Презентация Использование здоровье сберегающих технологий в ГПД.
Использование здоровьесберегающих технологий в ГПДВыполнила Попова И.В. воспитательМБОУ Спасская СОШ
«Чтобы быть здоровым, нужнысобственные усилия,и значит заменить их ничем нельзя» (И. Амосов)Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться. Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно – мышечной. В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития.
Организационные мероприятия:анализ медицинских карт учащихся,беседа с классным руководителем, родителями, медицинским работником школы;определение на основе полученной информации характера общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей;составление плана работы на год, разработка режима дня;помощь в подготовке кабинета к предстоящему году с учётом санитарно-гигиенических норм.
Задачи:Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни, факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Программа здоровьесбережения школьника включает компоненты:Соблюдение режима дня.Рациональное питание.Оптимальная двигательная активность.Соблюдение санитарно-гигиенических норм.Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих. Профилактика заболеваний, закаливание.Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.Повышение психоэмоциональной устойчивости.
1) Соблюдение режима дняРежим группы строится с учетом учебного плана школы, возрастных особенностей детей, режима питания. Обязательными компонентами являются: прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность. В первом классе возможен послеобеденный сон (при наличии условий для него). Нежелательно, чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:недосыпание;несвоевременный прием пищи;недостаточное пребывание на свежем воздухе;учебные нагрузки и перегрузки
Пребывание на свежем воздухеМинимальная гигиеническая норма нахождения на свежем воздухе 4 часа. Сюда входят: дорога в школу; занятия в школе на свежем воздухе; возвращение домой; игра дома.
2) Рациональное питаниеОбычно в школе осуществляется 2-3 разовое питание. Разрыв между приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Более калорийными являются завтрак и обед, полдник легкий. Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
3) Оптимальная двигательная активностьа) во время самоподготовки:Занятия нужно чередовать с динамическими паузами. Предоставить детям большую свободу движения, обеспечить динамику поз: разрешать встать, пройтись по кабинету, подойти к однокласснику, воспитателю, постоять за конторкой вместо сидения за партой, полежать на ковре, на диванчике.Целесообразно использование двух досок в кабинете: одна висит на привычном месте, а другая на противоположной или боковой стене. Занятия соревновательного, командного характера, когда ребенок должен выбегать к доске, приседать, поворачиваться, чтобы выполнить задание учебного характера. Полезно менять в ГПД позиции рабочих мест 1-2 раза в месяц. Можно использовать традиционную расстановку парт, радиально-лучевую, размещение столов по кругу, разрешать посадку группами по 4-6 человек.
б) активный отдыхподвижные игры;физкультурно-оздоровительные занятия;физический труд;экскурсии, прогулки;свободная деятельность; ручной труд;изобразительная деятельность;музыкальные занятия; кружковая работа.
в) прогулкаСтруктура прогулки может быть следующей:1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.2. Труд на участке.3. Игры.4. Самостоятельная деятельность детей.5. Индивидуальная работа с детьми.Виды прогулок:природоведческие экскурсии («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых»); обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»); прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»); творческие прогулки («Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»; следопытские прогулки: («Найди клад») и др.
4) Соблюдение санитарно-гигиенических нормКонтроль освещенности помещения.Соблюдение температурного режима.Своевременная влажная уборка.Проветривание.Озеленение кабинета.
5) Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющихРассказ в занимательной форме о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания.Обучение оказанию первой помощи.
6) Профилактика заболеваний Закаливание.Контроль за тем, чтобы одежда детей соответствовала погоде. Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание. В некоторых школах практикуется употребление фито-чая, вдыхание эфирных масел, полезны фитонциды, выделяемые чесноком. Профилактика переутомления зрительной системы. (зрительно-координаторные тренажи, зарядка для глаз). Соблюдение правильной позы при выполнении домашних заданий. Освоение простейших приемов самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики
7) Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизниЭтические беседы: «Азбука поведения». Занятия по формированию полезных привычек: «Сказать “нет” соблазнам», «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным питанием», «Твои поступки и привычки».
8) Повышение психоэмоциональной устойчивости Позитивное мышление - одна из составляющих здоровья , которое достигается упорными тренировками (обучение умению радоваться даже малой своей победе, чужой удаче. Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья.