Кроссворды-один из способов развития поисково-творческих способностей учащихся на уроках физики


Доклад
на МО учителей физики.
Тема: «Кроссворды-один из способов развития поисково-творческих способностей учащихся на уроках физики».
Учитель: Васильева Надежда Александровна.

В своё время ещё Блез Паскаль заметил: «Предмет математики настолько серьёзен, что нужно не упускать возможности делать его занимательным».
Предмет современной физики столь же серьёзен и также нуждается при изучении возможно большей занимательности. Результативно решить эту нелёгкую задачу помогают, прежде всего, интеллектуальные игры.
Сотни тысяч, а возможно и миллионы различных игр придумало человечество за свою многовековую историю. Но лишь сравнительно недавно термин «игра» перестал ассоциироваться только с развлекательностью и стал равноправным слагаемым таких словосочетаний, как деловые, дидактические,компьютерные,математические, познавательные и тому подобные игры. В школе многие из этого рода игр соединили, казалось бы, несоединимое- серьёзное интеллектуальное занятие и забаву, размышление и развлечение, что открыло путь качественно новому подходу к обучению.
Интеллектуальные игры, к которым относятся и учебные кроссворды, не только придают особый, занимательно-матиционный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей учеников, умению применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретённых сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляя ни с чем несравнимое удовольствие своими правильными ответами и сообщая, тем самым заряд душевной бодрости. Более того, приобретаемые при этом личностные качества нужны практически в любой жизненной ситуации. Ведь решение кроссвордов тренирует память, обостряет сообразительность, вырабатывает настойчивость, способность логически мыслить, сопоставлять, учит работать со справочной литературой, энциклопедиями, побуждает к расширению и углублению знаний, расширяет кругозор, вырабатывает умение довести начатое дело до конца, а также стимулирует интерес к предмету. Учителю же они помогают проверить знание учащимися предмета, оценить уровень их развития, получать представление о широте имеющихся у них сведений по физике.
КЛАССИФИКАЦИЯ КРОССВОРДОВ.
О разнообразии кроссвордов судить трудно, так как они чаще всего внешне похожи друг на друга: для всех характерна фигурная чёрно-белая сетка. НО одинаковыми они кажутся только на первый взгляд. Поскольку их содержание может быть удивительно многообразным. Рассмотрим только учебные кроссворды. Выделим главную тематику кроссвордов по физике:
1.История физики и техники;
2.Физические величины ,единицы измерения, приборы;
3.Основные темы курса физики;
4.Прикладные вопросы физики;
5.Общефизические вопросы.
Кроссворды всех тем можно отнести к обобщаемым , итоговым.
Расположить кроссворды расположить по степени сложности - весьма проблематичная задача. В самом деле: одному ученику тот или иной кроссворд кажется простым, другому – сложным.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОССВОРДОВ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ.
Предъявляя ученикам учебный кроссворд по физике, нужно иметь ввиду следующее. При его решении учитель достигнет поставленной цели:
1.Заранее проверена доступность кроссворда.
2.Наличиствуют объективные стимулы, побуждающиеся учащихся работать на конечный результат.
3.Создана на уроке обстановка естественной игривой ситуации.
4.Обеспеены при работе с кроссвордами только положительные эмоции учеников.
5.В ход решения внесён элемент состязания между учащимися.
СОСТАВЛЕНИЕ КРОССВОРДОВ УЧАЩИМИСЯ.
Это весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся. Он требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулирования определения понятий. Я пробовала давать учащимся набор терминов и слов по теме курса физики и сетку. Её нужно пронумеровать по горизонтали и вертикали и составить вопросы к ним. Для глухих детей это оказалось очень трудно.
Чтобы у ребят не пропал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления:
Часть из них давать индивидуально, а часть коллективу; некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого и выставляя лишь хорошие отметки наиболее «удачным».
Кроссворды помогают развивать интерес к предмету.