Авторская программа Гавань здоровья


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАМСКОПОЛЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» НМР РТ 423564, РТ, Нижнекамский район, п.г.т. Камские Поляны, д 1/29 тел/факс (8555)33-95-50
Авторская программа
 по формированию здорового образа жизни и стиля
«Гавань здоровья»
                                                                                   
Составители:
Учитель биологии
Файзуллина Лидия Михайловна
Учитель основы безопасности жизнедеятельности ИсхаковаФайляМенахмедовна  
2013
Пояснительная записка
Актуальность курсаДаная программа адресована для общеобразовательных школ. Идея программы – сохранение и укрепление здоровья для достижения высокого уровня жизни. Курс рекомендован учащимся 8-9 классов. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биологии», «Технология», «Физическая культура».
В связи с сокращением количества уроков по основам безопасности жизнедеятельности, данная программа курса позволяет расширить знания учащихся 8-9 классов, за пределами основной программы курса ОБЖ. Ребёнок, освоив данный курс, уже будет владеть первыми необходимыми навыками по оздоровлению организма.
Теоретическая цель элективного курса тесно связывается с практикой. В программе большая часть материала, а это 70%, отводится на практические занятия, что даёт возможность освоить успешнее предлагаемые вопросы, чем в теоретическом варианте. Работа преподавателя – организатора ОБЖ, учителя биологии также помогает решать вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся, совершенствования их физических качеств, что также достаточно актуально на сегодняшний день.
Цель программы: развивать культуру здоровья у детей и подростков; помочь школьникам стать здоровыми и счастливыми.
Задачи программы:
-научить школьников ответственно относиться к своему здоровью;
-научить распределять физические нагрузки;
-помочь детям с ослабленным здоровьем адаптироваться в школьной среде, используя специальные физические упражнения;
-научить детей оценивать свое физическое развитие и уровень физической подготовленности;
-привлечь родителей в работу по укреплению здоровья своих детей;
-научить составлять свой режим дня;
-научить комплексам физических упражнений при различных заболеваниях (сердечнососудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата).
воспитать:
- воспитать культуру самообразования и ЗОЖ.;
- дать учащимся конкретные рекомендации по выбору профессии.
Программа курса рассчитана на 35 часов в год, состоит из 7 разделов и 16 тем, 5 часов теоретических и 12 часов практических занятий.
Здоровье – важная составляющая профессионального успеха, но недостаточная. Заниматься любимым делом, быть профессионально успешным, быть нужным, узнаваемым, угодным себе, окружающим и помочь стать счастливыми своим близким, а может быть, и осчастливить весь мир. В этом поможет данная программа. Отвечая и выполняя различные тесты и задания, позволяющие познать и проверить себя и свои интересы, интеллектуальные и коммуникативные способности, характер, ценностные ориентации, чувства. Для всего этого необходимо сохранять и укреплять здоровье – физическое и духовное. Основными критериями здоровья есть и остаются: физические нагрузки; ограничения в питании; закаливание; сочетание отдыха и работы; влияние окружающей среды; социальная значимость обществом.
В основу программы положено обучение, основанное на развитие интереса к здоровому образу жизни, спорту, профилактике вредных привычек. Авторская программа «Гавань здоровья» посвящена разработке подходов к формированию здорового образа жизни у подрастающего поколения 14-16 лет. На сегодняшний день, именно профилактика, является основным звеном в рамках охраны и укрепления здоровья. Как следствие – деградация современного человека, гиподинамия, недостаток естественных движений. А это патология сердечно-сосудистой системы, отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.
В программу  включены такие вопросы, как сохранение и укрепление опорно-двигательной системы, работа внутренних органов (кровообращение, дыхание, пищевая, эндокринная, нервная системы), питание, работоспособность. Курс направлен на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни. Курс может быть представлен как отдельный элективный курс для предпрофильного обучения в старшей школе, и войти в содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в разделе «Основы медицинских знаний».
Программа строиться на принципах личностно-ориентированного образования.
В предложенном курсе, как и в преподавании общешкольных курсов, чаще других используются такие методы обучения как рассказ, объяснение, инструктаж, лекция, беседа, упражнения, практическое занятие.
Программа предусматривает различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:
-нерегламентированные виды деятельности;
-конкурсы, ролевые и познавательные игры;
-оздоровительные упражнения ЛФК;
-выставки;
-психологические тренинги.
В период прохождения элективного курса применяются организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая.
При фронтальном обучении вся группа работает над одной дидактической задачей. Центральное положение занимает при этом совместная работа. Применяется в основном для сообщения новой информации всем учащимся и характеризуется возможностью прямого контакта со всеми учащимися группы, обеспечивая оптимальные нагрузки на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации. Другие формы обучения помогают свободному общению, развитию мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
По окончанию курса учащиеся выполняют самостоятельную, исследовательскую работу «Профессиограмма»
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Введение – 4 часа.
Роль органов чувств в жизни человека – 3 часа.
Работа организма как единое целое -14 часов.
Высшая нервная деятельность – 7 часов.
Океан профессий - 7 часов.
Примерное учебно-тематическое планирование
  
№ Тема занятия Часы Содержание Форма проведения
Введение – 4 часа
1 Нужно ли человеку быть здоровым? 1 Среда жизни человека. Понятие об индивидуальном здоровье. Показатели здоровья. Беседа с элементами дискуссии, просмотр видеосюжета.
2 Здоровье и факторы его определяющие. 1 Здоровый образ жизни и его составляющие. Здоровье и факторы риска болезни. Беседа с элементами дискуссии.
3 Природная среда и здоровье человека.
1 Биоритмы человека. Климат и здоровье человека. Природная среда как источник инфекционных заболеваний. Беседа, просмотр видеоматериала «Влияние окружающей среды на биоритмы человека».
4 Урок - игра 1 Снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности. Эмоциональный настрой. Тренинги:
«Здравствуй друг», «Автомойка», «Австралийский дождь»
Роль органов чувств в жизни человека – 3 часа.
5 Гигиена зрения 1 Предупреждение глазных заболеваний (глазные инфекции, близорукость, дальнозоркость, преломляющая способность глаза) Практическая работа «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением», тренировочные упражнения для глаз.
6 Шум и здоровье человека. 1 Значение органов чувств. Профилактика заболеваний органа слуха
Практическая работа:
«Определение остроты слуха».
7 Воздействие на организм звуков музыки. 1 Психофизиологическое 
воздействие музыки 
на организм человека. Прослушивание игры музыкальных инструментов.
Работа организма как единое целое -14 часов
8/9 Скелет человека (осанка, походка, гибкость позвоночника).
2 Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры идвижения Практическая работа: «Определение гибкости позвоночника и выявлениенарушений осанки»
«Выявление плоскостопия».
10 Значение двигательной активности для опорно-двигательной системы человека 1 Признаки гиподинамии,
гипокинезия, атеросклероз.
Беседа, работа в группах. Практическая работа
« Утомление при статистической работе».
11 Двигательный режим и здоровье человека.
1 Труд человека и его здоровье.
Как предотвратить развитие остеохондроза?
Упражнения для профилактики остеохондроза.
12 Транспортные системы организма 1 Работа кровеносных сосудов в связи с их особенностями строения Практическая работа «Функция венозных клапанов».
13 Регуляция кровоснабжения 1 Артериальное давление крови, пульс, приборы для измерения А/д, кровоснабжение органов, гипертония, гипотония, спазм сосудов. Беседа с медицинским работником школы,
« Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
« Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»
14 Функциональные возможности дыхательной системы 1 Жизненная емкость легких, остаточный воздух, флюорография, туберкулез легких, палочка Коха, простудные заболевания. « Дыхательные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха»
15 Регуляция пищеварения 1 Безусловные и условные рефлексы, мнимое кормление, гуморальное сокоотделение желудочных желез «Действие ферментов
слюны на крахмал»
« Действие желудочного сока на белки»
16 Первые шаги к здоровью 1 Соблюдение режима дня (правильный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе). Практическая работа «Составление режима дня»
17/
18 Питание и здоровье. 2 Энергетическая ценность пищи (калорийность) и сбалансированность. Подсчет калорий. Самые вредные продукты питания.
19 Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к вредным привычкам.
1 О страшной силе - алкоголя.
Вредное пристрастие к курению. Наркомания и токсикомания. Просмотр видеороликов.
Игра - активатор «Я никогда не…»
Обсуждение и дискуссия.
20/
21 Гигиена тела 2 Уход за кожей, ногтями и волосами. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитические заболевания кожи. Травмы. Ожоги и обморожения. Беседа с медицинским работником школы, сообщения по теме урока.
Высшая нервная деятельность – 7 часов
22 Врожденные и приобретённые программы поведения.
1 Безусловные рефлексы
(инстинкты, запечатления (импринтинг), этология.Условный рефлекс (рассудочная деятельность, динамический стереотип) Практическая работа
«Выработка навыка зеркального письма»
23 Особенности высшей нервной деятельности 1 Роль речи в развитии высших психических функций. Ощущения и восприятия. Беседа, чтение стихов, скороговорок, игра «Оратор»
24 Эмоции. 1 Механизм эмоции. Влияние эмоций на состояние здоровья человека (роль отрицательных и положительных эмоций) Прослушивание музыкальных произведений разных жанров ( классическая, рок, «поп», джаз и т.д.)
Игра «Тряпичная кукла и солдат».
25 Познавательные процессы. 1 Представление памяти и воображения. Мышление. Наблюдения, представления, ум. Беседа.  Игра «Заметь и запомни»
Упражнение «Придумать название и описание»
26 Выработка внимания 1 Виды внимания. Основные свойства внимания. Практическая работа «Измерение колебаний внимания при различных условиях»
27 Стресс и здоровье человека. 1 Стресс и здоровье человека. Механизмы защиты организма человека от неблагоприятных факторов среды. Тренинги Методика «Шкала Цунга» для самооценки депрессии
28 Условия жизни, влияющие на состояние организма и здоровье. 1 Признание обществом человека как личность. Тренинг: «Мой портрет в лучах солнца».
Океан профессий - 7 часов
29 Классификация профессий по предмету труда 1 Классификация профессий по предмету труда, по Е.А. Климову. Опросник ДДО
30 Каков Ваш характер и темперамент. 1 Индивидуальные характеристики, которые нужно учитывать при выборе профессии. Составление системы координат для оценки своих качеств
31 Труд и здоровье 1 Работоспособность, переутомление, хроническая гипоксия, Чередование умственной работы, учебы с двигательной активностью. Методы релаксации
32/
33 Составление профессиограмм2 Схема составления профессиограммы. Презентация профессиограммы34/
35 Экскурсия в профилакторий 2 Назначение лечебно – физкультурного комплекса для профилактики и лечение заболеваний. Беседа со специалистами ЛФК
Ожидаемые результаты.
Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям.
Умения сохранять и повышать работоспособность.
Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».
Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека, находить выходы из стрессовой ситуации.
Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.
Приложение.
Питание и здоровье:
Безопасные "Е": По настоящему (а не официально) безвредными можно назвать лишь небольшое количество пищевых добавок, но даже их врачи не рекомендуют употреблять детям до 5 лет.
Е100 - куркумин (краситель), может содержаться в порошке карри, соусах, готовых блюдах с рисом, варенье, кандированных фруктах, рыбных паштетах.
Е363 - янтарная кислота (подкислитель), содержится в десертах, супах, бульонах, сухих напитках.
Е504 - карбонат магния (разрыхлитель теста), может содержаться в сыре, жевательной резинке, пищевой соли.
Е957 - тауматин (подстластитель) может содержаться в мороженном, сухофруктах, жевательной резинке без сахара.
Консерванты
В среде, в которой присутствует такой препарат жизнь становиться невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Человек, состоит из огромного числа самых различных клеток и обладает большой массой (по сравнению с одноклеточным организмом), поэтому в отличие от одноклеточных организмов не погибает от употребления консерванта (в некоторых случаях, ещё и потому, что соляная кислота, содержащаяся в желудке, частично разрушает консервант). Так, консервант Е240 (формальдегид) может присутствовать в консервах (грибы, компоты, варенья, соки и т.д.)Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам.
Много вредных добавок среди красителей. В частности, запрещены: Е121 (цитрусовый красный краситель) и Е123 (краситель амарант). Они обычно содержатся в сладкой газированной воде, сладостях, цветном мороженом.
Уже научно доказано, что все три добавки могут способствовать образованию злокачественных опухолей.
Эмульгаторы
Минеральные вещества, например: Е500 - сода (гидрокарбонат натрия); Е507 - соляная кислота; Е513 - серная кислота.
Кроме названных выше, есть химические соединения, которые считаются не опасными и разрешены к применению во всем мире. Самые распространенные:
Е250 - нитрит натрия
Е251 - нитрат натрия
Е252 - нитрат калия
Нитродобавки содержатся в колбасных изделиях, в копченой рыбе, шпротах, консервированной сельди. Добавляют их и в твердые сыры, для предупреждения вспучивания. Людям, страдающим заболеваниями печени, кишечника, дисбактериозом, холециститом рекомендуется исключить из рациона продукты, содержащие эти добавки. У таких людей часть нитратов, попадая в желудочно-кишечный тракт, превращается в более токсичные нитриты, которые в свою очередь, образуют довольно сильные канцерогены - нитрозоамины.
Сахарозаменители: заменители сахара- эти вещества, в разной степени, неблагоприятно воздействуют на печень. Ксилит может стать причиной дисбактериоза.
Е954 - сахаринЕ952 - цикламановая кислота и цикламатыЕ950 - ацесульфан калияЕ951 - аспартамЕ968 - ксилит
Самые вредные продукты питания.
1. На первом месте находятся колбасные изделия – сосиски, сардельки, колбасы и т.д. Они содержат огромное количество вредных веществ – консервантов, усилителей вкуса, красителей, соли и вредных жиров, все эти «вкусности» могут привести к раку толстой кишки.
2.Замороженные полуфабрикаты и готовые блюда, блинчики, котлеты, вареники и пельмени в порции таких изделий может содержаться около тысячи калорий и 60 грамм жиров, а это крайне вредно для организма.
3. Картофельные чипсы – это «табу» для всех худеющих, но кроме отложений на талии и в других местах эти пластинки из «плохих» углеводов содержат также акриламид – канцерогенное вещество, образующееся во всех продуктах, которые жарятся на высоких температурах.
4. Пончики – это концентрация муки, сахара и трансжиров. Даже по отдельности эти составляющие вредны, а уж их сочетание и подавно надо избегать. Доказано, что всего один лишь пончик содержит 10-20 грамм жиров и около трехсот ненужных калорий.
5. Продукты с пониженным содержанием жира, также вредны. Привлекающая взгляд надпись «без жиров» на салатах, йогуртах, сладостях и т.д., недостаток жира производители компенсируют избытком крахмала, сахара, наполнителей и соли.
6. Газированные напитки, в первую очередь, откладываются в проблемных местах наших фигур. Например, небольшая бутылка газировки равна десяти чайным ложкам сахара. А еще при ежедневном употреблении двух порций газированной воды в неделю возможность заработать рак поджелудочной железы повышается в два раза. Также любители газированных напитков рискуют получить инфаркт или сахарный диабет.
7. Вред маргарина известен давно и многим. Хотя довольно часто он пропагандируется как «здоровый» заменитель сливочного масла, но в нем содержатся вредные трансжиры, повышающие уровень холестерина в крови. А он в свою очередь откладывается на стенках сосудов и приводит к возникновению тромбов. Если уж так хочется заменить сливочное масло, то лучше использовать натуральные растительные масла, например, оливковое.
Задача по подсчету калорий в продуктах питания ( кефир)
Окисляясь в организме, 1 г белка выделяет 4,1 ккал, 1 г углеводов — 4,1-4,3 ккал, а 1 г жира — 9,3 ккал. Зная количество белков, жиров и углеводов, входящих в состав какого-либо продукта, можно высчитать его калорийность.
Задача. Сколько содержится калорий в 100г. кефире 3.2% жирности.
Белки: 8.5 гЖиры: 9.7 гУглеводы: 12.4 гПодсчитать калорийность кефира. (Ответ 178.8 ккал)
Решение. Калорийность 1 литра кефира10*40 = 400ккал. Калорийность сыворотки 7,3*18=130 ккал. Калорийность творога - то, что осталось, 400 - 130 = 270ккал. Калорийность 100 г этого продукта 270\2,7 = 100ккал. Можно посчитать и жирность. Жира в 1 литре кефира 1*10 = 10 г. Жира в сыворотке 0,2*7,3 =1,5 г. Жира в твороге 10 - 1,5 = 8,5 г. Жирность творога 8,5/2,7 = 3,1%.
Потребление калорий
необходимых, тем, кто занят интеллектуальным трудом
в зависимости от возраста.
Таблица 1
Возраст (лет) Килокалорий мужчины женщины
9-12 2250 2150
13-14 2500 2300
15-18 3000 2500
Если организм получает калорий хотя бы на 1% больше, чем расходует, женщина будет полнеть. Избавиться от лишнего веса можно следующим образом:
1.Следить за деятельностью кишечника (обязательно бороться с запорами).2. Увеличить энергозатраты, т.е. больше двигаться, заниматься посильными физическими упражнениями.3. Придерживаться умеренности в питании.
Психологические игры на сплочение коллектива:
«Мой портрет в лучах солнца».
Пояснение: Для этого упражнения каждому участнику понадобится один чистый лист А 4 и фломастеры. Включите на время упражнения магнитофон с медитативной музыкой.
Инструкция: Нарисуйте в центре на листе солнце, в центре которого напишите свое имя или нарисуйте свое лицо. На лучах солнца, которых должно быть как можно больше, напишите, пожалуйста, свои достоинства. Чтобы вспомнить о них, задайте себе вопрос: «А за что меня можно любить и уважать?». Старайтесь не отвлекаться от работы. Рисуйте свое солнце самостоятельно. У вас на это есть 7 мин. Включите музыку, пусть ребята приступают к работе, через 7 мин. скажите, что у вас до завершения есть 1 мин. И сколько они успели сделать, пусть столько и останется.
Теперь, кто хочет, может показать и рассказать о своем солнце. Если кому-то это трудно, то можно просто послушать других. После рассказа любой сможет задать вопрос, либо высказать свое мнение. Единственное маленькое правило – говорить можно только позитивные слова, т.е. никакой критики быть не должно.
Важно! Обратная связь, даваемая участнику, не должна быть для него болезненной. Это стоит оговорить заранее, либо, запретив всем высказываться относительно чужого солнца, либо предупредив, чтобы все высказывания носили позитивный характер. Ведущий может показать пример, говоря о первом рисунке:
«Мне кажется, что ты правильно написал, что твоим достоинством является … (указывается достоинство), я сам это заметил, когда мы делали одно упражнение на прошлом занятии».
Анализ упражнения:
Трудно или легко было выполнять это задание? Сколько понадобилось лучей и времени? Были ли сомнения в выбранных достоинствах? Почему те, кто показал свое солнце, решились это сделать? Какие критерии помогали отнести какое-то ваше качество или стиль поведения к достоинству? Вы все молодцы, мне очень понравилось, как вы подошли к этому упражнению. Ведь сейчас вы писали о себе. Вы открывали себя другим. Это требовало мужества и смелости. Каждого из нас есть, за что любить и уважать. Каждый из нас может смело сказать близкому человеку:
«Спасибо мне, что есть я у тебя». Я понимаю, как трудно всегда работать над собой, оценивать себя, но это очень важно. Именно это и позволяет нам стать лучше и научиться понимать друг друга.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия. Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше? (5-10 минут).
Итоговый вывод:
В завершение нашего занятия хочу сказать вам большое спасибо за стойкость, выносливость, терпение и открытость. Сегодня был необычный тренинг, который, наверное, для всех был эмоциональным. Характер человека – это программа его жизни, поэтому его надо воспитывать и развивать, чтобы потом именно характер помогал вам совершать ваши поступки. И как мы уже поняли, составным элементом характера является уверенное поведение. Вы смогли на себе проверить, что это такое. Я желаю вам продолжать работать над собой. И сам факт, что вы сегодня здесь, говорит о вашем желании научиться понимать
себя и других, развивать свой характер и волю. Теперь надо тренировать полученные навыки. И в этом я желаю вам и себе удачи!
Традиционное прощание «Мы вместе» всем спасибо! до следующей встречи!!!
«Тряпичная кукла и солдат».
Пояснение: Это упражнение научит ребят расслабляться в ситуации сильного напряжения с помощью попеременного напряжения и расслабления мускулатуры.
Инструкция: Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (ведущий показывает позу). А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (ведущий показывает позу). Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно
прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Постойте так 10 сек. (ведущий примерно засекает в уме время и по окончании говорит «Хорошо»). Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом... (примерно 10 секунд). Теперь опять тряпичной куклой... Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...
Анализ упражнения:
Удавалось ли вам полностью расслабиться? Что труднее было делать - напрягаться или расслабляться? Иногда бывает очень важно - суметь быстро расслабиться, чему это упражнение и помогает научиться. Вы можете его делать сами, когда есть свободная минута. Если человек расслаблен, его боль притупляется. Ему легче справиться со своими эмоциями и пережить сложную для него ситуацию. Теория «Как справиться с негативными эмоциями».
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Как вы справляетесь с негативными эмоциями?
Выслушайте все ответы ребят, поблагодарите их и запишите наиболее удачные варианты на доске. Когда участники закончили предлагать свои варианты, дополните их ниже приведенными пунктами, которые не были названы:
1. Успокаивать себя.
2. Сосчитать до 10.
3. Покричать в поле/в лесу/дома в подушку.
4. Поговорить с кем-то, кому доверяешь. Рассказать о своих чувствах.
5. Рассказать все домашнему любимцу (котенку, собаке и др.), поиграть с ним.
6. Рассказать все любимой игрушке.
7. Сделать расслабляющее упражнение.
8. Посмотреть на рыбок в аквариуме.
9. Позаниматься спортом.
10. Поспать.
11. Поплакать.
12. Побыть одному.
13. Попробовать сочинять стихи.
14. Напевать веселую песенку.
Тренинги:
«Здравствуй друг»
Цель: Эмоциональный настрой участников
Здравствуй друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (Похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
«Австралийский дождь» (По кругу цепочкой передаются движения )Цель: Обеспечить психологическую разгрузку участников
В Австралии поднялся ветер (Ведущий трет ладони по спине)
Начинает капать дождик (Клацанье пальцами)
Дождь усиливается (Поочередные хлопки ладонями по спине)
Начинается настоящий ливень (Хлопки по спине)
А вот и град - настоящая буря (пальцами стукают по спине)
Но что это? Буря стихает (хлопки по спине)
Дождь утихает (Хлопки ладонями по спине)
Редкие капли падают на землю (Клацанье пальцами)
Тихий шелест ветра (Потирание ладоней)
Солнце! (Руки вверх)
«Автомойка»
Цель: Снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу, расстояние между ними 1 метр. По очереди каждый из участников представляет себя либо каким-нибудь автомобилем, и проходит внутри шеренги. Все имитируют его «помывку» прикасаясь к нему с различной интенсивностью. Они могут имитировать сильные горячие струи воды, легкий прохладный душ, протирание теплым воздухом. Прошедший становится в конце любой шеренги, а стоящий с начала одной их шеренги, начинает идти.
Практическая работа: «Час ЛФК»
Комплексное упражнения при остеохондрозе.
Для профилактики и лечения шейного остеохондроза идеально подходит нижеописанный комплекс упражнений.
1. Садимся с прямой спиной на стул, стараемся максимально прижать голову к груди, затем медленно откидываем голову и пытаемся заглянуть назад через голову. Выполняем упражнение 10 раз.
2. Необходимо подойти к стене и упереться в нее головой и в течение 10 секунд надавливать на нее с максимально возможным воздействием. Повторяем упражнение затылком, правым и левым виском.
3. Встаем, ноги на ширине плеч, кисти скрещены на затылке, сводим локти вместе и пытаемся подтянуть подбородок к верхней части предплечий. В верхнем положении фиксируем шею на 10 секунд и стараемся максимально вытянуть шею.
4. Необходимо сесть с ровной спиной и выписывать головой фигуры и цифры. Для разминки рисуем в воздухе все фигуры, которые сможем вспомнить, после чего рисуем цифры от 0 до 9 и обратно.
5. Ложимся на пол, руки вдоль туловища, медленно поворачиваем голову, стараясь коснуться ухом пола. Повторяем упражнение 15 раз в каждую из сторон.
6. Переворачиваемся на живот, подбородок кладем на ладони и выполняем не менее 15 раз те же движения, что и в предыдущем упражнении. Сделать разогревающий самомассаж шеи.
2. Комплекс упражнений при плоскостопии.
1. И.п.: сидя, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки на коленях. Поднять и опуститьноски. Темп средний, дыхание свободное.
2. И.п.: то же. Поднять и опустить пятки. Темп средний, дыхание свободное. (10–20 раз.)
3. И.п.: то же. Ноги соединены. Развести и свести их в стороны, не отрывая от пола. Темп средний, дыхание свободное. (10–20 раз.)
4. И.п.: то же. Развести и свести пятки, не отрывая ног от пола. Темп средний, дыхание свободное.(10–20 раз.)
5. И.п.: то же. Одновременно поднять носок правой и пятку левой ноги и наоборот. Темп средний, дыхание свободное. (10–20 раз.)
6. И.п.: то же. Стопы соединены. Не отрываястоп от пола, одновременно развести носки в стороны, потом, соединяя носки, развести пятки. Затем вернуться в и.п. Темп средний, дыхание произвольное. (10–20 раз.)
7. И.п.: то же. Под ногами – гимнастическая палка. Прокатывать ее стопами от носков до пяток иобратно в течение минуты. Стопы плотно прижимать
к палке. Темп средний, дыхание свободное. (10–20 раз.)
8. И.п.: то же. Стопы соединены, палка под сводами. Развести стопы, прокатывая палку вперед, затем свести, возвращая палку назад. Темп средний дыхание свободное. (10–20 раз.)
9. И.п.: то же. Под стопами – резиновый мяч. Прокатывать его от носков до пяток и обратно в течениеминуты. Стараться, чтобы стопы плотно прижимались к мячу. Темп средний, дыхание свободное.
10. Ходьба на месте с подогнутыми пальцами(8–10 шагов каждой ногой). Ходьба с подогнутымипальцами на наружном крае стоп; на пятках; на носках (по 15–20 сек.).
11. И.п.: нога согнута в колене, в упоре на край табуретки.
1. Правой рукой опустить мизинец вниз, левойподнять безымянный палец вверх, потом наоборот. Таким образом проработать все пальцы – по5 раз каждый.
2. Держа пятку левой рукой, правой поднятьпальцы и опустить вниз 4–6 раз.
3. Пальцами обеих рук разминать и растирать пятку, массировать стопу со всех сторон от носка к голеностопному суставу. В заключение массировать всю ногу от голеностопа до паховой области.
3. Комплекс упражнений при лечении сколиоза
1. И.п.: лежа на спине, руки, на затылке. Развестируки в стороны – вдох, и.п. – выдох.
2. И.п.: лежа на спине. По переменное сгибание ног к животу – выдох. Возвращение в и.п. – вдох.
3. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Приподнимать таз, прогибаясь в грудном отделепозвоночника.
4. И.п.: лежа на спине. Вытягивание одной рукивверх, а другой (на стороне выпуклости и искривления) в сторону – вдох, и.п. – выдох. (4–6 раз.)
5. И.п.: лежа на животе. Приподнимать туловище, стремясь прогнуть грудной отдел позвоночника, – вдох, и.п. – выдох. (4–5 раз.)
6. И.п.: лежа на животе, одна рука на затылке, другая на грудной клетке, на выгнутой стороне искривления. Разгибание корпуса – вдох, и.п. – выдох. (4–5 раз.)
7. И.п.: лежа на животе, руки вдоль туловищаладонями вниз. Поочередно поднимать ноги одновременно с туловищем, опираясь на руки, – вдох, и.п. – выдох. (6–8 раз.)
8. И.п.: лежа на животе. Отведение ноги в сторону на выпуклой стороне искривления поясничногоотдела позвоночника и возвращение в и.п. Дыханиепроизвольное. (4–5 раз.)
9. И.п.: лежа на боку, на ватном валике на выпуклой стороне искривления грудного отдела позвоночника. Завести руку за голову – вдох, опустить – выдох. (5–6 раз.)
10. И.п.: упор, стоя на коленях. Одновременновытягивать правую ногу и левую руку – вдох, и.п. – выдох; то же со сменой рук и ног. (5–6 раз.)
11. И.п.: упор, стоя на коленях. Сгибание рук влоктях до соприкосновения с полом. Дыхание произвольное. (5–6 раз.)
12. Одновременно поднять руки вверх – вдох, опустить – выдох. Примечания
1. Комплекс повторяют ежедневно, темп выполнения медленный, рекомендуются непродолжительные задержки в крайних положениях.
2. После гимнастики полезен отдых, лежа на боку, на ватном валике (15–20 мин.).
4. Закаливание.
Систематическое закаливание – наиболее действенное средство укрепления организма. В качестве срочной меры, снижающей потоотделение, можно использовать следующий метод: перед выходом из теплого помещения на холод
подставить кисти рук секунд на 10–15 под струюхолодной воды, прополоскать горло прохладной (но не ледяной!) водой и т.п. Полезны также массаж шеи и горла, особенно в области небных миндалин. Если ребенок все-таки оказался разгоряченнымна холоде, то ему обязательно следует двигаться, постепенно снижая интенсивность движения до техпор, пока потоотделение полностью не прекратится. Необходимый эффект достигается и тем, чтовоздействию холода подвергаются кисти рук попеременно или обе сразу. Закаливание должно проводиться с чередованием холода и тепла. Например, это может быть
контрастный душ. Начинать надо с теплой воды, затем сразу переходить на максимально холодную воду (в течение 5–7 сек.), потом опять на теплую воду (на 30–40 сек.) и снова на холодную и заканчивать теплой. Постепенно нужно увеличивать время холодового воздействия (буквально на секунды). Когда оно достигнет 15–20 сек., следует уменьшать период пребывания под теплой водой. В
дальнейшем можно будет обливаться только холодной водой. Полезно протирать тело губкой, смоченной в теплой воде, тогда в процессе испарения влаги из организма теряет тепло, для компенсации которого активизируется термогенез.
Отдельного внимания заслуживает воздействиена кисти и стопы: регулярные холодные обливанияих проточной водой, хождение зимой без рукавиц,
хождение босиком дома, по земле, по росе, по снегуи т.д. по возможности с резким перепадом температур. Избежать переохлаждения поможет простое наблюдение: если цвет стоп розовый, то все в порядке; если они начинают бледнеть, их надо энергичнорастереть до покраснения, после чего можно опять
ходить босиком. Но ни в коем случае нельзя допускать озноба. Умываться всегда желательно холодной водой. Важное условие закаливания – поддержание вхолодное время года в помещении – от 18 до 22С. Это способствует предупреждению негативного влияния перепадов температур. Прекрасным дополнением к указанным средствам будут подвижные игры на свежем воздухе – неменее 1–1,5 часа в день. Не надо слишком кутатьребенка, он всегда должен надевать легкую одежду.
Тренировочные упражнения для глаз
Массаж (выполняется сидя).
1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 сек., затем открыть на 3–5 сек. (7–8 раз).
2. Закрыть глаза и массировать их круговыми движениями пальцев (1–2 мин.).
3. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки, через 1–2 сек. убрать руки с глаз(5 раз).
Метка на стекле.
Встать в 25–30 см от оконного стекла, на котором на уровне глаз прикреплена круглая метка диаметром 2–3 см. Вдали от линии взора, проходящей
через эту метку, выделить какой-нибудь предмет. Поочередно переводить взор с метки на данный объект.
Температурное воздействие. Дважды в день утром и вечером омывать водой
оба глаза по 20 раз. При этом глаза должны быть закрыты. После пробуждения сначала применяется ощутимо горячая вода, затем холодная. Перед сном
процедура выполняется в обратном порядке, т.е. сначала холодной, а потом горячей водой.
«Часы».
Вообразить большие настенные часы, центр которых расположен прямо перед глазами. Вначале направить взгляд в центральную точку. Потом, не поворачивая головы, быстро перевести его на любую из цифр и так же быстро вернуть вцентр. Таким образом просмотреть весь циферблат, сначала по часовой стрелке, а потом против.
Сведение глаз.
Следить за перемещением карандаша от расстояния вытянутой руки к кончику носа до момента его двоения (10 раз). Так же передвигать карандаш в сторону каждого глаза (по 10 раз). Чем больше удастся приблизить карандаш без двоения, тем эффективнее упражнение.
Опросник. Методика «Шкала Цунга» для самооценки депрессии.
Опросник состоит из 20 утверждений, описывающих основные симптомы депрессии.

п/п Утверждение
Очень редко редко часто всегда
1 Я нахожусь в угнетенном, подавленном состоянии 1 2 3 4
2 Я лучше всего чувствую себя утром 1 2 3 4
3 Я много плачу 1 2 3 4
4 Я плохо сплю ночью 1 2 3 4
5 Я ем столько же, сколько и раньше 1 2 3 4
6 Я получаю удовольствие от того, что нахожусь
среди привлекательных мужчин (женщин) или общаюсь с ними 1 2 3 4
7 Я заметно теряю в весе 1 2 3 4
8 У меня бывают запоры 1 2 3 4
9 Мое сердце бьется сильнее, чем обычно 1 2 3 4
10 Я ощущаю усталость без видимой причины 1 2 3 4
11 Я мыслю так же четко, как и раньше 1 2 3 4
12 Мне легко выполнять привычную работу 1 2 3 4
13 Я беспокоен и не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я полон светлых надежд на будущее 1 2 3 4
15 Я более раздражен, чем прежде 1 2 3 4
16 Я без труда принимаю решения 1 2 3 4
17 Я чувствую, что полезен и нужен людям 1 2 3 4
18 Я живу полной и интересной жизнью 1 2 3 4
19 Я думаю, что другим было бы лучше, если бы я умер 1 2 3 4
20 Я по-прежнему получаю удовольствие от того, что мне нравилось и раньше 1 2 3 4
Шкала «Цунга» ее можно модифицировать при работе с подростками.
проявлений необходимо оценить как очень редкое,редкое, частое или постоянное в вашей жизни иотметить соответствующий вариант.
Обработка результатов. Общий балл по методике, определяющий уровень депрессии (УД),рассчитывается по формуле:
УД = Σпр + Σобр,
где Σпр– сумма цифр, отмеченных к ≪прямым≫, высказываниям № 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19;
Σобр– сумма чисел, ≪обратных≫ отмеченным, квысказываниям № 5, 6, 11, 12, 16, 17, 18, 20.
Например: если у ≪обратного≫высказывания
№ 5 ответ 4 – засчитываем 1 балл; № 6 ответ 3 – 2 балла; № 11 ответ 2 – 3 балла и т.д.
В итоге получаем количественный показательуровня депрессии (УД), который колеблется от 20до 80 баллов.
Интерпретация:
•УД не более 50 баллов диагностирует состояние без депрессии.
•УД более 50 и менее 59 баллов говорит о том,что у вас легкая депрессия ситуативного или невротического происхождения.
•УД от 60 до 69 баллов означает субдепрессивное (околодепрессивное) состояние, или маскированнуюдепрессию.
•УД более 70 баллов – истинно депрессивноесостояние.
Диагностические критерии депрессивного эпизода
Основные симптомы:
•снижение настроения в сравнении с присущейчеловеку нормой, преобладающее почти ежедневно и большую часть дня, которое продолжается не менее 2 недель вне зависимости отситуации;
•снижение интересов или удовольствия от деятельности, которая обычно связана с положительными эмоциями;
•снижениеэнергии и повышеннаяутомляемость.
Дополнительные симптомы:
•сниженная способность к вниманию и сосредоточению;
•падениесамооценки и чувство неуверенности всебе;
•идеивиновности и уничижения (даже при легких депрессиях);
•мрачное и пессимистическоевидениебудущего;
•мысли или действия, касающиеся самоповреждения или суицида;
•нарушенныйсон;
•плохойаппетит.
Влияние игры музыкальных инструментах на организм человека:
Гармоничным мелодии, звуки в буквальном смысле слова перезаряжают внутренние аккумуляторы жизненной энергии. Для этого достаточно просто слушать игру на определенных музыкальных инструментах.
Скрипка - лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно влияет на меланхоликов.
Орган – приводит ум в порядок, гармонизирует энергопоток позвоночника, это – проводник между космосом и землей
Пианино – воздействует на почки, мочевой пузырь, очищает щитовидную железу
Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеностную систему
Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и обездоленность
Баян, аккордеон – активизирует работу брюшной полости
Арфа и струнные инструменты гармонируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление
Саксофон – активизирует сексуальную энергию, половую систему
Кларнет, флейта - пикколо – подавляет уныние, улучшает кровообращение
Контрабас, виолончель, гитара – воздействуют на сердце и тонкую кишку, лечат почки 
Цимбала – уравновешивает печень 
Балалайка – лечит органы пищеварения
Труба – лечит радикулит
Л и т е р а т у р а:
1. Малая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991–1996.
2. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. М.: МЕДпресс, 2001.
3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. М.: Советская энциклопедия, 1982–1984.
4. Зверев И.Д. Книга для чтения: Пособие для учащихся 9 класса. М.: «Просвещение» 1986.
5.Научно-популярный журнал: «Биология для школьников». М.: ООО «Школьная пресса». 2008, №4, №5.www.chpk.ru6. Научно-педагогический журнал: Биология. Все для учителей. М.: ООО «Издательская группа «Основа»». 2013 №6. www.e-osnova.ru7. Чистякова С.Н.Технология профессионального успеха. Учебник для 10-11 классов. М.: «Просвещение» 2006.
8. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда: Учебник для дифференцированного обучения 9 класс. М.: «Просвещение» 1997.
9. Смирнов А.Т., Хренников Б.О.Учебник по основе жизнедеятельности безопасности для 8-9 классов. М.: Издательство «Просвещения» 2010.
10.Первое сентября. Общероссийская газета для учителей. М.: ООО «Чистые пруды» 2013 №1, №2. Сайт: 1september.ru
11. Лечебно-физическая культура: Справочник / Под ред.проф. Епифанова. М., 1987.
12. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М., 2005.
13. Концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. Вестник образования журнал.
14.4brain.ru. Творческое мышление.