Психологический тренинг Деловые игры



Переговоры - это сложный процесс, участники которого вступают в различные взаимоотношения, используя при этом разные приёмы влияния друг на друга. Мастерство в переговорном процессе - один из самых необходимых навыков во все времена, который можно развивать с помощью различных психологических тренингов.
1.Тренинг уверенного поведения
1.1 Упражнение «Представление»
Цель-осознание особенностей собственных выразительных движений ( 45 мин ).
Каждый участник группы выходит и в течение 1 минуты представляется группе. Ему необходимо ясно и чётко сформулировать цель занятий для себя, свои трудности и попросить группу помочь в преодолении этих трудностей.
Анализ представления:
-внешность представляющегося;
-умение представить себя;
-уверенность в себе;
-что было эффективным, что неэффективным в представлении;
-диалогическая или монологическая была речь.
1.2 Упражнение «Всеобщее внимание»
Цель - развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения, формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счёт различных средств общения.
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простую задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим действиям,, нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно её выполняют все участники. Обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счёт каких средств. На упражнение отводится 15 минут.
1.3 Ролевая игра «Телефон».
Цель - закрепить навыки удержания и установления контакта с благоприятными последствиями ( 45 мин ).
Из участников группы выбирается 1 секретарь и 1 посетитель ( можно 2 пары участников ). Задача посетителя - попросить разрешения о телефонном звонке и в течение длительного времени не прекращать разговор. Задача секретаря - прекратить телефонный разговор, чтобы позвонить по делам фирмы.
При анализе обращается внимание:
-Какое напряжение испытывал секретарь, посетитель?
-Какова стратегия секретаря?
-Были ли моменты, когда посетителю хотелось положить трубку?
1.4 Упражнение «Я боюсь»
Цель - лучше разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов, часто тесно связанных с проблемами в отношениях.
Задача участников состоит в том, чтобы обнаружить в себе « зоны страха» и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не бояться.Нужно выстроить применительно к себе самим такие фразы по следующему шаблону:
«Я боюсь чего-то, хотя другие этого не боятся». Задача каждого-найти в себе минимум 3 страха.
Обсуждение. «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголённые электрические провода, дикие хищные животные, автомобили на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»
Если группа долго молчит и не находится участника, который начал бы говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами:«Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т.п.
Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик, на котором написано мой страх.
1.5 Упражнение «Зажим»
Цель - снятие психофизиологических «зажимов» и формирование приёмов релаксации состояния.
Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определённых мышцах или суставах возникает локальное напряжение, «зажим». Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться.
2. Тренинг преодоления конфликтов.
2.1 Упражнение «Интервью»
Цель - развитие умения слушать партнёра и совершенствовать коммуникативные навыки, сокращение коммуникативной дистанции между участниками тренинга.
Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнёром, пытаясь узнать о нём как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача-подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники представляют друг друга.
2.2 Ролевая игра «Сглаживание конфликтов».
Цель - отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения, как умения быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путём стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов.
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтные стороны ( например, ссорящихся супругов ), а третий играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
-Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
-Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
-Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
2.3 Упражнение «Преувеличение или полное изменение поведения»
Цель - формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
Это ролевая игра, в которой членам группы даётся возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.
Участник сам выбирает нежелательное личное поведение или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознаётся.
Если член группы не осознаёт этого поведения, он должен преувеличить его. К примеру, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознаёт поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому даётся 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.
3. Тренинг коррекции эмоциональной сферы
3.1 Упражнение «Развитие навыков коммуникации»
Цель - расширение коммуникативного репертуара участников, снижение чувства боязни общения.
Участники разбиваются на пары, каждая пара по очереди в течение трёх минут завязывает между собой разговор. Коллективное обсуждение результатов. Ведущий обобщает тему и вносит свои предложения, как лучше всего вступать в разговор.
4. Тренинг снятия психоэмоционального напряжения
4.1 Упражнение «Знакомство».
Цель - развитие открытости.
Участникам предлагается написать несколько важных характеристик своего «Я», затем прочитать свои характеристики участникам группы.
Участники комментируют, что они чувствовали, когда рассказывали о себе.
5. Тренинг личностного роста
5.1 Упражнение «Без маски»
Цель - осознание личностных качеств, рефлексия.
Все участники поочерёдно берут карточки, которые лежат на столе, и без подготовки продолжают высказывания, которые написаны на карточке.
Группа прислушивается к интонациям, голосу, оценивает меру искренности. Если признано, что высказывание было искренним, то упражнение продолжает следующий участник. Если же группа признаёт, что оно было шаблонным, неискренним, участник делает ещё одну попытку, но уже после всех.
Содержание незаконченных предложений:
-«Мне в особенности не нравится,когда…»
-«Мне знакомо острое ощущение одиночества. Помню…»
-«Мне очень хочется забыть, что…»
-«Бывало, что близкие люди вызывали у меня почти ненависть. Однажды, когда…»
-«Однажды меня напугало то, что…»
-«В незнакомом обществе я ощущаю…»
-«Даже близкие люди иногда не понимают меня. Однажды…»
-«Помню случай, когда мне стало стыдно, я…»
-«В особенности меня бесит то, что…»
5.2 Упражнение «Вы меня узнаёте?»
Цель - анализ своих личностных сторон.
Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Что делать? Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о примете, по которой узнаете друг друга. Например, красный шарф и т.п. Ведь так обычно и поступают люди.
Участникам предлагается уйти от этого стереотипа. Описать себя нужно так, чтобы незнакомец, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или…Время для работы-5 минут. Затем обсуждаются все записи и ощущения, которые возникли во время выполнения предложенного задания.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Методы активного социально-психологического обучения»
на тему: «Упражнения и техники, формирующие эффективное ведение переговоров».

Выполнила студентка 2 курса
Шарипова Л.В.
Проверил преподаватель
Жёлудева С.В.
г.Ростов-на-Дон 2011 г.