Урок русского языка. 2 класс. Родственные слова и формы слова.
Русский язык. 2 класс.
Тема: «Различение родственных слов и форм слова».
Цель: содействовать формированию понятий «родственные слова» и «формы слова».
Задачи:
Предметные:
- закрепить представление о родственных словах;
- познакомить с понятием «формы слова»;
- учить различать эти понятия.
Метапредметные:
- учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- создать условия для формирования умения сравнивать, обобщать, классифицировать языковой материал;
- учить подводить под понятия на основе распознавания существенных признаков;
- развивать умение выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками.
Проверка готовности к уроку.
Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос, стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
- На минутке чистописания пишем букву, которая в этом слове обозначает согласный, твердый парный, глухой парный звук.
- Почему буква Б обозначает звук [т]?
- Подберите проверочное слово.
- Пишем заглавную и строчную букву П.
У каждого из нас есть родственники. Что общего у всех родственников?
- Как понимаете выражение «родственные души»?
- Вы знаете что есть родственные слова. С сегодняшнего дня начинаем изучать тему «Что такое родственные слова и формы слова».
- Может быть у вас появились какие-то вопросы?
- В течение изучения темы мы обязательно ответим на все ваши вопросы.
4. Актуализация знаний.
- Упражнение 83 (а). К каждому рисунку выбери подпись. Напиши их в столбик с соответствующей цифрой.
1.дуб
2.дубок
3.дубрава
Что общего у этих слов? (ед.число, что?, одинаковый корень, однокоренные).
Какие слова называем однокоренными или родственными?
Действительно ли эти слова похожи по смыслу. Определите лексическое значение каждого слова.
Сверяем толкование детей по словарю.
Выделите корень.
Докажите ещё раз что это родственные слова (спрашиваю слабого).
Уточните: однокоренные слова похожи по смыслу или обозначают одно и то же?
5. Открытие новых знаний и первичное закрепление.
- Упр. 83 (б) Рядом с первым столбиком слов напишите в столбик краткие ответы на вопросы:
- Что нарисовано под №1?
- К чему летит птичка?
- Вокруг чего ходит кот?
Прочтите слова: дуб, дубу, дуба.
Мне кажется, что мы записали еще одну группу родственных слов. Вы согласны со мной? Для доказательства вспомните существенные признаки однокоренных слов.
Правильно ли будет если я скажу, что здесь записаны названия одного и того же предмета? Доказывают. (Лексическое значение не меняется)
А что в них изменилось?
Если лексическое значение слова остается прежним, а меняется только окончание слова, то говорят, что меняется форма слова.
Значит во втором столбике записаны не родственные слова, а формы одного слова.
- Упр. 84. Устно дополни первое предложение. Выпиши родственные слова. Выдели в них корень. Рядом напиши оба слова в форме множественного числа. Сделай такую же запись с другими предложениями. Сравни смысл родственных слов и форм слова.
Человек, который служит на море. – это ____ . Человек, который ухаживает за садом, - это ____ . Человек, охраняющий лес, - это ____ . Инструмент для проведения прямой линии – это ____ .- Физминутка.
Называю пары слов, если это родственные слова – хлопают, если формы слова – топают.
Например, стол – столик, стол – столу.
6. Первичная проверка.
Тетрадь № 2 упр. 1.
Взаимопроверка в парах с доказательством своего мнения.
7. Рефлексия.
- Смогли ли ответить на какие-то из возникших у вас в начале урока вопросов?
- Подведите итог работы по опоре (Мне было трудно… Теперь я знаю … Теперь я могу… В жизни мне пригодится…).
8. Домашнее задание.
Упр. 85. Прочитай отрывок из сказки. Выпиши полные имена Комара и его родственников. Сравни смысл родственных слов.
илиПодбери несколько загадок. Запиши их. К словам отгадкам подбери родственные слова и формы слова.