Роль обучающих игр при изучении английского языка в начальной школе
Комиссарова Людмила Александровна
МБОУ СОШ№71 г.Воронеж
Роль обучающих игр при изучении английского языка в начальной школе
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего урока английского языка, разрабатываются такие технологии, методы и приемы обучения, которые помогают активизировать коммуникативную компетентность школьников, стимулируют их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажная роль отводится играм на уроках. Учитывая, что языковая компетенция младших школьников довольно ограничена, использование игр на уроках иностранного языка позволяет объединять образовательную, развивающую и воспитательную функции, которые действуют в данном контексте в органическом единстве. Игровая деятельность занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Опыт работы в школе подтверждает, что обучающие игры являются одним из сильных мотивов в овладении учащимися фонемами, грамматическими и лексическими единицами, целыми речевыми блоками иностранного языка. Игры способствуют выполнению важных методических задач: - создают психологическую готовность детей к коммуникации; - обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала; - совмещают развитие умений, например, диалогического общения с совершенствованием лексических или грамматических навыков; - тренируют учащихся в выборе нужного речевого блока, т.е. подготавливают к ситуативной спонтанной речи вообще.
Сюжеты учебных игр могут быть самыми разнообразными, например, русские и английские сказки, стихи, рассказы. С помощью обучающих игр, младшие школьники получают навыки устной речи, учатся переносить действия из одних условий в другие, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности.
Ученики начальной школы очень любят принимать участие в играх-драматизациях и инсценировках. Такая игра стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, сложных речевых взаимодействий, стимулирует к развитию всех психических и познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей. Для игр-драматизаций используются мелкие, мягкие игрушки, а также готовые театральные куклы, которые имеются в продаже Следует помнить, что место обучающей игры на уроке и отводимое ей время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, поставленных целей и условий урока. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке, например, языковые игры-физминутки. Один и тот же вид игры может быть использован на различных этапах урока. Однако мы хотели бы отметить, что для развития воображения и творческих способностей детей игры нужно разнообразить, они не должны играть в одну и ту же игру много раз.
В статье я хотела бы подробно рассмотреть обучающие игры, которые чаще всего использую на уроках английского языка в начальной школе..
1. Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки: отработка произношения и ритма, отдельных фонем, снятие фонетических трудностей.
Игра “I spy”
Учитель дает установку: I spy with my little eye.
Something beginning with [b].
Дети называют известные им слова, начинающиеся со звука [b]: bear, big, ball… Победителем считается ученик, назвавший последнее слово.
2. Орфографические игры необходимы для тренинга в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые правила в правописании английских слов.
Игра “Мозаика”
Ученикам раздаются карточки с буквами. Учитель дает установку: “Было у меня слово, рассыпалось оно на буквы, угадайте, что это за слово?”
Игра “Вставь пропущенные буквы”
Пишутся два слова с одинаковым количеством букв. Задача обучающей игры– превратить одно слово в другое, изменяя каждый раз только одну букву.
CAT—RAT—FAT
COW—NOW—HOW
слова.
3. Задача обучающих грамматических игр научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления грамматической структуры, развить коммуникативную активность и самостоятельность младших
Игра “Where do you live?”
Игра идет по цепочке. Дети передают другу друг мяч со словами:
Уч. 1: You are a crocodile. Where do you live?
Уч. 2: I live in the river. (обращаясь к следующему ученику) You are a frog. Where do you live?
Уч. 3: I live in the pond. You are a horse. Where do you live?
Уч. 4: I live in the farm. You are a bear. Where do you live?
Уч. 5: I live in the forest. You are a dog. Where do you live?
Уч. 6: I live in the house. You are a tiger. Where do you live?
Уч. 7: I live in the zoo.
4. Лексические игры ставят целью тренировать учащихся начальной школы в употреблении лексики в бытовых ситуациях, знакомить их со структурой английского высказывания, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию в коммуникативных блоках.
Игра “Выучи слова, используя рифмовку”
1) Очень любит манку обезьянка – monkey.
2) В английском я вершин достиг! Свинья, я знаю, будет – pig.
3) Каждый из ребят поймет: птица – по-английски bird.
4) Имеет пышный рыжий хвост проказница лисица – fox.
5) В цирке он большой талант, слон могучий – elephant.
5. Ролевые игры формируют речевые умения, позволяющие реализовать максимум коммуникативных намерений при максимуме прочности и гибкости навыков использования языкового материала. Данный тип игры наиболее точно воссоздает ситуацию и атмосферу общения. За её участниками закрепляется определённый характер, они находятся в определённых отношениях, что предполагает разнообразную речевую реакцию, включая эмоциональную. У детей возникает потребность выразить радость или огорчение, восторг или негодование и они должны найти средства для выражения своих эмоций.
Игра “Shopping”
Продавец: – Hallo! Come in please!
Покупатель: – Good morning!
Продавец: – What do you like to buy?
Покупатель: – I’d like to buy a bear (a ball, a cat)?
Продавец: – Here it is!
Покупатель: – Thank you very much.
Продавец: – You are welcome! Come again!
Покупатель: – Thank you! Good bye.
Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Как показывает практика, регулярное применение различных игр, привычка учащихся к данному виду работы позволяет проводить её достаточно быстро и эффективно.