Исследовательский проект Школа юных натуралистов

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103»



Исследовательский проект
«Школа юных натуралистов»


Руководитель проекта:
Бегунова Анжелика Викторовна,
Воспитатель высшей кв. категории













г. Каменск-Уральский 2016 г.


Команда «Юные натуралисты»
Девиз «Чтоб здоровье сохранить с природой надо всем дружить!»
Состав команды:
Лобанова Даша 5. Загайнов Витя
Черемухина Наташа 6. Шишкина Аня
Куярова Алеся 7. Эйвазова Амина
Устинов Богдан 8. Хренова Софья
Тип проекта:
По доминирующей деятельности – проектная деятельность
По продолжительности – среднесрочный
По характеру координации проекта – фронтальная и индивидуальная, совместная, и специально организованная деятельность работа с детьми старшей группы и родителями.
По характеру контактов – индивидуальная и коллективная работа
По количеству участников – групповая
Цель проекта:
Развивать познавательный интерес к проблемам сохранения и укрепления здоровья человека, охраны окружающей среды, совершенствовать умения устанавливать причинно – следственные связи; рассмотреть анималотерапию, как вид лечения и коррекции различных заболеваний и систематизировать положительный эффект воздействия животного на человека.
Задачи:
Узнать, что такое анималотерапия
Выяснить, как животные влияют на здоровье человека
Научиться использовать домашних животных для укрепления своего здоровья
Научить товарищей дружить с животными, чтобы быть здоровыми.
Проблемный вопрос: как животные влияют на здоровье человека?
Просмотреть литературу по данному направлению;
Рассмотреть эффект влияния животных на физиологические процессы в организме человека.
Исследовать вопрос о наличии домашних питомцев у детей группы.
Выяснить влияет ли домашний питомец на настроение, самочувствие.
Этапы исследования:
Подготовительный этап: продумывание темы проекта; выбор цели, постановка задач; формулирование проблемного вопроса; планирование деятельности по реализации цели проекта; определение продукта проекта.
Организационный этап: распределение работы между детьми; планирование конечного продукта деятельности; реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Заключительный этап: включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. Создание в группе необходимых условий; библиотеки по теме проекта; видеотеки; стенгазета; минимузея. Активное участие родителей в реализации проекта. Более бережное отношение детей к животному миру природы; умение детей высказывать идеи и предложения. Оценка эффективности по итогам работы проводится по трём направлениям: дети, родители, педагоги.
Практическая деятельность: обращение к иллюстративно-справочному материалу; проведение журналистского расследования; сбор и систематизация материала по теме проекта; продуктивная деятельность по теме проекта; оформление практических материалов по теме; создание мультимедийной презентации для отчета; организовать выставку «Моё домашнее чудо»; изготовление дидактических игр и пособий; картотека подвижных игр.
Защита проекта: выступление перед детьми старших групп с представлением проекта.
Оборудование и материалы: книги; журналы; энциклопедии, иллюстрации, видео и аудио записи; мультимедийное оборудование, фото и видео аппаратура; материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Врач лечит – природа исцеляет! (Гиппократ)
Анималотерапия (от латинского animal – животное) – вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Это цивилизованный научный метод лечения и профилактики серьёзных заболеваний. Положительное действие животных на больного человека подтверждено экспериментами. Люди, у которых есть домашние любимцы, живут дольше, болеют меньше – это научный факт. При этом их нервная система находится в куда лучшем состоянии, чем у тех людей, у кого нет питомцев. Известно, что даже бездомные люди часто умудряются обеспечивать своим животным надлежащий уход за то тепло, которое они получают взамен.
Актуальность: В настоящее время существует много терапевтических факторов, но важно использовать те, в которых сама природа выступает как доктор. В современном мире человек живет, не оглядываясь на то, что подсказывает ему природа, поэтому возрастает число заболеваний. Работая над проектом нам было интересно установить, какие меры предпринимаются для лечения и коррекции здоровья с помощью животных. В своём проекте нам хотелось бы обсудить то, как животные порой одним своим присутствием рядом с нами помогают справиться с множеством очень серьёзных проблем, порой даже изменить наше отношение к жизни. Проблема достаточно актуальна, недаром во всём мире внимание к себе привлекла анималотерапия, как возможность помощи людям, используя животных. Актуальность связана и с тем, что этот метод получил достаточно широкое распространение. В настоящее время изучением этого вопроса занимаются сотни ученых, несмотря на то, что в России специалистов по анималотерапии все-таки очень мало.
Проблема: В нашей стране отношение к этому методу достаточно несерьезное и саму анималотерапию считают нетрадиционным методом. В рамках этого метода изучаются и возможные негативные явления анималотерапии: аллергия, опасность паразитарных заболеваний, а также проблемы, связанные непосредственно с применением данного метода.
Гипотеза: Природа доктор, если животные часть природы, то они могут нас лечить.
Ресурсное обеспечение проекта: интернет ресурс, книги по данной тематике.



Планирование и организация деятельности.

Мероприятие
Цели
Ответственные
Сроки проведения

I этап - подготовительный

1
Анкетирование
родителей
Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети.
Воспитатели
1 – я неделя

2
«Круглый стол» с участием родителей и детей
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатели,
родители
1 – я неделя

3
Подбор библиотеки
Развивать у детей интерес к выбранной теме.
Воспитатели,
родители
1 –я неделя

4
Подбор видеотеки
Пополнить видеотек группы познавательными фильмами и мультфильмами. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий группы.
Родители,
воспитатели
1 –я неделя

5
Оформление родительского уголка: стенгазета, выставка рисунков по теме проекта.
Просвещать родителей
Воспитатели
1 –я неделя

6
Подбор наглядно-дидактического материала для НОД, бесед, игр.
Создать условия
Воспитатели
родители
1 –я неделя





II – этап основной

7
Рассматривание книг, иллюстраций по теме проекта.
Развивать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности
Воспитатели
2 –я неделя

8
Оформление стенгазеты
Создать условия по реализации проекта.
Воспитатели
2 –я неделя

9
Презентация минимузея
Формировать поисково-исследовательскую деятельность. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.
Воспитатели
родители
2 –я неделя

10
Беседа «Домашние доктора».
Познакомить детей с анималотерапией
Воспитатели
2 –я неделя

11
Чтение худ. литературы и просмотры видеофильмов, мультфильмов.
Пробуждать и поддерживать интерес детей. Дать детям научно достоверные данные.
Воспитатели
2 –я неделя

12
Театрализация



Воспитатели
2 –я неделя

13
Викторина «Домашние животные»
Продолжать формировать знания детей о мире природы.
я неделя

14
Продуктивная деятельность по теме проекта
Выставка «Моё домашнее чудо».
Воспитывать у детей эмоциональное восприятие, учить передавать свои впечатления
Воспитатели
родители
дети
2 –я неделя.

15
Посещение библиотеки.

Воспитатели
родители
дети
2 –я неделя

16
Презентация проекта
Представить творческий отчёт
Родители
дети
воспитатели
3- я неделя.

Заключительный этап

17
Обработка и оформление материалов проекта

Воспитатели
3 –я неделя





Работа с образами животных.
Работа с образами животных включена во многие виды психотерапии. Используются образы животных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образы животных, представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь. В них явно прослеживается включение знаний о животном мире в систему образных средств характеристики человека, расширение и углубление знаний о самом человеке посредством сравнения и сопоставления. В основе сравнения и сопоставления лежат признаки сходства по общему впечатлению, а также по психологическим особенностям. Сказки о животных хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои – не люди, что исключает построение прямых аналогий, а в метафорической форме показываются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, позволяет расширить картину видения мира и увидеть такие решения проблемы, о которых человек, возможно, и не подозревал, вселить в него веру в благополучный исход. Образы животных могут использоваться и для проработки страхов у детей. Так, А.И.Захаров говорит о том, что в два года страх может вызывать образ Волка, способного причинить боль. Однако знакомство с этим образом необходимо и полезно. Он может познакомить детей с негативными сторонами взаимоотношений людей, с жестокостью, бездушием и опасностью вообще. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности. Вскоре после того, как появляется образ Волка, начинается борьба с ним, как одна из форм подчеркнутого в этом возрасте утверждения своего «Я». Своего апогея она достигает в игре, когда охотник убивает Волка. К трем годам Волк побежден.
Механизмы воздействия:
Кошки
Способны в той или иной степени лечить людей многие из видов животных, и у каждого из них – свое направление воздействия. Так, кошки отлично чувствуют отрицательную энергетику больного места, и поэтому стараются улечься вблизи ее источника. Такого «домашнего лекаря» хорошо иметь тем, чей ребенок страдает от воспалительных заболеваний, в частности костной системы.

Канистерапия вид анималотерапии с использованием собак. Собака прекрасное «лекарство» против гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении, повышает самооценку хозяина, улучшает его общительность, разрешает конфликты в семье.
Собака всегда рада общению с человеком. И потому к собаке тянутся и взрослые, и дети, испытывающие недостаток безусловной любви, стремящиеся к свободному проявлению эмоций. Собачья жалость не воспринимается человеком как что-то унизительное, в ней видится только то, что хочется видеть, сопереживание. Кроме того, собаки используются в терапии чаще других животных, так как они легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.
Канистерапия рекомендуется при неврастении, истерии, психастении и неврозах. «Хвостатый доктор» может быть любой породы – ротвейлером, колли, бульдогом, карликовым пинчером и обыкновенной дворнягой. Собака для ребенка:
Деткам с пониженным тонусом, а также тем, кому врачи рекомендуют больше двигаться, полезно завести в доме собаку, причем абсолютно неважно, какой она будет породы. Позитивное влияние этих животных на психику человека было известно еще древним грекам, а физическая активность ребенка, имеющего собственную собаку, будет обеспечена – питомца нужно будет ежедневно выгуливать, играть с ним.
Иппотерапия – лошадка мой друг
Намного реже используется такой прекрасный метод анималотерапии для детей, как иппотерапия. Скорее всего, причина в том, что езда на лошади – не самый доступный вид физиотерапии. Официальная медицина давно признала, что иппотерапия помогает справиться с заболеваниями органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата, и даже способна облегчить состояние детей, страдающих такими серьезными заболеваниями, как детский церебральный паралич. Езда на лошади рекомендуется детям с синдромом Дауна, а также как метод социальной адаптации при аутизме. Иппотерапия – это вид анималотерапии, использующий как основное средство общение с лошадьми и верховую езду. Иппотерапия это эффективная лечебная физкультура. Иппотерапию используют при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, полиомиелите, сколиозе, умственной отсталости.
Верховая езда требует постоянной работы крупных мышц тела, и это позволяет применять иппотерапию в реабилитации и лечении пациентов, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП).
На лошади человек получает возможность активно двигаться в положении сидя, и это делает верховую езду незаменимой для людей с больными ногами, а также для тех, кто страдает избыточным весом.
Лошадь это уникальный живой тренажёр, она подстраивает свои движения под всадника, согревает и массирует его мышцы, нормализует мышечный тонус. Ритмичные движения лошади на шагу способствуют восстановлению собственных ритмов всадника, а это очень важно при лечении речевых расстройств у детей.
Функции анималотерапии:
1)Психофизиологическая функция.
Взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.
)Психотерапевтическая функция
Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
3) Реабилитационная функция.
Контакты с животными являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.
4) Функция общения.
Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные в процессе взаимодействия человека с ними – это функция партнеров общения.

Вывод:
Таким образом, исходя из всего написанного выше, можно сделать вывод, что анималотерапию действительно можно рассматривать как самостоятельный и серьёзный метод психотерапии, использующийся давно и получивший довольно широкое применение. Под анималотерапией понимается множество терапевтических методик, характеризующихся использованием множества различных животных (их образов) и направленных на профилактику и лечение конкретных патологий. Это делает анималотерапию очень универсальным и доступным методом.
Успех терапии зависит в первую очередь от профессионализма самого терапевта, от используемого животного (качества его подготовки) и от отношения пациента к конкретному животному.
Не стоит также игнорировать ненаправленный вид анималотерапии – очень часто можно увидеть, как в больницах, интернатах живет кошка (собака, рыбки и др.), но как уже было сказано выше – терапевтический эффект в этом случае носит неожиданный характер.
ђ Заголовок 215