Урок по курсу «Литературное чтение» в 1 классе по теме «Русские народные сказки»
Урок по курсу «Литературное чтение» в 1 классе по теме
«Русские народные сказки».
Учитель: Панкова Марина Викторовна.
Г. Воскресенск
Цели:
-дать начальнре представление о различие авторской и народной сказки;
-восстановить события сказки "Гуси-лебеди" и найти причины существования двух вариантов сказки;
-расширять читательский кругозор ребят;
-развивать творческие способности детей.
Оборудование:
Учебник « Литературное чтение» 1 класс.
Интерактивная доска.
Ноутбуки для группы детей.
Индивидуальные карточки.
Видеоролик. Сказка « Теремок».
Ход урока:
1.Организационный момент.
Итак,друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
Беседа о правилах техники безопасности при работе с компьютером.
-Сегодня урок чтения проводим в мультимедийном классе. На уроке будем использовать интерактивную доску, ноутбуки.Поэтому надо быть внимательными и аккуратными.
2.Введение в тему урока.
а) Звучит песня "В мире много сказок", а на интерактивной доске появляются герои из разных сказок.
-Как вы думаете, о чем мы будем говорит на уроке?
-Докажите.
-Сегодня урок чтения мы посвятим сказкам.
(Появляется слайд на доске со словом СКАЗКИ)
б) Игра " Угадай сказку".Назови автора.
Мы дружно весело живем
И терпеливо маму ждем.
Она нам песенку споет,
Накормит, молока нальет.
(Русская народная сказка "Волк и семеро козлят")
Шапочку надела
И шагает смело.
Песенку поет
К бабушке идет.
(Шарль Перро "Красная Шапочка")
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
Ой, никак не вытянуть!
Ой, засела крепко.
( Русская народная сказка "Репка")
Кто снес яичко не простое,
А даже очень золотое?
( Русская народная сказка " Курочка Ряба")
Человечек деревянный,
На воде и под водой
Ищу я ключик золотой.
Всюду нос сую свой длинный,
Кто же я? Я- .
(Алексей Толстой « Приключение Буратино»)
-Все сказки угадали.
-На какие две группы можно разделить перечисленные сказки?
(авторские и народные)Появляется слайд.
-Какие сказки называются авторскими?
-А какие народные?
в) Угадай из каких сказок эти объявления.Появляются слайды с объявлениями.
Меняю скалочку на курочку,
курочку на уточку,уточку на барашка.
(Лисичка.)
Снесу яичко
не простое, а золотое.
( Курочка Ряба)
Помогу убежать от зайца,
Волка, медведя.
(Колобок)
-Эти герои из каких сказок: авторских или народных?
-Определите тему нашего урока.
(Русские народные сказки) - слайд на доске.
г) Игра "Аукцион"
-Назовите русские народные сказки.Кто назовет сказку последним, тот и победитель.
3.Физминутка.
4.Работа по теме урока.
а)Работа на интерактивной доске.
Задание "Собери названия сказок"
-Один ученик работает на доске, а остальные на индивидуальных карточках.
Курочка семеро козлят
Волк и избушка
Маша и лебеди
Заюшкина медведь
Гуси- Ряба
(Проверка выполненного задания).
б)Конкурс "Знатоки сказок".
На интерактивной доске появляются вопросы на которые дети должны ответить.
-Герои этих сказок выстроились по росту.(Репка,Теремок,Колобок)
-В этих сказках встречается сказочное число 3.(Три медведя,Хаврошечка)
-В этих сказках самый важный герой мышка.(Репка,Теремок)
в)Работа над русской народной сказкой "Гуси-лебеди".(с.90-93)
-Расскажите начало сказки по иллюстрациям(с.90) до момента: "Никто девочке не показал дорогу".
-Прочитайте продолжение сказки(с.91)
-Расскажите сказку до конца.
-Есть и другое продолжение сказки.Послушайте.
(учитель читает второй вариант пролжения сказки(с.91-93)
-.Какой вариант сказки вам больше понравился?Как вы думаете,откуда взялись два варианта сказки?(Сказка,живя в веках,передавалась "из уст в уста" по памяти от поколения к поколению,постоянно изменялась.Отличия появляются под влиянием разных обстоятельств.От кого сказка была услышана, насколько талантлив был исполнитель, от кого и когда он перенял произведение, что запомнил,что опустил,чем дополнил свой текст.)
-Почему же девочке никто, кроме ежа(1 вариант), не помог в поисках брата?
-Почему речка, яблоня и печка откликнулись на беду девочки,когда она бежала с братцем домой?
-Что девочка испытала и поняла?
-Всегда ли герой торжествует в сказке?(Да,ведь добро побеждает зло.)
5. Музыкальная физминутка "Если нравится тебе".
6. Продолжение работы по теме.
а)Работа с ноутбуками.Интеллектуальная игра.
( 7 учеников разгадывают загадки на ноутбуках и находят нужную букву на столе учителя.)
В это время все остальные ребята играют в игру "Перескажи сказку не называя героев".
Например:Она поленилась,а он потрудился.
У нее все разрушилось,а у него крепко.
Она его и выгнала.
(Заюшкина избушка)
Проверка выполненных заданий на ноутбуках.
Составляют из букв слово.
-Прочитаем получившееся слово (Теремок).
7.Видеоролик. Сказка « Теремок».
8. Обобщение.
-Какие сказки мы называем русскими народными?
-Откуда берутся разные варианты одной и той же сказки?
-Всегда ли побеждает герой сказки?
9. Итог.
-Понравился ли вам урок?
-Что необычного было на нем?
-Что вы расскажите своим родителям о сказках?
15