Урок русского языка на тему Разбор слова по составу (2 класс)


Предмет: русский язык
Класс: 2 класс
Тип урока: Повторение изученногоТема: «Разбор слова по составу»
Цель: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по совершенствованию знаний о частях слова и закреплению умения разбирать слово по составу.
Тема Состав слова
Задачи
Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слов по составу; развивать умения выделять корень, приставку и суффикс в словах
Воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат Предметные:
Понимать и воспроизводить алгоритм разбора слов по составу, выделять в словах корень, приставку и суффикс.
Личностные:Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия Однокоренные слова, корень, суффикс, приставка, состав слова, морфема
Межпредметные связи Русский язык
Ресурсы:
- основные
- дополнительные - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина русский язык 2 класс,
- листы для самопроверки
- шаги учебной деятельности
- тетрадь
- карточки с заданием
- алгоритм самооценки.
Организация пространства Фронтальная работа, коллективная работа, работа в парах, работа в группах
Ход урока.
I Орг. Момент
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
- Я рада видеть всех вас на уроке. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Я рада! Желаю успехов всем нам!
II Постановка цели урока
-Ребята, перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Повторить всё о частях слова и учиться правильно разбирать слова по составу).
Тема урока: Разбор слова по составу.
-Скажите, это урок новых знаний или урок повторения?
Я должен знать:
Алгоритм разбора слов по составу.
Как находить корень, суффикс, приставку слова.
Я должен уметь:
Разбирать слова по составу.
ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, КОРЕНЬ
на доске
ТЕМА на доске
ЗАДАЧИ на доске
III Повторение изученногоУчитель:
- Сегодня у нас необыкновенный урок. Это будет урок - приключение, полное неожиданностей. Мы отправимся в путешествие к планетам знаний в Галактику Словообразования.
- А как вы думаете, что же такое Словообразование? Почему так назвали этот раздел? Что он изучает?
- Какие части слова словообразование помогли вам ответить на данный вопрос?
Давайте обратимся к словарям
Толковый словарь Ушакова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - способы, процесс образования слов в языке.
Толковый словарь русского языка (Ожегов С., Шведова Н)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов
2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. ЕфремовойСЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
1) Система образования слов в языке. б) Способы такого образования.
2)Раздел языкознания, изучающий образование слов в языке.
- Из чего же состоят слова? (Из корней, приставок, суффиксов, окончаний)
- Слова сделаны из своего «строительного материала». «Строительные блоки» для слов называются МОРФЕМАМИ — это КОРЕНЬ, СУФФИКС, ПРИСТАВКА, ОКОНЧАНИЕ.
И мы отправляемся к ним в гости.
Галактика Словообразования
на доске
СЛОВАРЬ
МОРФЕМА на доске
1 Главная планета - планета Корней.
- Как вы думаете, с какой морфемой мы встретимся в заданиях на этой планете?
- Что такое корень? Как правильно выделить в слове корень?
1) – Посмотрите на эти необычные деревья. Какие слова могли бы «вырасти» на них? (На доске изображены деревья, в корнях которых даны слова лес, сад.) Ребята работают по вариантам.
- Напишите эти слова в тетрадь. (Двое работают на задней стороне доски) Сколько веток «выросло» на вашем дереве? Давайте проверим ребят у доски.
- Молодцы, ребята! Вы так хорошо справились с заданием. А знаете ли вы, что в «Школьном словообразовательном словаре русского языка» слов с корнем –лес - целых 29.
- Ребята, а кто бы хотел узнать о словах с корнем -сад-? У вас есть замечательная возможность побывать исследователями. Попробуйте дома сами подсчитать слова с этим корнем. А нам пора двигаться дальше.
Планета Корней на доске
Два дерева на доске
Двое учеников у доски
2 Планета Грамотности.
-А сейчас вспомните, какие орфограммы в корне слова вы знаете?
Давайте повторим написание безударной гласной в корне слова.
Задание. РАБОТА В ПАРАХ. Впиши пропущенные буквы. Найди и зачеркни слово, которое является лишним в каждой строке.
Буквы Лишнее
1. (о-а) м_ряк, м_рской, м_розный, м_ре2. (и-е) л_сник, л_сья, л_сной, л_сок, л_сная3. (у-и-е) гр_сть, гр_бник, гр_бок, гр_бница, гр_б Проверка задания
Планета Грамотности
РАБОТА В ПАРАХ карточки зеленого цвета
3 Физкультминутка.
4 Планета Приставок
- Подготовьтесь рассказать, что вы знаете о приставке как части слова?
1) Работа с деформированными предложением. Задание на выбор:
(Н…)писал, адрес, отец, (н…)конверте.
- Предлагаю вам задание на выбор.
Первый вариант. Составьте и запишите предложение из слов, выделите приставки, обозначьте орфограммы.
Второй вариант. Найдите и выпишите слова с приставками, обозначьте орфограмму.- Почему нужно различать приставки и предлоги?
Планета Приставок

Предложение на доске
Варианты заданий на доске
Двое учеников у доски
5 Планета Суффиксов
- Расскажите, что вы знаете о суффиксах. Какую «строительную» работу они выполняют? (Образуют новые слова: придают словам различные смысловые оттенки.)
-Как найти в слове суффикс?
Исключите из цепочек лишние слова. Назовите суффиксы.
Рыбка, дубок, горка, норка.
Тракторист, пианист, танкист, печник.
Хвостище, глазоньки, усище, когтище.
- Какие значения придают здесь суффиксы?
Планета Суффиксов
Сам.работа на розовых карточках
6 Работа в группах
- Вот и заканчивается наше путешествие, но прежде чем мы вернемся в класс, каждая группа должна составить алгоритм разбора слов по составу на карточке
1. Подбираем родственные слова.
Выделяем корень.
Выделяем приставку.
Выделяем суффикс
Разберите слова по составу: Космос , космолет, полет
Работа в группах
Белые карточки
Слова на листах
IV Итог урока
-Я поздравляю вас с окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и любознательными путешественниками, хорошо работали на уроке.
А теперь давайте подведем итог нашего урока.
Над чем мы сегодня работали?
Продолжите фразу:
Я понял…
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно..Мне понравилось…
VI. Домашнее задание:
Придумайте и запишите 10 слов к схеме
Итог
На доске