Урок русского языка Состав слова и основа слова


ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД)
Номинация: «Педагогические идеи и технологии: среднее образование»
Название работы: «Состав слова. Основа слова»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Автор: Аликина Наталья Ивановна
Учитель начальных классов
Место выполнения: МБОУ «СОШ №10» с.Новопокровка

Цель деятельности учителя Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; ознакомления с основой слова, словообразовательным словарем
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательныерезультаты
Предметные: определяют опознавательные признаки однокоренных слов, различают однокоренные слова и формы одного и того же слова, сравнивают слова по составу, разбирают слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивают правильность разбора слова по составу
Метапредметные. Познавательные: анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы.
Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную задачу; планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно используют
средства для решения различных коммуникативных задач
Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка
Методы и формы
обучения
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Основные понятияи термины Основа слова; порядок разбора слова по составу, словообразовательный словарь и правила работы с ним
Образовательныересурсы 1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Схема «Состав слова».
3. Словообразовательный словарь
Оборудование Доска, проектор, интерактивная доска

организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Формы,методыметодическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемыконтроля
осуществляемыедействия формируемые умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебной деятельности
Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.
–Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Пр.- вырабатывают каллиграфический почерк
Слайд 1.
II. Чистописание Фронтальная, индивидуаль-ная.
Практический.
Письмо.
- Запишите пословицу и объясните её смысл.
На доске: Весна красна цветами, а осень пирогами. Выполняют письмо по образцу Правильное написание
III. Актуализация знаний
Фронтальная. Словесный. Беседа. Анализ словарного материала – Прочитайте ещё раз предложение:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
– Обозначьте орфограммы.
– Какие орфограммы обозначили?
Обозначает на доске.
– В какой части слова встретились орфограммы?
– Что такое корень?
– Подумайте, какое слово в данном предложении может быть лишним? Почему? Слушают вопросы учителя, аргументирован-но отвечают на них, находят для классификациипризнаки слов и выделенияв предложении одного лишнего П – применяют в новой ситуации знания, полученные ранее; анализируют и классифицируют предложенные объекты, сравнивают их и находят признаки, по которым может быть исключено лишнее слово.
Р – принимают учебную задачу.
К – высказывают позицию и аргументируют ее Беседа по вопросам
Слайд 2.
-Подберите к слову пироги однокоренные слова.
На доске слова: пирог, пирожковая, пирожок, пирожочек, пироги.
-Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему?
– Какая часть слова изменила форму, оставив его значение неизменным?
– Какую роль играет окончание?
– Какое слово может быть лишним по другому признаку?
– Какую роль играют приставки и суффиксы в словах? Продолжение табл.
Слайд 3. -Что изменится в слове пироги, если поставить ударение на второй слог? Определяют лексическое значение слова, говорят, что оно обозначает Л – осознают границы своего знания и «незнания» Слайд 4.
IV. Подготовка к основному этапу деятельности (учебник, форзац «Состав слова и слово-образование»)
Фронтальная. Словесный.
Беседа – Как называется раздел, с которым мы начинаем знакомство?
– Рассмотрите схемы, представленные на форзаце учебника. Что они иллюстрируют? Рассматривают представленные на форзаце схемы, отвечают на вопросы учителя Пр. – знают морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание); умеют видеть их на предложенных схемах Беседа по вопросам
Слайд 5.
V. Постановка учебной задачи
(учебник с.95 упр.178 схема«Состав слова»)
Фронтальная. Словесный.
Беседа – Внимательно посмотрите на схему, расположенную на странице. С какой частью слова мы пока еще не знакомы? (Основа.)
-Можете ли вы сказать, как найти эту часть в слове?
– Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с этой частью слова Слушают учителя. Пытаются самостоятельно сформулировать цель деятельности на уроке П – сравнивают объекты, классифицируют их.
Р – понимают недостаточность имеющихся знаний для решения новых учебных задач, принимают сформулированную вместе с учителем учебную задачу Беседа по вопросам
VI. Усвоение новых знаний Фронтальная. Словесный, – Вы догадались, что среди всех морфем, имеющихся в слове, есть Изучают схему. Применяют полученные П – строят рассуждения по плану. Беседа по вопросам,

и способов действий.
1. Наблюдение (учебник, форзац «Состав слова и слово-образование») практический. Беседа одна, пока не изученная нами. Это основа слова. Посмотрите еще раз на схему, представленную на форзаце, и попытайтесь перечислить основные признаки этой морфемы. Обратите внимание на следующие пункты:
1. Как обозначается основа?
2. Где находится в слове?
3. Какова ее роль?
– А кто может объяснить, что такое словообразовательный разбор слова? Ответ спрятан все на том же форзаце. Будьте внимательны, и вы сможете его сформулировать ранее знания для решения поставленной учебной задачи.
Высказывают свои гипотезы Р – принимают учебнуюзадачу моно-логические ответы
Слайд 6.
2.Работа над
правилом (с.95)
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа – Проверьте правильность ваших предположений. Прочитайте правило. Что такое основа?
– А теперь загляните на «Страничку для любознательных» (с. 96) и познакомьтесь с информацией о словообразовательном разборе Читают, отвечают на вопрос П – извлекают необходимую информацию из текста Беседа по вопросам
Физкульт-минутка Коллективная. Практический
Пальчиковая гимнастика Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы начнём опять писать. Выполняют движения по тексту под руководством учителя Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни Правильное выполнение движений

Слайд 7.
VII. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа по учебнику, упр. 181
Фронтальная, индивидуаль-ная. Словесный, практический. Комментиро-ванное письмо
Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при необходимости Знакомятся с памяткой. Выполняют задание по алгоритму П – понимают необходимость последовательных действий, действуют по алгоритму Упражнение
2. Работа по учебнику, упр. 183 Групповая Организует работу групп (каждый ряд подбирает слова для одной схемы) Классифицируютслова в соответствии с заданными параметрами П – выделяют в целом объекте части, могут работать со схематическими изображениями.
Р – принимают учебную задачу Фронталь -
ный
3. Работа по учебнику, упр. 184 Фронтальная. Практический. Комментированное письмо Организует работу с упражнением: предлагает выполнить задание по цепочке Вставляют пропущенные буквы, объясняя условия выбора написания; устно подбирают однокоренные слова, выделяют основу слова Пр. – подбирают однокоренные слова, применяют на письме изученные орфографические правила.
П – выделяют в целом объекте части.
Р – принимают учебнуюзадачу Фронталь -
ный
4. Работа по учебнику, упр. 185 Групповая Организует работу групп (каждый ряд работает с одним предложением) Исправляют речевые ошибки. Записывают отредактированные предложения, находят в них грамматическую Пр. – совершенствуют навыки редактирования текста.
П – применяют на практике новые знания. Фронталь -
ный
основу; выделяют основы во всех словах Р – принимают учебную задачу Слайд 8.
5. Работа в рабочей тетради, упр. 129 Работа в парах Организует работу в парах, при необходимости оказывает помощь Осуществляют разбор слова по составу. Сравнивают собственный ответ с предложенным П – применяют на практике полученные ранее знания.
Р – принимают учебную задачу, оценивают предложенные варианты решения учебной задачи Беседапо вопросам
6. Работа в рабочей тетради,
упр. 128 Индивидуаль-ная Организует индивидуальную работу, оказывает помощь при необходимости Осуществляют разбор слова по составу П – применяют на практике полученные ранее знания.
Р – принимают учебную задачу Индивиду-альный опрос
Слайд 9.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный.
Беседа -Какая задача стояла перед нами?
-Удалось ли её решить?
-Кто справился с задачей?
-Кто испытывал затруднения? Почему?
– С каким настроением покидаете урок? Отвечают на вопросы учителя Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Само-регуляция
Домашнеезадание (рабочая тетрадь, упр. 127), с.95-96 правило Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития Индивиду-альные исследова- тельские мини-проекты «В гостях у слова»
Слайд 10.