Использование аудиовизуальных средств информации для повышения познавательной активности учащихся
Использование аудиовизуальных средств информации
для повышения познавательной активности учащихся
Приложение 1
Презентация «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
В период интенсивного внедрения информационных и коммуникационных технологий в повседневную деятельность современного человека появились новые возможности научно-популярного изложения сложных проблем. И так как тема моего самообразования «Методы обучения при личностно-ориентированном подходе в процессе образования».
При изучении классификации методов обучения, я обратила внимание на то, что в традиционной классификации методов упоминается видеометод. Я заинтересовалась этим вопросом, стала более углубленно изучать данный метод с использованием аудиовизуальных средств информации (мультимедийных технологий). Прошла ряд курсов: СКИПКРО «Педагогическое проектирование и ИКТ» с модулем ИНТЕЛ; Академия Айти «Применение пакета свободного программного обеспечения».
Цель презентаций, видеофильмов заключается в том, чтобы обеспечить ускорение усвоения знаний посредством использования аудиовизуальных средств информации.
Учебные презентации и видеофильмы выполняют определённые функции:
технологическую. Она осуществляет демонстрацию учебной информации;
дидактическую. Эта функция обеспечивает более эффективный способ передачи изучаемого материала.
Преимущество аудиовизуальных средств информации заключается в том, что в учебном процессе можно осуществлять обучающие и развивающие задачи. Мне бы хотелось подробнее остановиться на:
когнитивной функции, позволяющей рационально преподносить и одновременно насыщать материал информацией. Показать предметы в динамике и в то же время глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений. Реалистично отобразить действительность и управлять процессом восприятия;
креативной функции. Преимущество аудиовизуальных средств информации не только в формировании знаний и умений, но и в том, что возможно осуществить процесс творчества. Примером может служить фильм «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», созданный учениками 11 класса при подготовке к общешкольному мероприятию «День открытых дверей».
Методы обработки видеоинформации изучаются на уроках информатики в 11 классе, а я предлагаю учащимся различные темы и рассказываю учащимся дидактические особенности и возможности презентации и видеофильма.
Мультимеди-технологии способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, коммуникативных качеств речи, логического и образного мышления, творческих способностей.
Благодаря использованию на уроках различных форм урочной деятельности, в том числе презентаций и видеофильмов в аспекте проблемного обучения, повысились познавательная активность учащихся, уровень обученности.
Дидактические особенности использования аудиовизуальных средств информации, подробнее хочу остановиться на видеофильме:
Во вводной части видеофильма должны быть поставлены цель и задачи изучения данного раздела, показаны междисциплинарные связи, отмечены предлагаемым пособием (с чего начать, что сделать после просмотра фрагмента или всего фильма, на какие вопросы ответить и т.п.).
Для лучшего усвоения материала видеофильм может быть разбит на отдельные части длительностью 2-5 минут, которые показываются на разных этапах урока.
Применение учебных видеофильмов целесообразно в таких ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:
с объектами, процессами» явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы и пронаблюдать в реальных условиях;
с внутренними процессами и явлениями, недоступными для непосредственного наблюдения;
с процессами и явлениями, характерной особенностью которых является движение, развитие;
с очень медленно или очень быстро протекающими процессами или явлениями;
с микро-и макрообъектами.
Видеофрагменты представляют собой короткие фильмы, посвященные отдельным вопросам программы. Следует отметить особую выразительность учебного видеофильма. Объекты, явления, процессы даны таким образом, что предоставляют возможность рассмотреть любые необходимые для изучения элементы.
Важной особенностью учебного видео является возможность показа такого материала, который не может быть продемонстрирован учащимся никаким другим средством обучения.
Определив место видеофильма в системе уроков, необходимо найти их место в структуре конкретного урока, оно определяется в каждом конкретном случае и зависит от методической направленности фильма, его содержания, логики изложения учебного материала учителем, избранных методов.
Типы учебных видеофильмов
Фильм-лекция («говорящая голова»).
Фильм-рассказ из статических изображений (фото, рисунки, таблицы, схемы и т.д.) с текстовым комментарием.
Фильм-демонстрация (постановка опытов, рисование, конструирование и т.п.).
Фильм-презентация (кабинет, библиотека, музей и т.д.).
Всю работу по использованию видеофильмов на уроке я разделяю на ряд этапов:
ознакомление учителя с существующим фильмом для определения его места в системе уроков и разработке заданий к нему;
разработка заданий к видеофильму;
подготовка учащихся к восприятию видеофильма – установочная беседа;
демонстрация видеофильма
переработка материала видеофильма.
Учебный видеофильм как средство обучения характеризуется рядом требований.
Требования к учебному видеофильму
Длительность видеофильма не более 10-15 минут.
Четкое и продуманное дозирование информации в соответствии с поставленными дидактическими целями и этапом урока.
Целеполагание осуществляется на этапе разработки сценария, а анализ и обобщение учебной информации (рефлексия) - по окончании просмотра.
Видеофильм является составным компонентом учебного комплекса. Содержание видеофильма предполагает предъявление информации в объеме одного раздела образовательной программы.
Каждый кадр строится с четким выделением главного объекта.
Дикторский текст предельно лаконичен, выразителен, доступен, не подменяет изображения.
В создании видеофильма используются приемы, способствующие формированию познавательного интереса к предмету: разнообразные способы и приемы съемки, оригинальность монтажа.
Видеофильм может содержать проблемную ситуацию, вопросы, задания, рекомендации по применению полученных знаний.
Полифункциональность учебного видеофильма заключается в возможности его применения для решения разнообразных дидактических задач.
Визуальная информация (видеоряд) - это особый язык. Многословные вербальные или текстовые (на экране) комментарии могут лишь затруднить восприятие динамических процессов. В случае необходимости учитель сам («вживую») на уроке может прокомментировать происходящее на экране. Для этого можно использовать кнопку «пауза».
Представление учебного материала не должно быть равномерным, монотонным. Как правило, в пределах одной темы можно выделить 4-5 акцентов, привлекающих внимание зрителя (используя эффект неожиданности, удивления, эмоционального оживления). Выделения желательно располагать по нарастанию эффекта.
Создание видеофильма
Создание фильма начинается с определения дидактической цели и задач, вытекающих из этой цели. Тема будущего фильма обычно звучит так: "Это фильм о (про, об)... который (ая, ые)...". Цель и тему надо помнить на всех этапах производства фильма, чтобы не снимать и не монтировать лишний материал, не вписывающийся в концепцию вашего фильма или уводящий зрителя от его основной идеи.
Процесс создания фильма подразделяется на три этапа:
Написание сценария.
Съемка.
Монтаж + озвучивание.
Сценарий.
Прежде чем написать сценарий, необходимо:
тщательно изучить материалы по данной теме(литературу, статьи, фото и т.д.).
Продумать начало, чтобы с самого начала заинтересовать зрителя.
Обозначить проблему.
Кульминация фильма должна быть ближе к завершению (примерно 2/3 от начала фильма).
Использовать креативные идеи: метафоры, гиперболы, аллегории и т.д.
Построить в логической последовательности эпизоды так, чтобы нарастало напряжение у зрителя, вплоть до кульминации.
Продумать окончание фильма, итог, обобщение.
Примерная схема сценария
№ кадра
Видеоряд(что будет видно на экране)
Звукоряд(что будет слышно из динамика)
Примечание
Дикторский текст(дословно)
Фоновая музыка, шумы, звуковые эффект
Цель моего проекта: использование учебного видеофильма для повышения познавательной активности учащихся.
Объект исследования: образовательный процесс в рамках профессии «Оператор ЭВ и ВМ»
Предмет исследования: условия, способствующие развитию учебно-познавательной активности учащихся.
Гипотеза: если создать условия для развития учебно-познавательной активности учащихся, то это будет способствовать увеличению процента качества знаний при сдаче государственного итогового квалификационного экзамена.
Задачи проекта:
Ускорение усвоения знаний посредством использования аудиовизуальных средств информации;
привлечение детей к участию в творческой, познавательной деятельности;
популяризация интеллектуально-творческой деятельности учащихся..
Для решения данных задач необходимо теоретическое, теоретическое, материально-техническое обеспечение, пространственно-временное и правовое обеспечение проектирования.
Методы:
изучение нормативно-методической документации;
тестирование учащихся;
педагогическое наблюдение, анализ документации;
сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2014
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта
Сроки исполнения
Задачи этапа
Ожидаемый результат
1. Подготовительный
сентябрь - октябрь
2013
1. Организационные:
Разработать план по разработке и реализации проекта.
Механизм реализации проекта; определение базы эксперимента
2. Мотивационные:
Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса.
Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта
3. Содержательные:
Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. Составить сценарий
4.Информационные:
Обеспечить информационную поддержку.
2. Практический
февраль
2014
1. Осуществить апробацию проекта
Реализация целей и задач проекта
2. Внести необходимые коррективы в содержание проекта
Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании
3. Контрольно-оценочный
апрель
- май 20140
Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации.
Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта.
Но не стоит забывать и о презентациях. Мною на практике часто используется компьютерная презентация как средство обучения и как вид творческой деятельности учащихся по созданию собственных презентаций. Приведу несколько примеров презентаций учащихся: «Текстовый редактор», «Интернет – зло или благо», «Пишущая машинка или персональный компьютер»
Использование аудиовизуальных средств информации на уроке не только повышает познавательную активность школьников, но и активизирует деятельность учителя.
Преподаватель спецдисциплин
профессии «Оператор ЭВ и ВМ»
МОУ ЦО «Прогресс»
Буденновского района
Дядюн Анна Викторовна
Использование аудиовизуальных средств информации для повышения познавательной активности учащихся
2014
~ 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715 ~
педагогический проект Дядюн А.В..ppt‘15