Сообщение на родительском собрании в ДОУ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Самостоятельная работа
по курсу
Педагогика
Работу выполнила
Джумагалиева Аксана Жумагалиевнастудентка 2 курса
«Психолого-педагогического и специального образования» факультета СГУ
группа № 227 город Красный Кут Саратовская область
Работу проверила
Бурмистрова Марина Николаевна
Саратов, 2014г
Вариант III Задание 1
Доклад на родительском собрании на тему «Совет по воспитанию детей от классиков отечественной педагогики»
«Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
А. С. Макаренко
А ведь это действительно так, от нас родителей в первую очередь зависит какими станут наши дети. Каждый мечтает достойно воспитать своих детей. А как это сделать? Именно на этот вопрос отвечают выдающиеся педагоги. Всем нам, взрослым, нужно учиться мудро управлять детьми, постигая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого. К классикам нужно возвращаться вновь и вновь...
В настоящее время в образовательных системах различных уровней ведется поиск общечеловеческих ценностей и идеалов, которые в полной мере отвечали бы гуманистическим запросам ХХI века. Настойчиво заявляет о себе проблема становления и развития человека в контексте преемственности культурно-исторических традиций российского образования. Одной из ключевых традиций российской педагогической культуры является идея гуманизма, очеловеченного воспитания (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский). Классическое наследие российской педагогики является неисчерпаемым источником современных инноваций как основы «возвращения к лучшим образцам российского образования» (Е.В. Бондаревская).
Большой научный интерес в изучении проблемы формирования гуманистических основ воспитания представляет собой прогрессивная русская педагогика ХIХ века. Это в особенности касается второй половины ХIХ столетия, когда в жизни России происходили крупнейшие общественно-политические события и перемены, связанные с государственными реформами и революционно-освободительным движением.
В целом период ХIХ–ХХ столетия оказался важнейшим этапом в развитии идей гуманистической педагогики, давшей начало актуальному направлению современной педагогической науки – личностно-ориентированному образованию.
Преемником гуманистических традиций ХIХ века - Н.И. Пирогов впервые в российской педагогике затронул проблему воспитания «истинного» человека, изменив систему педагогических представлений о назначении человека, его роли и месте в обществе. В 1856 г. Пирогов опубликовал статью «Вопросы жизни», которая вызвала бурную дискуссию по вопросам воспитания, сделала его известным в педагогических кругах.
"В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы? Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество, и каждая отдельная личность. Примечателен эпиграф, написанный к статье: «К чему Вы готовите вашего сына? – Быть человеком, – отвечал я... Правда это или нет?» Здесь сформулирована проблема цели воспитания, его содержания в связи с вопросами о сущности человеческой природы, о смысле жизни человека. Пирогов полагает, что без решения вопроса о смысле человеческого бытия невозможно понимание смысла воспитания и образования, постановка целей педагогической деятельности и следование им. Поэтому он придает такое значение этой проблеме и в своей статье пытается разрешить ее.
Человек в процессе воспитания всегда усваивает какие-то представления о смысле и цели существования. То, какими будут эти представления, согласно Пирогову, зависит, прежде всего, от психического склада человека, а также от его социального окружения, влияния со стороны других людей. Большинство людей просто принимают те цели, которые являются общепринятыми и которые соответствуют особенностям психики этих людей. Если человек от природы энергичен, активен, чувственен, то он склоняется к принятию в качестве цели жизни наслаждения. Если у человека разум преобладает над инстинктами, то такой человек будет иметь практический склад натуры, он будет сторонником прагматического взгляда на цели.
И, по мнению Пирогова, остается только третий путь – воспитать человека. Целью этого воспитания должна быть не передача каких-то профессиональных знаний и умений, не воспитание «солдат, моряков, или юристов», а воспитание личности, ее волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека.
Составляющими содержания гуманистического идеала Н.И. Пирогова выступают понятия «истинный» человек, «идеал», «гуманистический идеал».
Пирогов был сторонником, как он это называл, «общечеловеческого» воспитания. Независимо от талантов и склонностей, каждый ребенок должен стать человеком в полном смысле этого слова. Для этого необходимо дать детям, прежде всего, гуманитарное образование.
Причем под гуманитарным знанием Пирогов понимает знание, необходимое для каждого человека, «знания, которые передаются от поколения к поколению и остаются навсегда «светильниками на жизненном пути и древнего, и нового человека». С этим трудно не согласиться, т. к. именно гуманитарные науки позволяют воспитать личность, воздействовать на нравственные качества человека, образовывать не профессионала, а человека. Таким образом, поставленные цели воспитания требуют определенных условий. Педагог их определяет так: во-первых, ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки и способность чувствовать, «иметь от природы – притязание на ум и чувство», во-вторых, необходимо дать свободу для развития этих задатков. И третьим необходимым условием воспитания истинного человека является религиозное воспитание, которое даст нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Человек, по сути дела, на протяжении всей своей жизни стоит перед вопросом – кто он такой? И единственный способ узнать – это заглянуть в свою душу, познать «внутреннего человека».
В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, “самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества”, спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь.
Таким образом, он поставил ряд важных вопросов семейного воспитания детей. Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее дошкольное и школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы. Главное назначение матери,— утверждал Пирогов,— “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — “постоянно трудиться над улучшением воспитания детей”. В семейном воспитании имеется больше возможностей руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности.
Большой практический вклад в развитие русской педагогики внес великий писатель и выдающийся педагог Л. Н. Толстой. Толстой резко критиковал муштру, зубрежку, формализм и деспотизм в обучении и воспитании детей, призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. Он выдвинул теорию «свободного воспитания» и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе
« Главное условие - здоровый семейный уклад (согласованность родителей, взаимное уважение, единый подход), необходимость воспитания любви и привычки к труду. Воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей.»«Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи».
В основу воспитания детей в семье - считал писатель, - должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей. Почему в современном воспитании преобладает сознательное внушение, нравоучение? Потому, что общество живет ложной жизнью. Воспитание будет сложным и трудным делом до тех пор, пока люди хотят воспитывать детей, при этом не воспитывая себя. Если же они поймут, что воспитывать других можно только через себя, через свой личный пример, то упразднится один вопрос и останется второй, как самому жить истинной жизнью? Правда - вот первое и главное условие воспитания. Но чтобы не стыдно было показать детям всю правду своей жизни, надо сделать свою жизнь хорошей или, по крайней мере, менее дурной.
В отечественной педагогике есть личности, значение которых равно значению Пушкина в русской литературе. Понятно, что речь пойдёт о творческом наследии К. Д. Ушинского, основателя научной педагогики и народной школы в России, авторе ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания, таких как: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Три элемента школы" (1857), "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т., 1868-1869).
Одной из главнейших в педагогической теории К.Д. Ушинского являлась мысль о народности воспитания.
Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа", - писал Ушинский.
Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он требовал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
К.Д. Ушинский упорно боролся за осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке.
По мнению Ушинского, родной язык "является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ", и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Исходя из того, что родной язык "есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их", К.Д. Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. "Эта работа постепенного сознавания родного языка должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего развития человека должна составлять одну из главнейших забот воспитания".
Ребенок, считал Ушинский, начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и прежде всего путем познания родного языка: "Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды - отечественного языка". Поэтому вся воспитательно-познавательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.
Ушинский дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове. "Язык, - писал Ушинский, - не есть что-либо отрешенное от мысли, а, напротив - органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее". Главное в развитии речи детей - развивать мыслительные способности, научить правильно выражать свои мысли. "Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно".
К.Д. Ушинский доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или другой мысли является наглядность.
Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения детей все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. "Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание".
Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, "вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии".
Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие "Родное слово" (год I) и "Руководство к преподаванию по "Родному слову" он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.
Таким образом воспитывая своих детей мы должны помнить те наставления и советы, которые нам давали педагоги прошлого века. Ведь они сейчас как никогда актуальны. В век компьютеризации и передовых технологий, « в погоне» за улучшением материального состояния « чтобы не хуже, чем у других» мы порой совсем забываем, что нашим детям необходимо только любовь и ласка. И как мы будем себя вести по отношению к ним так и они будут себя вести в будущем. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца.»