Выступление на окружном семинаре Формирование коммуникативных УУД у младших школьников посредством использования игровых заданий на уроках в начальной школе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования игровых заданий на уроках в начальной школе. (Прокофьева Т.А.)
Федеральный государственный образовательный стандарт, реализуемый в начальной школе предъявляет требования к трём группам результатов: предметным, метапредметным (УУД) и личностным. В структуре Основной образовательной программы начального общего образования есть Программа формирования универсальных учебных действий, которая должна реализовываться через все предметы, и призвана обеспечить формирование у обучающихся метапредметных умений, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Поэтому задачей учителя является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Мы, учителя начальной школы, особое внимание уделяем формированию коммуникативных умений младших школьников. Это чрезвычайно актуальная проблема в наше время, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Сегодня дети, приходя в 1 класс, не умеют договариваться, не допускают у сверстников наличия другой точки зрения и зачастую не имеют собственного мнения. На помощь учителям приходит игра, которая является естественной для ребенка. В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является учебная деятельность, которая «вырастает» из игровой. Игровая технология не нова для педагогов, но она в полной мере способствует формированию УУД.
Одна из типичных черт игры – наличие в ней творческого начала. Игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью.
Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.
Таким образом, обеспечивается становление важнейших личностных образований: усвоение норм и правил поведения, соподчинения мотивов, произвольность поведения, самооценка.
При выборе форм, методов, приёмов работы по формированию коммуникативной грамотности у учащихся были учтены следующие принципы:
1) ситуативность;
2) коллективное взаимодействие;
3) жизненная ориентация обучения;
4) вовлечение детей в коммуникативную деятельность.
Выделенные принципы реализуются в приемах:
1) ролевого общения;
2) дискуссионного общения;
3) обучения коммуникативному взаимодействию (обмен информацией, принятие групповых решений, координация совместных действий и др.).
Урок – основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость.
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
2. Игровая деятельность младших школьников на уроках математики в начальной школе.
В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.
1. К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй ответ»;
2. Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)
Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:
а) диалог в большой группе (учитель – ученики);
б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);
в) диалог в паре (ученик – ученик).
В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике.
Подготовь вместе с соседом по парте сообщение о различных мерах длины.
Составь по рисункам произведения и объясни их смысл. Расскажи соседу, что значит умножить число а на число b? А он расскажет тебе, что значит разделить а на b?
Задание группам: Рассмотрите рисунки. Объясните каждый способ сложения. А каким способом складываете вы? А какой способ кажется вам самым интересным? Почему?
По рисункам попробуй объяснить другому человеку, как решены примеры.

3. Игровая деятельность младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.
Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания, так и письменные:
Устные творческие задания:
- коллективный рассказ по сюжетным картинкам;
- перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;
- придумай историю к заданному началу (середине, концу);
- придумай продолжение текста, где все слова на одну букву «Тавтограммы»;
- сочини синквейн (прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему) и т.д.
Письменные творческие задания:
- подбери рифму, сочини загадку;
- напиши письмо другу;
- отредактируй текст;
Также для формирования коммуникативных УУД целесообразно вместе с детьми писать творческие сочинения, коллективно их обсуждать. Все это способствует формированию таких важнейших качеств личности, как сопереживание, умение оценивать работу другого ученика и свою. При обсуждении сочинений учащиеся учатся проявлять определенный такт, доброту и внимание.
Подготовку к групповой работе необходимо начинать с первых дней учебы детей в школе. Надо, чтобы ребенок стал равноправным участником познавательного процесса. Работа в парах является переходным этапом к проведению групповой работы. Этот вид работы ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности. В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы. Этому способствует постановка вопросов:
- Все ли согласны с мне
·нием?
- Внимательно ли вы слушали товарища?
- Верно ли сделан выбор?
- Что получилось, что не получилось? Почему?
- Выскажи свое мнение.
В процессе работы по формированию коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения:
- Говори полными, законченными предложениями.
- Говори отчетливо и громко.
- Аргументируй кратко и точно.
- Обосновывай мнение и утверждай.
- Внимательно слушай, когда говорит другой.
- Любое мнение обсуждается, но не осуждается.
Таким образом, такого вида игры и упражнения обеспечивают возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Таким образом, коммуникативные УУД, которые формируются посредством игровых технологий – это умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться, учитывать позицию собеседника.
Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.

























«Математическая эстафета»
Класс делится на 6 команд (удобнее - по вариантам) Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
  «Математическое лото»
Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.
Блоки заданий по темам
1. Учитель заготавливает карточки с заданиями (в 1- ом классе), а со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней сложности). Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой – из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи.
  Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнёру. Второй слушает, осмысливает, задаёт вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнёра,  затем они меняются ролями.
2. Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.
3. Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идёт повторное объяснение.
4.  После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу.
5. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идёт объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги.
Изучение состава числа
Например, по составу чисел 6,7
4+2=6 5+1=6 6-5=1 6-4=2 3+4=7 7-1=6 7-4=3 7-6=1 6-1=5 6-3=3 1+5=6 6+0=6 7-2=5 5+2=7 7-7=0 7-3=4 6+1=7 7-5=2 1+6=7 7+0=7 3+3=6 2+4=6 6-2=4 6-6=0
Дети получают одну карточку на двоих. Сначала «учителя» - дети первого варианта. Они читают пример, а второй вариант – «ученики» отвечают. «Учителя» диктуют два столбика примеров, затем передают карточку соседу по парте и они меняются ролями.
Помимо того, что в процессе выполнения данного задания формируются коммуникативные УУД, формируются и предметные результаты: знание таблицы умножения. В результате ребята за сравнительно короткий срок запоминают таблицу сложения и вычитания в пределах десяти. Имеются карточки для устной работы в парах по темам: «Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20», «Табличное умножение и деление».



Выписка из программы формирования УУД
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;

· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;

· задавать вопросы;

· контролировать действия партнёра;

· использовать речь для регуляции своего действия;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

· учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные
от собственной;

· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;

· с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.__








13PAGE \* MERGEFORMAT14915




rђ Заголовок 1жђ Заголовок 215