«Использование ИКТ для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории».
Из опыта работы учителя
МБОУ Добринской ОШ
Платоновой С.А.
«Использование ИКТ для формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках истории».
Цель: обеспечить необходимый уровень усвоения систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
Моя основная задача – обнаружить в каждом ученике познавательные мотивы и развить их до желания осваивать новые знания.
В связи с этим определяются задачи:
внедрение средств ИКТ на уроках истории;
разработка методических материалов по реализации средств ИКТ и проектно-исследовательской технологии;
содействовать развитию ИКТ-компетентности через использование ресурсов Интернет;
способствовать самореализации личности учащихся через применение проектно-исследовательской технологии.
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
— развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальные решения;
— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
ИКТ влияет на все уровни учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:- повышение эффективности и качества обучения за счет реализации ИКТ;
— обеспечение побудительных мотивов, обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
— углубление межпредметных связей.
Активное применение ИКТ в учебном процессе как показывает практика:
— способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
— позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
— ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории средствами ИКТ
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Поэтому я высоко оцениваю возможности информатизации. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для учителя иметь под рукой огромное количество иллюстративного материала, а главное очень быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для школьников ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность для учителя создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство учителя с новинками методической литературы.
На мой взгляд, своевременным является появление в учебном процессе учебно-методических комплексов, где наряду с учебником, программами, методичками разработаны мультимедийные электронные учебники. («История России: XX – начало XXI века», «История России: конец XVI-XVIII век», «История России : XIX век » и другие.). Эти учебники способствует повышению интереса к изучению предмета. Применение этих мультимедиа учебников на уроках позволило мне разнообразить формы и методы работы с классом, использовать их на самых разных этапах работы, на уроках, поскольку они одновременно являются и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией и справочником с учебным видеофильмом. У моих учеников благодаря этим учебникам есть уникальная возможность не только наглядно увидеть видеосюжеты по темам, но услышать литературные произведения в авторском исполнении, что делает урок эмоционально более насыщенным. Кроме этого, учебники дают возможность формирования специальных умений и навыков учащихся по истории. Так, например, по завершении работы с каждым параграфом рекомендую составить его краткий план-конспект (своего рода «шпаргалку»). Это поможет учащимся быстро вспомнить пройденный материал, что особо важно при подготовке к экзамену. Учебники учат работе с документами, (раздел «Документы» в меню учебника), формируя навык анализа работы с первоисточником. Учитывая психологические особенности ребенка и каналы восприятия информации, считаю необходимым говорить об использовании и применении ИКТ с точки зрения наглядности. Самый простой метод использования ИКТ — демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат — визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я рекомендую продемонстрировать учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации — жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса.
Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п. Хотя, практика показывает, что наибольшую трудность при выполнении заданий ЕГЭ или олимпиадных заданий вызывают именно вопросы, касающиеся культуры. Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря, например, таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России». В одних случаях предлагаются экскурсии уже в готовом виде, ими остается только воспользоваться. В других случаях после ознакомления с материалами ЦОРа я сама составляю план экскурсии и планирую этапы ее проведения. Мы часто говорим о том, что историю делают люди, поэтому важно показать и выявить для учащихся роль личности в истории. Набор таких ЦОРов: «Энциклопедия истории России 862-1917 гг.», «Династия Романовых. Три века российской истории», «От Кремля до Рейхстага» может сыграть ключевую роль в процессе включения учащихся в «живую историю». У учащихся появляется возможность не только зрительно увидеть портрет того или иного деятеля, полководца и т.д., но и получить краткую библиографическую справку, что так же способствует расширению кругозора учащихся. Важно не только показать тот или иной портрет или дать справку, но и привязать личность к конкретной эпохе или историческому событию. В решении этой проблемы важную роль играет использование таких ЦОРов как: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» — «Биографии: Россия» для получения разнообразной информации при подготовке индивидуальных сообщений. Приготовленные детьми сообщения с использованием ЦОРов или Интернета я использую на разных этапах урока, в том числе как опережающие задания, а также как исследовательские и творческие проекты, которые призваны способствовать повышению мотивации к изучению истории. При изучении определенных разделов, тем, я рекомендую учащимся обратится к материалам соответствующих ЦОР, например, «Кирилл и Мефодий», чтобы подобрать дополнительные сведения о той или иной исторической личности, составить доклад, провести поиск, а это способствует организации самостоятельной работы учащихся. Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами, возможно, компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интересу учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету. Однако, на мой взгляд, имеется и определенный недостаток. Каждый учитель истории знает, что работа с картой начинается со знакомства с памяткой по работе с картой, мы учим учащихся, как правильно показывать границы государства или тот или иной район восстания, реку или город и т.п., а при использовании карт на ЦОРах этот навык не формируется. Чтобы всем детям было интересно на уроках истории, я, конечно, применяю на уроках ИКТ. В большинстве случаев это — вспомогательное средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала, и такой урок характеризуется разнообразием форм организации учебной деятельности учащихся. Для повторения, систематизации и обобщения знаний, можно спланировать урок-игру, который превращает в соревнование занятия по самому обычному школьному материалу. Он вносит новую струю в однообразное течение уроков, вызывая большую активность даже слабых учеников.
Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии.
ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую:
соответствующее оборудование: компьютер, учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.
Применяю следующие виды уроков:
Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу уч-ся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.
Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.
Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.
Урок обобщения, когда в течение занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).
Отечественная война 1812 г.
Урок в 8-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока.
Аспектный анализ урока
Форма урока: урок с использованием ИКТ на всех этапах урока.
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
Сформировать представление о причинах, ходе Отечественной войны, целях, которые преследовали каждая из участвующих сторон, героической обороне российского населения;
Повторить сведения о внешней политике России в начале XIX века;
Выяснить, в чём заключался народный характер войны;
Развивать речь, операции логического мышления: анализ, сравнение, синтез;
Совершенствовать умение работать с картой,
Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
Прививать навыки общения с компьютером
Развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать активизации творческого потенциала учащихся
Задачи урока:
Продолжение формирования чувства уважения к культуре нашего народа и других народов
Отработка навыков работы с литературно-историческими источниками, картами и схемами, наблюдательности, понимания исторических процессов
Формирование умения слушать одноклассников
Закрепление умений сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы, обобщать, строить высказывание
Основные знания: причины франко-русской войны; военные планы Наполеона; русская армия накануне войны 1812 г.; соотношение сторон в Отечественной войне 1812 г.; ход и итоги Смоленского сражения; личность М. И. Кутузова; ход и итоги Бородинского сражения; причины оставления Москвы русской армией; партизанское движение в войне 1812 г.; причины и последствия гибели «Великой армии» Наполеона.Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «История России. XIX в.», тема «Внешняя политика Александра I»; курс «Новая история», тема «Наполеоновские войны»; курс литературы, тема «Русская литература первой четверти XIX в.».
Персоналии: М. И. Кутузов; М. Б. Барклай де Толли; П. И. Багратион; А. П. Тормасов; Н. Н. Раевский; Д. В. Давыдов; А. С. Фигнер; Г. Курин; В. Кожина.
Основные понятия: Отечественная война; генеральное сражение; фураж; инфантерия; флеши; редут; ополчение; партизаны.
Основные даты: 12 июня 1812 г. — начало войны;26 августа 1812 г. — Бородинское сражение; 25 декабря1812 г. — манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): называть основные предпосылки войны 1812 г.; рассказывать, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г.; доказывать народный характер войны России с Наполеоном в 1812 г.; объяснять, в чём заключались непосредственные последствия Отечественной войны 1812 г. для российского общества; объяснять значение понятий: генеральное сражение, фураж, инфантерия, флеши, редут, ополчение, партизаны.Оборудование: интерактивная доска, учебник, карта
Учитель использует на уроке компьютерную презентацию
Этапы урока:
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Закрепление нового знания.
План урока:
1. Начало войны. Планы и силы сторон.
2. Смоленское сражение.
3. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим.
4. Бородино.
5. Тарутинский манёвр.
6. Партизанское движение.
7. Гибель «Великой армии».
Ход урока
Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.
1. Первый вопрос излагаю сама, опираясь на материал учебника и активно привлекая карту. В качестве дополнения к тексту параграфа использую отрывок из письма императора Александра I А. Чарторыйскому: Разрыв с Францией кажется неизбежным. Цель Наполеона — уничтожить или, по меньшей мере, унизить последнее государство, пользующееся уважением в Европе, и, чтобы этого добиться, он выдвигает вперёд неприемлемые требования, которые несовместимы с достоинством России.
1. Он желает, чтобы были прерваны всякие торговые сношения с нейтральными державами. Это значит лишить нас единственной торговли, которая нам остаётся.
2. В то же время он требует, чтобы, лишившись всякой возможности вывоза за границу наших собственных произведений, мы не делали бы никаких препятствий для ввоза предметов французской роскоши, что было у нас запрещено, так как мы стали не так богаты, чтобы их оплачивать. Так как я бы никогда не мог согласиться на подобные предложения, то весьма вероятно, что следствием этого будет война, несмотря на то, что Россия сделала всё, чтобы её избежать. Она заставит кровь литься ручьями, и эти бедные люди будут опять принесены
в жертву ненасытному честолюбию человека, казалось, созданного лишь для их несчастия…
…Эта война, которой, как кажется мне, не придётся избежать, освобождает меня от всяких предосторожностей, соблюдаемых мною относительно Франции, и позволяет мне свободно заняться моими любимыми мечтами о возрождении Вашего отечества.
2. Изучение второго вопроса организованно путём сочетания рассказа учителя с показом презентации.
3—4. Данные вопросы излагаю, опираясь на материал учебника и активно привлекая карту. Дополнительно учащихся знакомятся с описаниями Бородинской битвы, сделанными непосредственными её участниками:
Из «Писем русского офицера» Ф. Н. Глинки
Окрестности Москвы. Застонала земля и пробудила спавших в ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось беспримерное сражение Бородинское, 26 августа. Туча ядер, с визгом пролетевших над шалашом нашим, пробудила меня и товарищей. Вскакиваем, смотрим — густой туман лежит между нами и ими. Заря только что начинала зажигаться… Сражение не умолкало ни на минуту, и целый день продолжался беглый огонь из пушек. Бомбы, ядра и картечи летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули; а сколько здесь пролетело пуль!.. Но это сражение не описано: я сделал только абрис его. — Вечер наступал, и неприятель начал уклоняться. Русские устояли!..
Из «Записок генерала А. П. Ермолова»
В день битвы Бородинской российское воинство увенчало себя бессмертною славою! Огромное превосходство сил неприятельских по необходимости подчиняло действиям оборонительным, ему
несвойственным. Потеря отличных начальников, во множестве товарищей, всё казалось соединившимся против него, но, конечно, не было случая, в котором оказано более равнодушия к опасности, более терпения, твёрдости, решительного презрения к смерти. Успех, долгое время сомнительный, но чаще клонящийся в сторону неприятеля, не только не ослабил дух войск, но воззвал к напряжениям, едва силы человеческие превосходящим. В этот день всё испытано, до чего может возвыситься достоинство человека. Любовь
к Отечеству, преданность государю никогда не имели достойнейших жертв; беспредельное повиновение, строгость в соблюдении порядка, чувство гордости быть Отечества защитником не имели славнейших
примеров! Неприятель одержал победу, не соответствующую его ожиданиям, и, утомлённый отчаянным сопротивлением, находил отдохновение необходимым, и, когда прошло уже несколько часов дня, начал пре-
следовать весьма медленно арьергард наш… Государю представлено донесение о совершенной победе.
В заключение делаем вывод: главный результат Бородинской битвы состоял в том, что она не позволила Наполеону одолеть русских в генеральном сражении. Это был крах его стратегического замысла, за которым последовало и поражение в войне.
5. Пятый вопрос можно изучить путём обсуждения учащимися вопросов: обладала ли армия Наполеона численным преимуществом перед русскими войсками к моменту вступления в Москву? Чем были вызваны опасения Наполеона проиграть войну? Что являлось главной целью Тарутинского манёвра?
6. Шестой вопрос учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел § 4 учебника
7. Данный вопрос излагаю, опираясь на материал учебника. Свой рассказ, дополняя отрывком из «Записок генерала А. П. Ермолова»:
В Москве скудные найдены французами припасы, и чрез короткое время войска даже половинной дачи продовольствия не получали, никаких особенных мер предпринимаемо не было, и совершенное во всём бездействие изобличало надежды Наполеона на мир, в котором мнил он начертать условия. Не знаю достоверно, в чём могли состоять оные, но легко понимали все, что присланный от Наполеона генерал Лористон, пред войною бывший послом при нашем дворе, конечно, имел поручение объяснить желание прекратить войну.
Рассказ учителя сопровождается презентацией.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
Что вам понравилось на уроке?
Что было интересным, запоминающимся, необычным?
Что показалось скучным?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Домашнее задание: § 4 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещённым в конце параграфа. Выучить новые термины.
Литература.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/213739/" http://festival.1september.ru/articles/213739/Использование информационно-коммуникативной технологии на уроке истории позволяет:
— активизировать познавательную деятельность учащихся;
— обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
— повысить объем выполняемой работы на уроке;
— усовершенствовать контроль знаний;
— формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
— обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
— изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК;
— появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя информатики и истории.
И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знания учащихся.
В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ОГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения. В своей деятельности я использую тренажеры для подготовки к ОГЭ и по истории, и по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ОГЭ, содержат такое же количество заданий типа части 1 и части 2. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить» и идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ОГЭ
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий: • психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися; • возбуждает живой интерес к предмету познания; • расширяет общий кругозор детей; • возрастает уровень использования наглядности на уроке; • повышение интереса к изучению истории и успеваемости; • идет более полное усвоение теоретического материала; • идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; • формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения. • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.