Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс Начальная школа XXI века


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с.Купино муниципального района Безенчукский Самарской области
Утверждаю:
Директор школы: _________ Климова Л.В.
«____» августа 2015 г.
Рассмотрено на заседании МО. Согласовано:
Протокол № от «___» августа 2015 г. и.о. зам.дир. по УВР
Председатель МО _______________ Шепелькаева Н.С.
_________________ Хархавкина М.Г. «___» августа 2015 г.
Программа учебного курса по изобразительному искусству во 2 классе
Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
авторской программы: Л.Г.Савенкова. «Изобразительное искусство».
УМК «Начальная школа ХХI века».
2015 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству
2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Пояснительная записка
к тематическому планированию
(рабочей программе)
Общая характеристика учебного предмета.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования. В рамках стандарта понятие «результат образования» рассматривается с позиций деятельностного подхода. От того, какими понятиями, операциями наполнено содержание обучения, зависит успешность проектирования определенного типа мышления, способов восприятия окружающего мира, возможности самореализации личности ученика.
Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, а также способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Это означает, что результаты общего образования должны иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений. Универсальные учебные действия, приобретенные учеником в результате обучения, должны обеспечить его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Что касается требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ, то они структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим, индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Таким образом, предполагается решение важнейшей стратегической национальной задачи – преобразование образовательного стандарта в инструмент опережающего развития образования.
Новизна стандарта второго поколения образовательной области «Искусство» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития. Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Сегодня в начальной школе закладывается основа формирования учебной деятельности школьника – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно в начальной школе формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, закладываются основы нравственного поведения, определяющего в дальнейшем отношение личности с обществом и окружающими людьми.
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.
Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.
В результате обучения детей изобразительному искусству в начальной школе предполагается достижение следующих результатов:
- личностные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать основы художественной культуры; эмоционально-ценностного отношения к миру и художественного вкуса; - в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
- в познавательной сфере: умения видеть, воспринимать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности красоту природы, окружающей жизни, выраженную с помощью средств рисунка, живописи, скульптуры и др.;
- метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в начальной школе проявляются: в развитии художественно-образного воображения и мышления; художественной интуиции и памяти; восприятия и суждения о художественных произведениях как основы формирования коммуникативных умений;
предметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
- в познавательной сфере: представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества; осваивать основы изобразительной грамоты, особенности средств художественной выразительности; приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; различать виды художественной деятельности; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений (с учетом специальной терминологии);
- в ценностно-ориентационной сфере: формировать эмоционально- ценностное отношение к искусству и к жизни на основе лучших отечественных художественных традиций (произведений искусства); развивать художественный (эстетический) вкус; видеть и понимать проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство); понимать и уважать культуру других народов;
- в коммуникативной сфере: формировать основы коммуникативной культуры в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ, а также освоения информационных коммуникаций;
- в эстетической деятельности: развивать художественный вкус, воображение, фантазию; формировать эмоциональное, интеллектуальное восприятие на основе различных видов изобразительного искусства; умения воспринимать эстетические ценности, заложенные в пластических искусствах, высказывать свое отношение к произведениям искусства; формировать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа, достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
- в трудовой сфере: применять в собственной творческой деятельности средства художественной выразительности, различные материалы и техники.
Для учебного курса «Изобразительное искусство» на базовом уровне приоритетом является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классического и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, а также понимания роли искусства в жизни человека.
Изучение изобразительного искусства располагает возможностями реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и обществоведение, русский язык и литература, технология и др.). Появляется возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного образования посредством обращения к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием различных художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами на основе компьютерных мультимедийных технологий, с использованием музейной педагогики и т.п.
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Цели обучения
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Основные задачи:
- учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Изобразительное искусство»
Мир изобразительных (пластических) искусств)
Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.А.Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта ванн Рейна); пейзаж (на примере произведений А.К.Саврасова, И.А.Шишкина, И.Э.Грабаря, И.И.Левитана, К.Ф.Юона, К.Моне, В.ВанГога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В.М.Васнецова, А.А.Дейнеки, А.А.Пластова и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Государственной Третьяковской галереей, Русским музеем, Эрмитажем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических) искусств в организации
материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией».
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т.д. (с учетом местных условий).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метопредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Для реализации программного содержания используются:
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство. 2 класс: учебник. – М.: Вентана-Граф,2012г.
Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова. Рабочая тетрадь. 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012г.


п/п Тема урока Оборудование Планируемые
результаты
(предметные)
Содержание урока Планируемые результаты личностные и метапредметныеХарактеристика деятельности
Личностные
УУД Познавательные
УУД Коммуникативные
УУД Регулятивные
УУД
1. Что значит быть художником? Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Работа с акварельными красками Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру Знание правил работы с акварельными красками. Умение работать кистью и акварельными красками Потребность в общении с искусством Различать способы и результат действия
Предметный мир 5 ч.
2. Фактура предметов. Проектор. Знакомство с картиной В.Стожарова. Натютморт с квашнёй. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. Работа с акварельными краскам. Чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомство с аппликацией Умение выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов Формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность. Оценивать правильность выполнения действий
3. Снимаем отпечаток с фактуры предметов Проектор. Знакомство с картиной В. Поленова «Осень в Абрамцево» Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Овладевать основами языка живописи, выбирать и использовать различные материалы. Знание правил работы с гуашевыми красками. Умение выполнять декоративные цепочки Потребность в общении с искусством Оценивать правильность выполнения действий
4. Рисуем натюрморт Проектор. Знакомство с картиной К. Петров-Водкин «Черёмуха в стакане» Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Способность выражать отношения к природе средствами художественного языка Умение передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев, их форму, очертания, цвета различных предметов. Потребность в общении с искусством Осуществлять пошаговый контроль по результату
5. Рефлекс в изобразительном искусстве Виды и жанры изобразительных искусств, архитектуры. Способность выражать отношения к природе средствами художественного языка Знание правил работы с пластилином.
Умение называть известные виды и жанры искусства и архитектуры. Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений Различать объекты и явления реальной жизни и их образы , выраженные в произведении искусства и объяснять разницу
6. Что могут рассказать вещи о своём хозяине? Познакомиться с интерьером. Овладевать основами языка живописи, выбирать и использовать различные материалы Умение самостоятельно работать Участие в коллективных обсуждениях Преобразовывать практическую задачу в познавательную
Многообразие открытого пространства 3ч
7. Что такое отрытое пространство? Проектор. Знакомство с картиной К.Писсарро «Ржаные поля в Понтуазе. Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Способность овладевать знаниями о декоративно-прикладном искусстве Умение самостоятельно работать Способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений Различать произведения разных видов и жанров изобразительного
8. Открытое пространство и архитектура Проектор. Фото «Дом и окружающий его мир природы» Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Способность воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства Умение самостоятельно работать декоративных элементов Воспитание ценностного отношения к искусству Оценивать правильность выполнения действий
9. Кто создаёт архитектуру? Проектор. В.Васнецов «Проект русского павильона для Парижской выставки 1891г.» Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Способность овладевать знаниями о декоративно-прикладном искусстве Умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. Умение учитывать позицию собеседника Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
Волшебство искусства 3ч.
10. Какие бывают виды искусства? Использование различных художественных техник. Способность создавать композиции на заданную тему на плоскости .Умение последовательно наклеивать элементы композиции Умение аргументировать свою позицию Преобразовывать практическую задачу в познавательную
11. Сочиняем сказку и показываем её как в театре Использование различных художественных техник. Способность создавать композиции на заданную тему на плоскости .Умение последовательно наклеивать элементы композиции Умение аргументировать свою позицию Преобразовывать практическую задачу в познавательную
12. Какие бывают игрушки? Фото Дымковской, Филимоновской,Каргопольской и Архангельской игрушки. Документ-камера Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции Способность различать основные и составные, тёплые и холодные цвета. Умение рисовать с натуры объекты с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски Готовность к реализации своего творческого потенциала Преобразовывать практическую задачу в познавательную
О чём и как рассказывает искусство? 16 ч
13. Художественно – выразительные средства Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Способность воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства Умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки; рисование кистью элементы дымковской игрушки Умение ориентироваться в полученной информации Оценивать правильность выполнения действий
14. О чём говорят на картине цвета? Документ-камера. Дионисий. Фрески. Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Способность изображать растения, животных, природу, сказочные и фантастические существа Умение выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет Умение ориентироваться в полученной информации Осуществлять пошаговый контроль по результату
15. Учимся изображать с натуры Документ-камера В.Казарин. Букет. Самостоятельная работа над изображением с натуры .Способность изображать с натуры. Умение изображать форму, цвет, пропорции. Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
16. Портрет Документ-камера. М.Врубель. Автопортрет. 17. Такие разные маски! Документ-камера. Маски. Упражнения и задания по развитию наблюдательности, воображения Способность изображать разные маски. Умение рисовать и передавать особенности – форму, величину. Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
18. Графическое изображение Документ-камера. Графические работы.
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Способность изображать графические изображения Умение рисовать и передавать особенности – форму, величину. Умение ориентироваться в полученной информации Осуществлять пошаговый контроль по результату
19. Контраст Документ-камера. С.Герасимов. «Вечер» Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Способность изображать персонажей народных сказок, передавать своё отношение к персонажу Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразитель-
ного.
20. Пятно Ознакомление с произведениями народных промыслов в России. Способность воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам русского и мирового искусства Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Умение ориентироваться в полученной информации Осуществлять пошаговый контроль по результату
21. Тон Проектор. В.Поленов. «Речка Свинка» Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью.
Развитие творческих способностей и воображения Способность воспринимать и выражать своё отношение к искусству Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
22. Пятно Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью.
Развитие творческих способностей и воображения Способность воспринимать и выражать своё отношение к искусству Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
23. Набросок Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью. Развитие творческих способностей и воображения Способность воспринимать и выражать своё отношение к искусству Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
24. Придаём бумаге объём Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью. Развитие творческих способностей и воображения Способность воспринимать и выражать своё отношение к искусству Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
25. Пейзажи Проектор. Картины художников с изображением пейзажа Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью. Развитие творческих способностей и воображения Способность воспринимать и выражать своё отношение к искусству Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
26. Работаем в смешанной технике Работа над совершенствованием приёмов рисования кистью. Развитие творческих способностей и воображения Способность воспринимать и выражать своё отношение к искусству Знание замечательных художников – иллюстраторов, их произведений Научиться вести диалог, участвовать в обсуждении Осуществлять пошаговый контроль по результату
27.
Животные в произведениях художников Документ – камера. Работа с пластилином. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
28. Сюжет Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
Природа – великий художник 6ч.
29. Удивительный мир растений Проектор. К. Малевич. Весна. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
30. Человек учится у природы Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма Способность передачи настроения, впечатления в цветовых композициях Умение рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования Готовность к реализации своего творческого потенциала Оценивать правильность выполнения действий
31. Природные формы в архитектуре. Собираем коллекцию камней Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
32. Симметрия в природе и искусстве Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
33. Орнамент. Слушаем и наблюдаем ритм. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.
34. Итоговый урок. Смотри на мир широко открытыми глазами. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании Способность понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. Умение выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства Умение ориентироваться в полученной информации Различать произведения разных видов и жанров изобразительного.