порядка)
публичное оправдание терроризма;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношению к религии;
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;
массовое распространение заведомо экстремистских материалов.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблемный вопрос. Давайте вспомним, какое видео мы ещё смотрели? И какие эмоции оно у вас вызвало?
Ребята, так «Человек человеку друг или враг?»
- Что бы разобраться в этом предлагаю вам посмотреть видео "Терроризм - то, чего мы боимся"
Терроризм относится к числу общемировых социальных проблем и является жестокой, труднопредсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера, потому что он относится к обществу, связан с жизнью и отношениями людей в обществе.(слайд № + запись определения в тетрадь).
Терроризм может проявляться в разных формах: это угрозы по телефону, взятие заложников.
1 сентября 2004 года в Беслане – это северная Осетия, была захвачена школа №1. В заложники взяты 1128 человек: дети, родители, сотрудники школы. Три дня террористы удерживали их в здании школы, отказывая им в самом необходимом. В результате террористического акта погибли 334 человека – среди них были и дети;
взрывы в кинотеатрах, подземных переходах, особенно в часы пик. 8 августа 2000 года в Москве совершен террористический акт в подземном переходе под Пушкинской площадью. В результате погибли 13 человек, около 60 человек получили осколочные ранения.
Терроризм несет горе, слезы, материальный ущерб, разрушения, человеческие жертвы.
Терроризм во всех его проявлениях и формах представляет собой одну из самых серьезных угроз миру и безопасности.
Терроризм – это преступление против человечества. Его название произошло от латинского слова “террор”, которое означает – страх, ужас. Может проявляться в различных видах: (слайд № 10 - записываем в тетради).
“Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами власти, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий”
Ежегодно в день совершения террористического акта приходят люди на место трагедии с букетами красных гвоздик, чтобы почтить память погибших от рук террористов. (слайд №11)
Терроризм страшен еще и тем, что жертвами может стать абсолютно любой человек. Однако, мы можем постараться снизить риск.
Что для этого нужно делать - смотрим ролик "Как предотвратить теракт".
Обсуждение увиденного.
- Что же мы должны делать, чтобы предотвратить теракт?
- Видео «Человек человеку друг».
-Положительные.
- Обучающиеся дают свои ответы. Но они не могут прийти к единому мнению.
- Записывают определение в тетрадь.
- Работа с текстом учебника, стр. 113, исторические факты.
- Записывают в тетради.
Виды терроризма:
- политический;
- религиозный (использующий религиозные мотивы);
- националистический;
- криминальный
- технологический
О том, что может произойти взрыв, можно судить по ряду признаков:
неизвестная вещь оказалась в машине, в подъезде дома, во дворе и т. д.;
натянутая проволока, шнур;
незнакомый запах там, где его никогда не было, например суповой приправы (так пахнут некоторые виды взрывчатки);
участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;
чужая сумка, портфель, коробка или другая бесхозная вещь, оказавшиеся поблизости с вашим домом, квартирой.
Необходимо следовать правилам поведения при обнаружении бесхозной вещи со взрывным устройством.
Не прикасайтесь к бесхозным вещам. Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно обезвредить взрывное устройство.
Сообщите о находке должностному лицу (в метро — машинисту поезда, в автобусе — водителю и т. д.) или работнику органов правопорядка.
3. Закрепление.
Задание: Чтобы подробнее ознакомиться с видами терроризма разгадай те кроссворд. Вы будете работать в парах. Если возникнут трудности, вам поможет информация в параграфе &6.1, стр. 106-107.
- Решение кроссворда. (слайд № 12) - Работа в парах. Разгадывание кроссворда.
Самооценивание.
4. Рефлексия (слайд № 13)
- Ребята можем ли мы дать ответ на поставленный вопрос в начале урока «Человек человеку - друг или враг?»
Что нам надо сделать для того , чтобы ответить на этот вопрос?
- Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Друг, потому что...
- Враг...
5. Дом. задание: &6.3, стр. 122.
Практикум - Внимательно изучите рекомендации специалистов по правилам поведения при угрозе возникновения теракта и при теракте. Сформулируйте свой план поведения в аналогичных ситуациях.