Духовно-нравственное развитие младшего школьника


-1135729-1162834
Н. А. ВодолажскаяДуховно-нравственное развитие
младшего школьника средствами музыкального фольклора во внеурочной деятельности
Белгород 2016
Издат.Типография Печатный мир
Город Белгород ул.60 лет Октября 1-д., Тел/факс 4722 51-04-82.
учебно-методическое пособие
Рецензент – заведующая кафедрой философии и теологии социально-теологического факультета, доктор философских наук, доцент
Липич Т.И.
АННОТАЦИЯ
Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, исторически сложившейся российской ментальности. Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки ответственного гражданина, настоящего патриота своего отечества, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, знающего и почитающего традиции предков. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности, поиском путей её духовно-нравственного развития как показателя определённой иерархии ценностей, целей и смысла жизни.
Одна из важнейших задач современного образования – это воспитание души ребёнка средствами искусства, музыки, устного поэтического творчества, воздействуя на процесс становления его нравственных качеств и нравственных идеалов. Это происходит во всех образовательных областях, в том числе и во время внеурочной деятельности. Сегодня очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. На совершенствование этой работы нацелены и новые федеральные государственные образовательные стандарты, в которых особое внимание уделено воспитанию и формированию духовно-нравственных ценностей школьников.
Основу духовно-нравственного развития детей можно найти в музыкальном фольклоре. Однако, как справедливо отмечал Л. Выготский [5, с. 24], музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Поэтому духовно-нравственное воспитание младшего школьника должно способствовать привитию умения сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развитию способности переживать чужие радости и горести, выработке своего отношения к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. И музыкальный фольклор должен выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
Данное методическое пособие содержит в себе методические и практические рекомендации для педагогов дополнительного образования и внеурочной деятельности. Экспедиционные материалы представленные в данном учебно-методическом пособии помогут более точно передать традиционные особенности Белгородского края.
Данное пособие может быть интересно обучающимся и преподавателям различных гуманитарных, художественных и музыкальных учебных заведений, учителям и учащимися специализированных школ, лицеев, студий, классов.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Сущность и содержание духовно-нравственного развития младшего школьника………………………………………………………………..
Духовно-нравственный потенциал детского музыкального фольклора………………………………………………………………..
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ИГР В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена возрастающим интересом белгородцев к фольклорному наследию края: народным песням, танцам, праздникам, обрядово-игровой деятельности, устно-поэтическому творчеству, что, естественно, обоснованно стремлением познать свою «почвенную культуру», историю края, его традиции. Этому в значительной мере способствует целевая региональная программа «Сохранение и развитие народной художественной культуры» Белгородской области подкреплённая комплексом мер организационного, научно-методического, материально-технического характера, а также принятые правительством и губернатором Белгородской области Е. С. Савченко постановления, направленные на поддержку и развитие народных традиций края.
Белгородская область в этом отношении представляет особый интерес, поскольку отличается наличием многих жанров песенного фольклора, частично сохранившимся в живом бытовании местных мастеров народного исполнительства, архаичными формами празднично-обрядового комплекса, традиционного народного костюма (села Афанасьевка, Подсереднее Алексеевского района; села Нижняя Покровка, Казацкое, Сорокино Красногвардейского района; Нижние Пены, Вышние Пены Ракитянского района; Пороз, Почаево, Доброе Грайворонского района; Макешкино, Боровое Грайворонского района и др.). В совокупности с местным диалектом, типом застройки жилых и хозяйственных строений, укладом жизни коренных жителей они составляют стилевую специфику региональной музыкальной культуры. Ее изучение имеет большое значение для обобщающих исследований, посвященных как южнорусской музыкальной традиции в целом, так и решение частных вопросов, например, адаптации фольклора в условиях сельского региона.
Как известно, полевые исследования, ориентированные на фиксацию утрачиваемых артефактов народной культуры, часто уже не бытующих в подлинном контексте, служат основой для реконструкции форм, существовавших в прошлом. Особенно актуальным представляется изучение таких аспектов, как воспроизведение структуры обряда, ритуала, выявление их функций и семантики и особенно связанного с ними музыкального фольклора.
Изучение региональных традиций народной художественной культуры в работе с детьми сегодня представляется наиболее актуальным, поскольку приобщение к фольклору, введение малышей в мир национальной культуры должно осуществляться на основе «родной» культуры, более близкой и понятной им.
В соответствии с теоретическими положениями отечественной этнографической школы, музыкальной фольклористики современные явления могут изучаться как для реконструкции прошлого, так и для их анализа, как живой функционирующей действительности. Поэтому основной задачей в изучении традиционной художественной культуры в настоящее время является задача выявления взаимоотношения традиций и инноваций, присущего именно данной этнической или историко-этнографической общности [8, с.362]. С практической точки зрения – это процесс живого «воспроизводства» бытующих образцов музыкально-обрядового фольклора, реконструкция и адаптация утраченных и восстановленных его вариантов.
На сегодняшний день не каждое образовательное учреждение в своей работе опирается на региональный компонент и национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, который изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
В современной научной мысли существует несколько точек зрения по вопросу определения жанровой классификации фольклора в соответствии с локальным положением. Так, В.М. Щуров вкладывает в это понятие значение региональной, зональной и ареальной стилевых традиций.
Г.Я. Сысоева употребляет этот термин в более узком значении, отмечая значимость и составляющие компоненты, характерные для любого регионального стиля: певческие традиции, традиционный костюм и его декор, обрядово-ритуальная деятельность, эстетика фонической окраски звука, хореографические формы, традиционный инструментарий.
Особый интерес представляют работы белгородских ученых, этнографов, собирателей: Кошелева А.С. «Традиция балалаечных ансамблей в Белгородской области» (1986); Веретенникова И.И. «Белгородские карагоды» (1993); Горюнова Б.А. Елисеевой О.В. «Русские народные музыкальные инструменты Белгородской области» (1993); Карачарова И.Н. «Народные песни сёл Купино и Большое Городище Шебекинского района Белгородской области» (1995), Песенная традиция реки Псел (Белгородско-Курское пограничье) (2004); Веретенникова И.И. «Народное музыкальное творчество Белгородского края» (1996); М.С. Жирова, О.Я. Жировой «Фольклорные традиции села Мощеное Яковлевского района» (1998); Жирова М.С. Народная художественная культура Белгородчины (2000); Жирова М.С. Жировой О.Я. «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» (2001); Жирова М.С. Жировой О.Я. «Традиционные народные праздники и обряды Белгородчины» (2002); Жирова М.С. «Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры» (2003); Жировой О.Я. «Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона» (2004); Жирова М.С. Жировой О.Я. Митрягиной Т.А. «Традиционный народный костюм Белгородчины: история и современность» (2005); Горбатовской А.В. «Счастливая путь-дорожка. Народные песни села Боровое Новооскольского района» (2007); Жировой О.Я. Жирова М.С. Селюковой Т.А. Селюкова Э.А. «Фольклорные традиции русской инструментальной музыки: региональный аспект» (2011); Жирова М.С. Жировой О.Я. Алексеевой О.И. Сараевой Л.П. «Фольклорные традиции Валуйского района» (2011) и др.
Работы этих авторов, а также многочисленные научные публикации профессорско-преподавательского состава кафедры искусства народного пения БГИИК дают не только общее представление о традиционной художественной культуре Белгородчины, но и особенностях бытования, современных формах проявления, актуализируя разработку проблемы ее реконструкции и освоения в условиях работы образовательных и культурно-досуговых учреждений региона. Исследование детского музыкального фольклора Белгородской области внесет определенный вклад в разработку проблемы освоения фольклорных традиций на региональном уровне.
Практическая ценность данной работы- состоит в комплектовании фонда фольклорно-этнографического материала, записанного, обработанного и нотированного автором на территории Белгородской области. Полученные результаты могут быть использованы как база для учебно-методического обеспечения, и внедрения регионального компонента в рамках дополнительного образования и во внеурочную деятельность младших школьников, а также обучающимся и преподавателям различных гуманитарных, художественных и музыкальных учебных заведений, учителям и учащимися специализированных школ, лицеев, студий, классов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Сущность и содержание духовно-нравственного развития младшего школьника.
Проанализировав научные публичные публикации, посвященные развитию и формированию личности, роли воспитания и образования, дают понять, что работы философов, социологов, культурологов, теологов, психологов и педагогов, безусловно затрагиваются вопросы становления духовности, нравственности у младших школьников.
Ожегов считает что « Духовность, это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» такую формулировку он даёт в словаре. А вот В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность - состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [6, с.812]. Так же понятие «духовность» человека характеризуется как «индивидуальная выраженность в структуре личности двух фундаментальных потребностей: индивидуальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других» такое определение даётся в психологическом словаре [8, с.64] «Духовность - специфически человеческое качество... характеризующее мотивацию и смысл поведения личности... Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений. Духовность характеризуется... бескорыстностью, свободой, эмоциональностью, оторвавшейся от физиологически детерминированных переживаний...» такое определение духовности дает словарь по этике [9, с.43 ]Изучив педагогические справочники выяснилось что духовность рассматривается в трех аспектах:
1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности;
2) ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск его нравственных абсолютов;
3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом. [12, с.38]
Проведя анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей был сделан вывод, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. « Питать и душу, и плоть, и дух- это воспитывать. Дух питает душу, душа преображает плоть…» так считает протоирей Евгений Шестун. Это вполне объяснимо, так как даже этимологически слова «дух», «душа» восходят к слову «дыхание» - признаку, непосредственно отличающему жизнь от смерти, что позволяет религиозному осмыслению человеческого бытия связывать «дух» с бессмертным и божественным. [24, электронный ресурс]Где-то далеко в подсознании каждый из нас осмысливает это понятие, но дать ему определение сможет не каждый. Что такое духовность? Что она представляет собой? Когда человек стремится совершенствоваться внутренне, при этом, не имея никакой выгоды материальной, когда он придерживается моральных принципов и ценностей, которые, обычно, собраны в религиозных учениях – это и будет духовность человека. Может быть, для кого-то это понятие имеет более широкий смысл. Если человек стремится развивать свою духовность, то он познает высокие истины и у него появляется стремление обрести силу Всевышнего [25, электронный ресурс]
Русский религиозный и политический философ, Н.А. Бердяев предполагает, что дух одновременно реален и ирреален. Его реальность не вызывает сомнения, вместе с тем дух не есть объект, так как нет такой объективной реальности, которую можно назвать духом, но есть признаки, по которым дух можно установить: «...признаками духа являются - свобода, смысл, творческая активность, целостность, любовь». Духовность в жизни человека проявляется в его свободе, активности, творчестве, любви и милосердии, стремлении к преобразованию жизни.
B.C. Соловьев предполагает что понятия «нравственность» и «духовность» синонимы, и человек существует достойно только тогда, когда подчиняет свою жизнь и свои дела нравственному закону и направляет ее к безусловным нравственным делам.[18, с.139-288.]
Понятия «дух» и «духовность» не требуют никаких доказательств и разъяснений так считает представитель русской религиозной философии, Н.О. Лосский. А И.А. Ильин, в сою очередь, пришел, к выводу о том, что наличие духовного начала в человеке является смыслом существования любой личности: «...дух есть «воздух» и «хлеб» человеческой жизни, ибо человек задыхается и изнемогает без него. Дух есть... сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; начало, во всем животворящее, осмысливающее и очистительное... дух есть сила самоопределения к лучшему...» [11, с.22]
Духовность это высший уровень культурного развития, она открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к молитве и религии – так считаетвыдающийся ученый в области юридической психологии и педагогики A.M. Столяренко [24, электронный ресурс] Отдельные признаки «духовности» можно расположить в такой последовательности: свобода, добро, стыд, жалость, любовь, творческая активность, истина, разум, воля, интеллект. Из этого следует что практически все религиозные философы конца XIX - начала XX века считали, что духовная реальность проявляется в понимании Бога, а Бог, по их мнению, есть царство Истины, Добра, Красоты, Святости. Центром духовности считается «нравственность»
К. Д. Ушинский утверждал, что источник нравственности, духовной жизни лежит во вне. И этот источник духовной жизни и есть основа нравственных чувств. Нравственность нельзя вынести из социума, и материализма.
«Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Философский энциклопедический словарь определяет «нравственность» как мораль, как один из способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Воспитание можно рассматривать как незаменимый инструмент обучения нравственности.
«Нравственность» - слово, возникшее в русском языке как синоним латинского «мораль» (mosmoris) - обычай, нрав, и греческого «этика» (ethos) - обычай, нрав, характер [23, с.54].С.И. Ожегов рассматривал «нравственность как правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение» [16, с 56] Словарь по этике дает следующее толкование нравственности - это «область практических поступков, обычаев, нравов... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...» [20, с.22]
В Словаре синонимов под редакцией А.П. Евгеньевой этика, мораль и нравственность представлены как синонимичные понятия. В.И. Додонов предполагает, что в понятие нравственность философы-мыслители вкладывали глубокую человечность, видели самоотдачу, бескорыстие. В тоже время П.А. Флоренский писал: «Человек обогащает себя, когда отдает себя другому» [10, с 54] Оценивая нравственность философы видели прежде всего религиозную основу. Нравственность, утверждали они, должна быть религиозной, высшая нравственность - это церковь.
В.Т. Кабуш, нравственность - это не только способы регулирования общественного порядка, сколько средства духовного развития человека. В содержание духовно-нравственного воспитания необходимо включать и совесть, стыд, скромность, сочувствие, сострадание, милосердие, непримиримость к злу, любовь, ответственность за свои дела и слова. Из этого следует, что нравственность включает в себя духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение правил, определяющих поведение человека.
Главная роль в процессе духовно-нравственного воспитания отводится начальной школе, которая открывает систему школьного образования, закладывая основы учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах. Цель школы - духовно богатая личность, воспитание которой невозможно без формирования осознанных потребностей созидательного труда, чувства собственного достоинства, уверенности в себе, гражданской ответственности. К вопросу духовно-нравственного воспитания личности обращались и классики отечественной педагогики: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский. В своих трудах К.Д. Ушинский подчеркивал, что ещё задолго до возникновения педагогики как академической науки, выработана система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир - народная педагогика. В педагогическом терминологическом словаре дано определение - народная педагогика совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми.
В современной образовательной системе духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся - это первостепенная задача. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта в структуре основной образовательной программы в дополнении к фундаментальному ядру содержания образования, базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени дошкольного и начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Православный компонент школы разработан с учетом «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденного решением Священного Синода Русской Православной Церкви 27 июля 2011 года, который разработан с учетом «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 ноября 2010 года. В настоящие время когда идёт поиск путей духовного возрождения России обращение к опыту православной особенно актуально. Общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования [19, электронный ресурс]
Младший школьный возраст очень восприимчив и доверчив к внешним влияниям. Это очень сильно помогает в обучении и воспитании младших школьников. Систематическое и последовательное духовно-нравственное воспитания детей именно в этом возрасте более целесообразно. Недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Младший школьный возраст является этапом развития ребенка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. С поступлением в школу у детей возникает стремление стать школьниками, что является хорошим стимулом для нравственного воспитания. Именно младший школьный возраст является продуктивным в нравственном воспитании. Именно сейчас происходит усвоение моральных норм и правил поведения, ребенок чувствует радость познания, приобретает умения учиться, учится дружить, обретает уверенность в своих способностях и возможностях [4, с.56].
Таким образом, для определения духовно-нравственного воспитания выступают «духовность» и «нравственность». Духовность чаще всего используется в религии, но она так же тесно связана с гуманистическими ценностями. Духовность - относится к высшему уровню духовного освоения мира человеком, а нравственность является определителем духовной культуры личности. Из этого следует вывод, духовно-нравственное воспитание это целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества.
. Духовно-нравственный потенциал детского музыкального фольклора
Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.
Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения, которые предполагают значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации.Стандарт, включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального, общего среднего образования. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения невозможна без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
В целях формирования духовности и культуры подрастающего поколения в контексте национальных традиций и во исполнении постановления губернатора Белгородской области от 9 декабря 2004 года № 224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи»; постановления администрации г. Белгорода от 18 августа 2005г. №151 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» управлением образования обращается особое внимание деятельности школьных образовательных учреждений по духовно-нравственному воспитанию приобщению детей к основам и ценностям православной культуры.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе. В раннем возрасте ребёнок начинает знакомиться с элементами фольклора. Именно от мамы он слышит свою первую колыбельную песню, музыкальный слух и музыкальная память ребёнка формируется благодаря малым фольклорным формам: частушкам, потешкам, прибауткам, считалкам, приговоркам, скороговоркам, песенкам – небылицам [14,33]. Использование детского музыкального фольклора в образовательно-воспитательном процессе и в повседневной жизни учат детей нравственным основам жизни.
Нравственное воспитание – важнейший процесс становления личности, освоение подрастающим поколением моральных ценностей, выработка нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно нормам и правилам морали.[10, 34]. В основе духовно-нравственного воспитания лежит нравственность. Понятие нравственность раскрывается через нравственные категории и их общепринятые оценки «хорошо» или «плохо»: добро – хорошо, безнравственность – плохо, порядочность – хорошо, трусость – плохо и т.д. Нравственные категории, к которым применима оценка «хорошо», называют ценностями [4,12]. Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.
Нравственное воспитание младших школьников эффективно осуществляется, когда учитываются их возрастные и индивидуальные особенности. Младшие школьники очень эмоциональны, так как их психическая деятельность окрашена эмоциями. Они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Характерна недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Так же в этом возрасте может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением [ 4, 14]. Одним из средств нравственного воспитания является фольклор. Изучению фольклора в воспитании младших школьников в последнее время уделяется достаточно много внимания.
Изучение южнорусской музыкальной культуры представляет особый интерес для теории и практики, поскольку ее территорию составляют традиции как раннего, так и позднего формирования, в результате чего образуются самобытные очаговые традиции. Более того, на территории Белгородской области, например, соседствуют сразу несколько музыкально-стилевых традиций: Воронежско-Белгородская, Приоскольская, периферия курского Поселья. Поэтому типологическому исследованию здесь должно предшествовать тщательное изучение каждой локальной традиции.
Без точного знания местных традиций немыслимы сколько-нибудь достоверные суждения о том, какого рода фольклорные факты сугубо локальны или, шире, реальны, либо, наконец, общенародны. Степень общности местных традиций, в конечном счёте, вырастает в фольклорную общность всего народа.И конечно наилучшим, неиссякаемым источником мудрости и духовности является музыкальный фольклор. В.В. Лесевич одним из первых русских ученых дал развернутое определение этому термину: «фольклор» - это обширная и сложная масса разнообразных высказываний народа о своей внутренней и внешней жизни… - словом, все то, что народ унаследовал от отцов и дедов путем устного предания, за что он держится» [14,34].
Это дар памяти поколений, составляющий бесценный запас народных знаний о жизни, о человеке, о красоте и любви, об извечных проблемах борьбы доброго и злого, борьбы света с тьмой. По своей сути эти знания являются универсальным, незыблемым стержнем общих законов сохранения народного достояния. Щуров В.М. придает большое значение народно-песенному творчеству в музыкально-эстетическом воспитании народных масс. Музыковед-фольклорист писал: «…в классических примерах народной музыки сконцентрирована значительная идейно-воспитательная сила. Русские песни вызывают стремление к самоусовершенствованию, к общему человеческому благу и счастью, воспитывают высокие чувства любви к Родине, уважение к труду. Понимание красоты произведений народной музыки, наслаждение глубиной ее художественных образов порождает патриотические настроения, гордость за свой талантливый народ» [25,18]
В настоящее время заметен растущий интерес к фольклору и потребность в общении с народными истоками, несмотря на повсеместное влияние на подрастающее поколение средствами массовой информации и сетью интернет, где нет цензуры и отсутствуют нравственные границы. Несомненно, одним из самых массовых механизмов введения фольклора являются уроки музыки, или внеклассных занятий (кружка), где школьная программа должна быть грамотно составлена, вызывая живой интерес у детей. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Отчего в наших школьных уставах, подвергавшихся и подвергающихся беспрестанным переделкам, нет и намека на преимущественное, усиленное изучение родины? [23, 54]». Музыкальный фольклор нужно активнее внедрять в систему внеклассной работы, путем введения его в школьную программу, в которой очень важно учитывать развитие современного общества, потребности и интересы детей и конечно же индивидуальные особенности каждого.
Мир детского музыкального фольклора открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: пословицах, поговорках, играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Изучение детского музыкального фольклора формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость. Фольклор – народное поэтическое творчество, народная словесность, народная поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового словеcно-художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Главная особенность детского музыкального фольклора заключается в том, что он являет собой искусство устного слова и напева.
В современной жизни широкое распространение получило массовое искусство, которое пренебрегает спецификой детской субкультуры, оставляет в стороне устное народной творчество. От детей ускользают точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему младшему школьнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки-ниндзя, былинных героев – роботы-монстры. Но ведь только знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим. Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия – поэзия народная» [18,30].Использование средств фольклора позволяет решить проблему нравственного воспитания младших школьников. Воспитание на материале фольклора создает преемственность, которая дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано историей человечества, обогатить духовные ценности общества.
Нравственное воспитание будет эффективным, если используются детский музыкальный фольклор. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Сегодня возрождение духовных ценностей является приоритетной задачей нашего государства, и приобщение будущего поколения к народной культуре становится актуальной задачей. На сегодняшний день не каждое образовательное учреждение в своей работе опирается на региональный компонент и национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, который изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
И именно детский музыкальный фольклор несёт в себе формирование представления об окружающем мире, развивает музыкальные способности: слушание, пение,хореографическая пластика, игра на музыкальных инструментах. В нашей гимназии в аспекте дополнительного образования образован фольклорный кружок «Бирюльки», где ребята начальной школы изучают фольклорные традиции нашего края. Территориальное расположение и богатое культурное наследие города Белгорода позволяет педагогам организовать работу по данному направлению на основе взаимодействия с различными социальными институтами:
Белгородским областным историко-краеведческим музеем;
Музеем народной культуры;
литературным музеем;
образовательно-методическим центром «Преображение»; духовно-просветительским центром Святителя Иосафа, епископа Белгородского Чудотворца.
Белгородский край богат своими традициями, мы не только стараемся их не потерять, но и возрождаем давно потерянные благодаря фольклорным экспедициям.
Принимая участия в фольклорно-этнографической экспедиции по Белгородской области нас больше всего заинтересовал детский игровой фольклор. Ведь для работы с детьми очень мало материала, а записывая и расшифровывая старинные игры, потешки, пестушки, дразнилки можно в первозданной форме продлить существование фольклорных традиций нашего края. Поскольку сам материал детский, то понятно, что содержание текстов вполне доступно детскому восприятию, напевы их легко исполняемы даже людьми без музыкального образования. При разучивании песен желательно по возможности не обращаться к инструменту, поскольку по своей устной природе материалы этот легче воспринимается и запоминается с голоса. [3,13]
Например, старинная и забытая всеми игра «Редька» записанная в селе Большебыково Красногвардейского района Белгородской области:
Поют:
Редя, редя попяку.
У бабушки успрашу.
Говорком:
Бабушка, бабушка-дай редьки!
-Она ещё зелёная.
Бабка- ушинкаДедка -поршивка.
(Начинают дёргать редьку)

И музыка, и ритмическая пластика, и игра на музыкальных инструментах и прикладное искусство - всё это фольклор. Хотелось обратить внимание на календарный фольклор детям там отведена значительная роль. Заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным, прививают детям любовь к природе, традициям своего края.
Например, записанная в селе Малобыково Красногвардейского района Белгородской области колядка.
Перед исполнением спрашивают разрешение:
Дети:
Перед исполнением:
-Хозяин, можно каляду начинать кликать?
-Разрешае хозяин?
-Можно скаже тады начинать.
Вариант №2
Ой калёда, ходили блудили
Семьсот мужиков донских казаков.
Вариант №3
Как будете дарить
Так будем хвалить
Ой, калёда!
А не будете дарить
Ня будем хвалить,
Ой калёда!
Свинку за спинку. козу за бородку.
Говорком:
Козу за бородку,
А хозяина за глотку,
Как не дашь ты пирога!

Потешный фольклор включает в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Именно детям хочется рассмешить, развеселить своих сверстников, небылици и прибаутки любимые детские ритмизированные сказочки. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. [14. С.42]В селе Прудки Красногвардейского района Белгородской области была записана прибаутка «Ой, да Титка, Микитку родил»:
Ой, да Титка Микитку родил
А Потапка за бабкою ходил,
Ой пойдем же моя бабушка,
Родила моя хозяюшка.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.
А на что ж нам город городить
А на что ж нам капусту садить.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.
Ай, батюшка медведюшка,
Ой не тронь мою коровушку
Не губи мою головушку.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.
Я коровушку доить буду,
Малых детушек кормить буду.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

И конечно игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Детские игры бывают простые и сложные, они доступны разумению детей с малых лет. В процессе игры у ребёнка возникает интерес к пению, они учатся согласовывать речь и движение. Основываясь на опыте работы можно сказать, что массовые игры учат детей общается, становится богаче и разнообразнее духовный мир, приобщают к народным традициям [14, 32]. Детский фольклор состоит из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений, созданных специально для детей, и, произведений, созданных самими детьми, а так же, заимствованных детьми у взрослых, но переработанных в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.
«Поэзия пестования» или «Материнская поэзия» в детском фольклоре занимает особенное место, сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, созданные для самых маленьких.
Колыбельные песни - адресованы самым маленьким детям. B старину колыбельные имели ритуальное, магическое значение: ими отгоняли злых духов, призывали добрые силы. Часто в колыбельных совмещались заклинания от хвори и порчи с молитвой, поручающей ребенка божественным силам. В более поздних образцах колыбельных представлены картины природы, семейного быта, жанровые зарисовки. Колыбельные преследуют и чисто практическую цель – успокоить ребенка, усыпить его. Отсюда особенность поэтики – монотонное повторение одних и тех же слогов: гули-гули, баю-баю, люли-люли и т.д. Например, колыбельная песня, записанная в селе Никольском Белгородского района Белгородской области.

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама - исполнительница колыбельных, пестушек, потешек. Пример колыбельной песни села Прудки Красногвардейского района Белгородской области.
Бай, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай.
Маленький братишка,
Мамы надо на работку.
Мы идём вместе с ней,
Как тебе оставить дома-
Одного и без людей.
А братишка ня спит,
Плачет, задыхается,
От машины пыль лятить в ротик забивается.
Баю, баю, баю бай, поскорее засыпай.

По мнению крупнейшего исследователя Г.С. Виноградова детский музыкальный фольклор включает в себя педагогическую надобность. Таким образом, ещё в пелёнках ребёнок слышит незамысловатые пестушки: они обращены к тельцу ребенка, к первым движениям его ручек и ножек. К головке, к его улыбке и агуканью. Своеобразие и мудрость детских пестушек, потешек и прибауток формировали душу и характер ребёнка, человеческое начало в нем. Как показывают исследования, взрослые признавали естественность и неизбежность детской «глупости» и неразумности, но до определённого возраста [12, 65].
Пестушки способствуют развитию у ребенка координации движений, равновесия, закреплению двигательных навыков, являются хорошими упражнениями для мышц, обучению элементарных действий для обучения ухаживать за собой (купание):
Расти коса до пояса (поглаживание по волосам)
Не вырони не волоса
Расти коса до пят,
Пусть волосики блестят.
Приговоры при умывании помогают запоминать порядок действий при умывании:
Водичка, водичка
Умой моё личико,
Что бы глазки блестели,
Что бы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
Нередко сопровождаются приемами массажа: поглаживанием, поколачиванием, легким сжиманием тельца, похлопыванием:
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Где были?
У бабушки.
А, что ели?
Кашку
А, что пили
Бражку.
Полетели, полетели (машут крылышками)
На головку сели (кладут ладони на голову)
Ладушки запели.
На втором году жизни для тех, кто начинает говорить, – потешки, в которых в игровой форме уже не редко заключены и первые нравственные опыты; в потешках соединяются развлекательные и учительные моменты.
А есть и такой жанр, как небылица-перевертыш. В ней все поставлено «с ног на голову». Дети понимают несуразность смысла того, о чем поется, и это вызывает смех:
Две большие пони
Сидели на балконе,
Чай пили, не пролили,
По-туречки говорили,
Чаби-чаляби, чаляби-ляби-ляби,
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать,
Богу не молиться,
И не шевелиться.
Мы набрали в рот воды,
И сказали: ЧамбилиЧамбили, чамбили ! [15, 34 ].
В фольклоре каждому возрасту соответствуют свои жанры, свой репертуар. Как только ребенок научится говорить, начинает активно двигаться, он включается в процесс собственно детского творчества. Этому периоду детства свойственны считалки, дразнилки, заклички, скороговорки и т.д.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры помогают детям общаться. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.
И действительно, земля святого Белогорья, освященная жизнью святых Святителя Иоасафа, Митрополита Макария, старца Серафима Тяпочкина и подвигами героев Курской битвы, Прохоровского танкового сражения, особенная, где невозможно не думать о духовности. Именно поэтому в принятой постановлением Правительства области Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы региональным приоритетом развития образования определена воспитательная работа и как одно из ведущих её направлений – духовно-нравственное воспитание обучающихся: формирование базовых основ православной культуры, национальных ценностей, нравственности и регионального патриотизма. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности [2, 32].Из этого следует, что детский музыкальный фольклор Белгородского края все больше осознается обществом как самобытный фактор духовности, приобщение к национальной культуре и истории, развития творческих способностей подрастающего поколения. Эстетические и творческие свойства музыкального детского фольклора всегда находили естественные условия реализации в музыкальной педагогике. Современные условия общественной жизни не способствуют естественной изустной передаче фольклора от поколения к поколению. На первый план выходит организованное обучение с применением специально разработанной методики, учитывающей особенности, как детского музыкального фольклора, так и возрастной психофизиологии обучаемых.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ИГР В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В интересах человека, общества, государства воспитание является одним из важнейших компонентов образования. Основными задачами воспитания нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников.
Учебная деятельность, несомненно, перекликается с внеурочной, расширяя знания младших школьников.
Виды деятельности Учебный вид деятельности Внеурочный вид деятельности
Литературное чтение –
Сказки народов России; произведения о России, её природе, людях, истории.
Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.
Анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т. д. – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях. Разучивание народных песен, инсценирование народных игровых песен, выбор музыкального произведения для определённого литературного произведения. Исполнение народных песен. Календарных, потешек, подблюдные песни и др.
Окружающий мир 
«Связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т. д.).Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т. д.). «Современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы. – ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора;
 - тема экологии в русском фольклоре;
Технология Роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т. п. -изготовление музыкальных шумовых инструментов
Изобразительное искусство
Музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов
Получение трудового опыта в процессе учебной работы.
Настойчивость в исполненииучебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.
Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества. Приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности. Роспись по ткани.
Совершенствование внеурочной деятельности в связи с переходом на новые стандарты второго поколения в настоящее время необходимы. Составная часть учебно-воспитательного процесса - внеурочная деятельность. Она является и одной из форм организации свободного времени учащихся и понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге. Для этого создаются необходимые условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Внеурочная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовно-нравственном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма гимназии требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Существует три уровням результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цели и задачи внеурочной деятельности:
Цель: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи:
1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. 7.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в гимназии.
9.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
10.Организация информационной поддержки учащихся.
11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Принципы внеурочной деятельности:
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному.Воспитание духовно-нравственных качеств у детей требует выхода за пределы школьного урока. Работу по воспитанию нравственности целесообразно продолжать во внеурочной деятельности, где также разучиваем народные песни, частушки и проводим фольклорные праздники. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, где ребенок приобретает новые умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Во всех направлениях внеурочной деятельности приоритетной задачей является реализация детского музыкального фольклора, который воспитывает духовно-нравственные качества у младших школьников.
В спортивно-оздоровительном направлении это подвижные игры, игры с мячом, чехарда, всевозможные «догонялки». В духовно- нравственном направлении – это потешки, частушки, музыкальные игры и, конечно же, календарный фольклор: колядки, заклички, масленичные и песни купальско-троицкого периода.
Социальное и общекультурное – это Белгородские традиции, прикладное творчество. Общеинтелектуальное направление – сказки, загадки, игры тематические на развитие логики.

В качестве содержательных механизмов такой интеграции является создание и реализация программы «Народный хор», которая несёт в себе духовно - нравственное развитие младших школьников, как составную часть основной образовательной программы.
В качестве организационных механизмов такой интеграции могут быть:
разработка и реализация программ дополнительного образования, организация занятости детей в объединениях дополнительного образования (кружках, секциях, клубах, студиях и т.д.)
разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах как социальное проектирование, коллективные творческие дела, акции и др., направленных на решение воспитательных задач;
работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);
работа с детьми с особыми образовательными потребностями;
предоставление услуг (консультативных, информационных, методических, материально-технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал.
Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребёнка. Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Конечно, это очень серьёзная и ответственная работа. Но её конечный результат, принесёт радость и удовлетворение всем участникам образовательного процесса. А главное, объединяя усилия ОУ, УДО и социума – мы вырастим образованного, духовно-нравственного и достойного человека.
ГЛАВА 3.ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



А на что ж нам город городить,
А на что ж нам капусту садить.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.
Ай, батюшка медведюшка,
Ой, не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.
Я коровушку доить буду,
Малых детушек кормить буду.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду ду ду ду.

Ох, Дуня ли к обедне шла,
Пистей пирогов несла.
Ещё курицу пареную,
Требушину перепаренною.


-514357912735



Участники игры, взявшись за руки, двигаясь по кругу поют. В центре круга участник изображает процессы ухода за растениями и после каждого обращение всех: «Дед Семак! Поспел твой мак?», отвечает:
1-й раз- Нет! Только посадил!
2-й раз:-Нет вырастает!
3-й раз:- Поспел!
Стоящие в круге восклицают: - Молоть пора!
Хлопают ладошками водящего в центре. Стоящий в центре поднимает руки вверх и громко восклицает: «Обмолотили!» Все разбегаются. Кто не успел убежать, того водящий ловит и ставит на своё место. Игра начинается сначала.

Играющие, становятся в круг, берутся за руки. В центре один играющий. На словах: «вот такой ширины»- круг расширяется на вытянутую руку. На словах: «вот такой ужены»- круг сужается. Далее играющие продолжают движение по кругу. Стоящий в центре выбирает на своё место другого участника игры.

2. Да вставай Дрёма
Да вставай Дрёма
Вставай Дрёма да прохаживайся.
3. Выбирай Дрёма
Выбирай Дрёма
Выбирай кто понравится тебе.
Участники, взявшись за руки, ходят по кругу и поют. На каждом куплете поворачиваются в противоположную сторону. «Дрёма» в центре круга действует в соответствии со словами. После его выбора игра начинается сначала.

Девочка, изображающая Кострому находится в середине круга. После пения участники игры спрашивают: Костромушка дома? После каждого пения вопросы повторяются. Ответы следуют такие:
1-й ответ: - В погреб полезла!
2-й ответ: - Захварала!
3-й ответ: - Ножку сломала на лавке лежит!
Дети поют: - Костромушка, Кострома, государыня моя.
Ой, что ж ты лежишь, ничего не кажешь
Дети подходят, берут Кострому, кладут на стулья и «лечат». Кострома встаёт и пляшет под весёлую музыку. Все восклицают: вылечили, выздоровела!

2. На мураве да зелёной
Там девушки ходили
3. Там девушки ходили
Да про молодца говорили
4. А кто у нас игрунок
А кто у нас плясунок5. А кто у нас игрунья
А кто у нас плясунья
6. Вот Иванушка игрунок
Да Васильевич плясунок 7. Вот Марьюшка игрунья
Николаевна плясунья
Участники игры образуют две линии полукругами. В процессе пения одна линия поочерёдно проходит мимо другой. Затем каждая линия своим краем заходит вовнутрь полукруга другой линии. Движение продолжается совместно по кругу, не нарушая композиции построения. В конце обе линии образуют общий круг. Каждый шаг движения равен четвертной ноте. При этом на каждую восьмушку осуществляется подъём на носок и удар пяткой. Играющие, держатся за руки, согнутые в локтях.
2. За ложку, пложкуЗа палку, скалку
Горшковые крышки
Еловые крышки
Играющие рассаживаются, образуя к руг. «Мышка» строит в центре. После исполнения песни все меняются местами. Кто останется без места, становится «мышкой». Игра повторяется

Во поли, поли! Ходили плужки!
Как за этими плужками, сам Господь ходил.
Богородица, кресная сила, Бога просила.
Зароди нам Боже, жито, пашаницу, горох, чечевиу.
На каждой пашнице.
Говорят:
С новым годом! С новым счастьем! Здравствуйте хозяин с хозяйкой!
И затем посыпают пшеницу, или другую крупу.

Перед исполнением:
-Хозяин, можно каляду начинать кликать?
-Разрешае хозяин?
-Можно скаже тады начинать.
Вариант I
Ой калёда, ходили блудили
Семьсот мужиков донских казаков.
Вариант II
Как будете дарить
Так будем хвалить
Ой, калёда!
А не будете дарить
Ня будем хвалить,
Ой калёда!
Свинку за спинку. козу за бородку.
Говорком:
Козу за бородку,
А хозяина за глотку,
Как не дашь ты пирога!

Колядин, колядин я у бабушки один.
Коротенький кужичёк, вынешь бабка пирожок.
А не даст пирога, мы корову за рога.
Свинку за спинку, козу за бородку.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовность является многоаспектным понятием и чаще всего используется в религии, в религиозной и идеалистически ориентированной философии. Однако не следует отождествлять духовность с религиозностью, этим самым мы отлучаем от духовного развития значительную часть человечества. Духовность - это прерогатива не только религии, она всегда была связана с гуманистическими ценностями. Таким образом, базовыми понятиями для определения духовно-нравственного воспитания выступают «духовность» и «нравственность». Духовность - это интеллектуальная природа, внутренняя нравственная сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности.
Итак, если духовность – это обретение смысла, она есть показатель существования определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню духовного освоения мира человеком, нравственность является определителем духовной культуры личности, задающим меру и качество свободы самореализации человека, то под духовно-нравственным воспитанием можно понимать целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Из этого следует, что детский музыкальный фольклор Белгородского края все больше осознается обществом как самобытный фактор духовности, приобщение к национальной культуре и истории, развития творческих способностей подрастающего поколения. Эстетические и творческие свойства музыкального детского фольклора всегда находили естественные условия реализации в музыкальной педагогике. На первый план выходит организованное обучение с применением специально разработанной методики, учитывающей особенности, как детского музыкального фольклора, так и возрастной психофизиологии обучаемых.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Создаются условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Из этого следует, что разработка программы «Народный хор» духовно-нравственного воспитания необходима для процесса обучения во внеурочной деятельности. Она готова к апробации, весь музыкальный материал получен в ходе фольклорных экспедиций Белгородского края. Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бердяев, Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев. - Париж: Современные записки,1931.- 320 с .2.Белгородоведение: учебник для общественно образовательных учреждений/ под редакцией В.А. Шаповалова.- Белгород: БелГУ, 2002.-410с.
3.Веретенников, И.И. «Русская народная песня в школе»/ И.И Веретенников. - Издательский Дом: «Шаповалов», 2005.- 13 с.
4.Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013, 14 с.
5.Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский, гл. ред. А.В. Запорожец.- // Москва: Педагогика, 1984.- 400 с.
6.Вольфа, М.О. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А-З/ М.О. Вольфа.- Типография Санкт-Петербург , Москва, 1880.- 812 с.
7.Гращенко, А.Г Программа «Обучение, воспитание и развитие детей посредством комплексного изучения фольклорных дисциплин»/ А.Г Гращенко. -2003.
8.Гуревич, П.С. Психологический словарь/ П.С. Гуревич.- Олма Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2007.- 800 с.
9.Гусейнов, А.А., Кона И.С. Словарь по этике, 4-е издание./А.А. Гусейнов, И.С. Кона - М.: Политиздат, 1981.- 449 с.
10.Давыдов. В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии. / В.В Давыдов., В.И Слободчиков., Г.А. Цукерман. - 2002. – № 3-4 Москва.: Интор, 1996. - 541 с.
11.Додонов, Б. И. Эмоция как ценность./ Б. И. Додонов - Москва.: Политиздат, 1978. - 272 с.
12.Жиров, М.С., Народная художественная культура Белгородчины: учеб. пособие / М.С. Жиров. – Белгород , 2000. - 268с.
13.Иван Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективности личности / Баргилевич О. А.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. Выпуск № 20 (115) / том 18 / 2011
14. Конюхов И.И. Словарь-справочник практического психолога./ И.И. Конюхов.- Воронеж: 1996. - 514 с.
15.Кон, И.С. Словарь по этике / И.С. Кон. – Москва: Политиздат. - 435 с.
16.Лесевич, В.В. Фольклор и его изучение. Памяти В. Г. Белинского: Литературный сборник, составленный из трудов русских литераторов / В.В. Лесевич. - Москва: Наука, 1999. - 343 с.
17. Г.М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами» ноты. / Г.М. Науменко.- Москва: ООО «Издательство Либерия», 2003.- 544 с.
18.Науменко, Г.М., Народное детское поэтическое творчество / Г.М. Науменко, Москва: « Центрполиграф» - 2001. - 478 с.
19.Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - Москва: «Русский язык» - 1989. - 750 с.
20.Петефи Шандор Венгерская литература. (1823-1848) / П. Шандор., М. Е. Елизарова и др. - Москва: «Просвещение» - 1972. - 302 c.
21.Соловьев, B.C. Философские начала цельного знания Текст. / B.C. Соловьев // Сочинения: в 2 г. Т. 2. - Москва: Мысль - 1990. – 288 с.
22.Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации/ Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви «27» июля 2011 г. Журнал № 76/ spo@otdelro.ru дата обращения 15.05.2016
23.Евгеньева, А. П. Словарь русского языка, в 4 томах. / Под ред. А. П. Евгеньевой - Москва: Русский язык. – 1985. - 1984.
24.Ушинский, К.Д. Собрание сочинений/ К.Д. Ушинский. – Москва: 1974 - 54 с.
25. «Философский энциклопедический словарь» / редакторы-составители Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. – Москва: «Инфра-М» - 2007. - 576 c.
26. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора Кн.2/ В.М. Щуров. - Москва: Музыка - 2007. - 654 с.
27.Понятие «духовность», «нравственность» и их характеристика [Электронный ресурс]. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3409 (Дата обращения: 23.04.2016).
28. «elHow» — сервис ответов на вопросы. Что такое духовность. [Электронный ресурс]. URL: http://elhow.ru/religija/religioznye-ponjatija/chto-takoe (Дата обращения: 23.04.2016).
29. Сайт МБОУ Гимназия №22 города Белгорода [Электронный ресурс]. URL:http://www.belgym22.ru/index.php/dokumentygimnazii?showall=&start=1(Дата обращения: 20.05.2016)
30. Программа внеурочной деятельности «Планета детства» [Электронный ресурс]. URL: http://sch3.moy.su/10042010/fgos_vneurochnaja_dejatelnost_1-4_klassy.doc (Дата обращения 20.05.2016)
-946150-60642500