Создание условий, способствующих реализации задач поликультурного образования в ДОУ (из опыта работы)


Создание условий, способствующих реализации задач поликультурного образования в ДОУ
(из опыта работы)
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.
Творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект (далее УМК) по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан.
Учитывая особенности региона, уровень профессионализма педагогов и традиции учреждения в течение учебного года нами проводится активная работа по реализации учебно-методического комплекта «Говорим по-татарски – Татарча сөйлэшэбез». Творческой группой разработан план мероприятий по сохранению и развитию государственных языков и культур народов РТ на 2013 – 2017 годы в соответствии с новыми введениями по обучению детей двум государственным языкам.
В детском саду ведется активная деятельность по реализации УМК в образовательном процессе ДОУ. С целью организации развивающей среды, способствующей развитию родного языка, в каждой группе оформлен национальный уголок, содержащий, в зависимости от возраста детей, информацию и наглядный материал по ознакомлению с бытом, искусством татарского и русского народов, народов РТ, символикой РФ и РТ, оформляются авторские игры, имеются куклы в национальных костюмах, картотека игр народов Поволжья. Создана речевая среда, позволяющая родителям и русскоязычным педагогам систематически использовать в общении с детьми изученные ранее слова, закреплять пройденные темы. В приемных оформлены родительские уголки с информацией о реализации учебно-методических комплектов в ДОУ.
Страничка, «Изучаем татарский язык», на сайте нашего детского сада систематически обновляется информацией для родителей: выпуск новых мультфильмов в переводе на татарский язык с указанием электронного адреса для просмотра и скачивания, новости, объявления, достижения, мероприятия. Родители воспитанников средней, старших и подготовительной групп в течение учебного года имеют возможность присутствовать за занятиях «Говорим по-татарски» с использованием УМК.
В коридоре первого этажа и рекреациях второго этажа оформлены стенды с информационным и фотоматериалом о России, Республики Татарстан, народах Поволжья, родном городе и его знаменитых людях, фотоотчеты о жизни детей в ДОУ, размещена необходимая информация для родителей воспитанников.
В методическом кабинете создан центр национального воспитания и образования, информационный стенд «Татарча сөйләшәбез – Говорим по-татарски», где педагоги и родители могут получить необходимую информацию по данному вопросу.
Творческие мероприятия – это уже норма создания поликультурного образовательного пространства ДОУ: разрабатываются положения и проводятся конкурсы чтецов среди детей 3-7 лет «С чего начинается Родина», организуются выставки детско-родительских рисунков и поделок по просмотренным мультфильмам, ежегодно наши воспитанники, совместно с учащимися школы, принимают участие в республиканской акции «Мин татарча сөйләшәм» с приглашением корреспондентов местного телевидения. Педагоги ДОУ – активные участники различных мероприятий и конкурсов: по итогам муниципального этапа Республиканского конкурса «Инновационные технологии в дошкольном образовании», методическая разработка дидактических компьютерных игр «Уйный-уйный үсәбез» заняла 1 место. На данную разработку получена рецензия, составленная кандидатом педагогических наук, доцентом педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» Т.Ф. Бабыниной. Коллектив ДОУ награжден Благодарственными письмами МБДОУ «Алтынчеч» и МБОУ «ЗСОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов» за активное участие в акциях «Замечательный сосед», «Мин татарча сөйләшәм».
100% русскоязычных педагогов приняли участие в реализации Республиканского проекта «Ана теле».
В 2014 году по итогам республиканского конкурса «Лучший билингвальный детский сад» коллектив детского сада стал обладателем Гранта в один миллион рублей.
Повышая компетентность педагогов и родителей в организации поликультурного образования дошкольников, организуются и проводятся педагогические советы «От простого к сложному», «Поликультурное образование дошкольников», консультации «Использование национально-регионального компонента для формирования познавательного развития дошкольника», «Использование народных подвижных игр на физкультурных праздниках и развлечениях», «Использование элементов НРК в музыкальном развитии дошкольников», «Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ Республики Татарстан», «Использование национально-регионального компонента для формирования познавательного развития дошкольника по всем видам образовательной деятельности», «Двуязычие с детства», «Традиции и обычаи татарского народа» и др.
В течение года русскоязычные педагоги посещают занятия «Говорим по-татарски».
В своей работе воспитатель по обучению детей татарскому языку применяет пиктограммы, дидактические, пальчиковые игры, технические средства обучения, рассказывает о народных праздниках «Нәүруз», «Сабантуй», «Карга боткасы». Работа ведется систематически и планомерно, в тесном контакте с воспитателями групп, узкими специалистами (музыкальными руководителями, инструктором по физическому воспитанию) и родителями. Разработаны перспективные, календарные и планы индивидуальной работы с детьми, имеется рабочая программа.
С первой младшей группы, с детьми татарской национальности, общение на родном языке проводится в игровой форме. Русскоязычные дети слышат татарскую речь, по желанию принимают участие в играх. При переходе в среднюю группу дети уже слышали татарскую речь, знакомы с воспитателем, все это способствует профилактике тревожности перед знакомством со вторым языком. Начиная со средней группы, организуются занятия по обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю: два занятия по подгруппам, одно – вся группа.
Кабинет татарского языка оборудован электронной техникой (ноутбук, медиапроектор, экран). В кабинете имеется как теоретический, так и практический материал по ознакомлению детей с татарским языком (методическая литература, дидактические игры, сюжетные и предметные картинки, полумаски, настольный театр, пальчиковый театр, игрушки; аудио материал, видео материал). В достаточном количестве имеется раздаточный материал, рабочие тетради на каждого ребенка. Оформлены игровые центры – магазины «Посуда», «Продукты», «Школьные принадлежности», «Овощи. Фрукты», «Одежда», «Мебель». Оборудован центр «Игрушки» для закрепления счета, названий игрушек, понятий «чистый - грязный» – «ю - мой». Для закрепления тем «Ты кто? Син кем?», «Это кто? Бу кем?», «Кого нет? Кем юк?» и др. создан центр «Моя семья». В 2015 году в муниципальном конкурсе «Лучший кабинет татарского языка» мы стали победителями и заняли 1 место.
В течение учебного года систематически просматриваются мультфильмы на татарском языке.
Созданные в детском саду условия, способствуют повышению профессионального уровня педагогических работников, развитию совместной творческой деятельности детей и родителей в решении задач поликультурного образования дошкольников.