Статья: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ КУЛЬТУРОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ
Е.З. Орехова
учитель музыки
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №105»
г. Саратов, Российская Федерация
Использование аудиовизуальных средств обучения на уроках культуроведения в школе
В последнее время технологии стали важной частью человеческой действительности. В современном мире мы не можем представить себя без использования передовых гаджетов и компьютеров, которые способствуют комфортизации нашей жизни. Распространение передовых технологий обширно, начиная от неизмеримых просторов космоса и заканчивая видеоиграми. Поэтому новое молодое поколение учащихся, растущее на просторах ТВ и интернета, требует качественного иного способа подачи школьной программы, а именно им требуется яркая визуальная и аудиальная информация. В связи с этим использование интерактивных и аудиовизуальных технологий в обучении приобретает с каждым днем все большее значение.
Данные средства способствуют увеличению запоминающей способности учеников в процессе обучения, что позволяет в дальнейшем осуществлять планомерный контроль над результатами, полученными в ходе освоения учебного материала.
К основным преимуществам интерактивных и аудиовизуальных средств относится то, что они:
способствуют активизации познавательной деятельности, по средствам перехода от пассивной деятельности учащихся, т.е. усвоения материала от преподавателя, к активной, при которой ученики становится активными субъектами учебного процесса.
помогают систематизировать информацию по определенной теме;
повышают уровень усвояемости учебного материала учащимися;
формируют и развивают способности учащихся в поиске и систематизации информации, т.е. вычленения из огромного потока информации непосредственно необходимой.
Из вышеперечисленного следует, что для повышения качества образования, в школах необходимы данные средства.
Однако в данной статье нами будет рассмотрено использование аудиовизуальных средств на уроках культуроведения.
Культуроведение является одним из основных этапов человеческого познания. С помощью изучения культуры и искусства, ученик может осознать свои предпочтения в том или ином направлении искусства, а главное, может раскрыть в себе таланты и почувствовать себя единым с определенной общностью людей, что является важным этапом социализации ребенка. Познав этот мир, человек познает себя.
Для подачи богатого культуроведческого материала представляется неуместным использование «сухого» текста и небольших иллюстраций в учебнике, так как такая подача не способствует активизации творческой и эмоциональной деятельности учащегося. Потому как, в первую очередь его нужно заинтересовать, заставить прочувствовать увиденное и услышанное и помочь составить об этом личное мнение, только в этом случае учебная программа будет усвоена. И именно поэтому учителя стараются чаще прибегать к использованию аудиовизуальных средств обучения.
Итак, рассмотрим практическое применение аудиовизуальных средств в педагогической деятельности и непосредственно на уроках культуроведения.
Первым и основным видом таких средств является демонстрационная презентация, которая может использоваться на разных этапах урока, а именно: сообщения темы урока, изложения информации и демонстрации изображений по теме, проверка домашнего задания, контроль знаний, обобщение, музыкальные паузы. Примером таких заданий могут быть: «Знакомимся с Театром оперы и балета», «Кто изображен на портрете?», «Какой это музыкальный инструмент?» и т.д.
Интерактивная или мультимедийная доска позволяет повысить качество демонстрации материала для всех учеников.
Вторым видом используемых средств является музыкальная электронная библиотека, где есть возможность найти необходимые музыкальные произведения, для прослушивания их на уроке. Данное использование позволит ученикам в дальнейшем на слух распознавать произведения великих композиторов, арии из опер, мюзиклов и т.д.
Третьим видом являются электронные библиотеки по искусству, где хранится огромный объем информации, в виде учебно-методических пособий, учебников, монографий, книг и т.д.
Четвертым видом являются, такие интернет ресурсы, как сайты музеев, галерей, театров и т.д., где можно найти информацию о их деятельности, истории, известных людях, а также на некоторых сайтах есть интерактивная прогулка по зданию или с демонстрация коллекций, с высоким качеством изображения, что позволяет ученикам удалено получить представление о том или ином культурном месте не выходя из класса.
Нами был рассмотрен небольшой, но наиболее часто используемый перечень аудиовизуальных средств.
В заключении хотелось бы сказать что, несмотря на то, что внедрение передовых технологий это процесс дорогостоящий и трудоемкий , и по своей сути является процессом постепенным, он не должен прекращаться или откладываться, так как развитие современных технологий не стоит на месте и постоянно совершенствуется, нынешнее поколение впитывает всю информацию также быстро, поэтому чтобы не отбить интерес у подрастающего поколения к образовательной деятельности, необходимо создать им комфортную, гибкую и быстро адаптирующуюся к их способности поглощать и обрабатывать информацию среду. Однако пока немногие школы могут продемонстрировать использование аудиовизуальных средств на уроках культуроведения, что должно послужить стимулом для дальнейшего процесса информатизации и внедрения передовых технологий в школы России.
Список использованной литературы:
1. http://www.uroki.net/docdir/docdir27.htm
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе Министерство образования Российской Федерации
Письмо от 28.03.2002 г. N 199/13
Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.
Салпыкова И.М., Прохоров А.В. Использование аудиовизуальных средств на уроке музыки в начальной школе//Учебно- метод. пособ-е/
© Е.З. Орехова, 2016