Конспект урока по математике Какой сосуд вмещает больше?


Конспект урока по математике в 4 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока «Какой сосуд вмещает больше?»
Цель:  познакомиться с понятием «вместимость», научиться сравнивать объем двух и более сосудов.
Задачи:
Учебные: познакомиться с понятие вместимость, объем; порядок возрастания; совершенствовать навыки решения задач;
Развивающие: развивать речь, наблюдательность, память, познавательный интерес и творческую активность,  коммуникативные способности
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, проектор.
Раздаточный материал: карточки с заданиями
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
1 Организационный момент Долгожданный дан звонок –
Начинается урок! Проверяют готовность к уроку Слайд №1
2 Эмоциональный настрой Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Как мы познаем сами себя. Как мы воспринимаем мир? Как мыслители? Сегодня мы организуем работу так, чтобы каждый проявил свои способности как мыслителя, приобрел навыки работы в коллективе. Покажем свои умения и навыки при изучении новой темы.
- Откройте тетради, запишите число и классную работу
– Ребята подумайте, на какую оценку вы хоте ли бы сегодня поработать. Поставьте её карандашиком на полях. Записывают число и классную работу
Ставят оценку на полях Слайд № 2
3 Актуализация опорных знаний – Кто изображен на экране? 
- Ярослава подготовила вам информацию об этом ученом.
Греческий механик, физик, математик, инженер. Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе Сиракузы. С помощью системы зеркал,  сжег римский флот. Считается изобретателем катапульты. Архимед посвятил себя математике и механике. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками как чудеса техники.
Он открыл закон об удельном весе и изучал теорию подъемных механизмов.
Среди его изобретений – Архимедов винт, устройство для поднятия воды или сыпучих материалов, таких как песок. Архимед говорил о рычаге, теорией которого он занимался: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир».
- Мы с вами до сих пор пользуемся в жизни его законами. В старших классах вы узнаете больше.
- С одним из его законов вы познакомитесь сегодня на уроке. Ответы детей.
Слушают выступление ученика
Слайд № 3, 4
4 Определение темы урока и постановка учебных задач В одной сказке хозяин нанимал работника и предложил ему следующее испытание. Если справишься, то я возьму тебя на работу.
- Вот тебе две разные бочки, меньшую бочку наполнили водой до краев, а большую только наполовину. Узнай, в какой бочке воды налито больше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или еще каким-нибудь предметом для измерения не пользуйся.
Работник справился с заданием, как он это сделал?
– Рассмотрите на слайде сосуды (блюдце, кружка,  банка, ведро)– Назовите сосуд с самой маленькой вместимостью. С большой.– Расставьте сосуды в порядке возрастания их вместимости (блюдце, кружка, банка, ведро)- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о вместимости сосудов.Тема нашего урока так и звучит «Какой сосуд вмещает больше?
– Какие учебные задачи вы поставите пред собой на уроке? 
 – узнать, что такое ВМЕСТИМОСТЬ…..– научиться сравнивать вместимость двух сосудов  … Предположения детей
Ответы учеников
Высказывания учащихся Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
5 Работа по теме урока - Откройте учебник на стр. 86 задание № 291
Бабушка налила молоко из пакета Мише в стакан, Маше – в чашку, а кошке – в блюдце. Всем – до краёв. Миша заинтересовался, кому бабушка налила молока больше? Он решил, что ему, т.к. стакан выше чашку и уж тем более выше блюдца. Маша с этим не согласилась. Кто из них прав? Как сравнить ВМЕСТИМОСТЬ стакана, чашки и блюдца? Предложи свой способ сравнения.
Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана? Вместимости чашки? Вместимости блюдца? Вместимости стакана и чашки вместе? Почему?
- задание № 292 (устно)
Мама варила варенье в большом тазу, а потом разлила его в три банки, наполнив их до краёв. Вместимость чего больше: таза или одной банки?
- задание № 293 (устно)
Чтобы заполнить бочку с водой, нужно налить в неё 20 вёдер воды. Для заполнения ванны нужно 15 таких вёдер воды. Вместимость чего меньше: бочки или ванны? Почему? При каком условии?
Предположения детей
Ответы учащихся 6 Динамическая пауза Игра «Да, нет»  (Ребята, если услышите новую единицу вместимости, приседаете 1 раз, если какую-то другую единицу измерения делаете хлопок над головой)
Килограмм конфет (хлопок)Красная ленточка (хлопок) Банка молока (приседание)Пакет печенья (хлопок) Бутылка кваса (приседание)Ящик яблок (хлопок)Канистра с бензином (приседание)Выполнение упражнений Слайд № 8
Работа по теме урока - задание № 294
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Сколько полных вёдер воды ВМЕЩАЕТ детский бассейн, если для его заполнения потребовалось принести 32 одинаковых бидона с водой, а для наполнения водой ведра нужно три таких бидона?
Бассейн – 32 бидона
1 ведро – 3 бидона
Бассейн - ? полных вёдер
Решение: (столбиком) 32 : 3 = 10 (ост.2)
Ответ: бассейн вмещает 10 полных вёдер
- задание № 295 (устно)
Номер бассейна Длина Ширина Глубина
1 10 м 4 м 2 м
2 10 м 4 м 1 м
- задание № 296
Решение: 1) 12 : 2 = 6 (раз) по 3 стакана в 1 кастрюле.
2) 6 * 3 = 18 (ст.) – помещается в 1 кастрюлю.
3) 18 ст. < 20 ст.
Ответ: вторая кастрюля больше.
- задание № 297
Решение: 1) 12 : 6 = 2 (раза) меньше вёдер потребовалось
2) 20 : 2 = 10 (б)
Ответ: 10 бидонов нужно влить.
- задание № 298
1 кастрюля – 15 стаканов Решение: 1) 15 : 5 = 3 (раза) по 4 чашки
2 кастрюля - ? чашек 2) 3 * 4 = 12 (чаш.)
4 чашки – 5 стаканов Ответ: 12 чашек помещается в кастрюле
- задание № 299 (устно)
Аквариум имеет форму куба с длиной ребра 60 см. До какой высоты нужно наполнить аквариум водой, чтобы заполнить его наполовину? На треть? На четверть? Выполнение заданий письменно в тетради.
Проверка выполнения задания с доской Слайд № 9, 10
Слайд № 11
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
7 Закрепление Выполнение задания в парах на карточках.
Двум сестричкам Ане и Тане мама налила на завтрак по стакану сока. Девочки спешили, и сок не допили. На рисунке в стакане слева остался сок Ани, а справа – Тани. Кто из них выпил больше сока?
1381125-1905000 Т
Т

А Т
Ответ: Таня выпила больше сока, т.к. у нее осталось меньше сока. А Аня выпила меньше сока, т.к. у нее осталось больше сока.
1. Уровень воды в этих сосудах одинаковый. Можно ли утверждать, что в них содержится одинаковое количество воды?

Ответ: Нет. Нельзя утверждать, что в этих сосудах содержится одинаковое количество воды. Т.к. у них разная вместимость или разный объем. Это мы определяем на глаз.Проверь, какая схема подходит к этому рисунку?
7620011811000


Ответ: К данному рисунку подходит схема II.
Что изменилось, что осталось без изменений?

Ответ: Изменился только уровень воды. А количество воды осталось без изменений. И объем сосудов не изменился. Выполнение задания на карточка. Учащиеся дописывают ответы на поставленные вопросы. Слайд № 16
Слайд № 17
Слайд № 18
Слайд № 19
8 Подведение итогов – Что же такое вместимость?
Вместимость – это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд.
Измерить объем стакана можно способом, который предложил  Архимед: для этого достаточно полностью погрузить стакан в воду и измерить объем вытесненной им воды. Таким образом, объем стакана равен объему воды, вытесняемой этим стаканом при полном погружении, а вместимость стакана равна объему воды, которой этот стакан можно наполнить.
– Справились ли мы с поставленными задачами в начале урока?– Поднимите руку, кто запомнил, что такое ВМЕСТИМОСТЬ и научился сравнивать вместимость разных сосудов?– Какие трудности возникали?– Кто на уроке был самый активный? – Оцените свою работу на уроке. Совпадает ли она с той, что вы поставили в начале урока? Ответы учащихся Слайд № 20
Слайд № 21
9 Рефлексия - С каким настроением вы уйдете сегодня с урока? Поднимите свои сигнальные карточки в соответствии с смайликом на слайде.
- В конце хотелось вам сказать одну арабскую пословицу:
Ни один сосуд не вмещает больше своего объёма, кроме сосуда знаний, он постепенно расширяется.
Поднимают сигнальные карточки Слайд № 22
Слайд № 23
10 Домашнее задание Печатная тетрадь с. 67 – 68 № 124, 126 Записывают домашнее задание Слайд № 24