Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык; 4 класс; УМК Школа России «Русский язык».
Учитель: Мищенко Н.П.
Тема урока: Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.
Тип урока: Открытие нового знания
Оборудование: карточки с заданиями для индивидуальной работы, мультимедийное оборудование.
Формируемые УУД:
Личностные - актуализация мыслительной и творческой деятельности учащихся, формирование умения работать по словесной и письменной инструкцией и алгоритму, самооценка личностных достижений учащихся на уроке.
Регулятивные – отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурирование знаний.
Коммуникативные – выражать свои мысли в соответствии с задачами, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, умение работать в коллективе, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль своей деятельности.
Познавательные – умение формулировать алгоритм действия, выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. Умение рационально использовать учебную информацию, анализ, выделение и формулировка задачи, умение осознанно строить речевое высказывание.
Предметные результаты: умение определять падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, совершенствование умений морфологического разбора имен прилагательных, развитие орфографической зоркости и расширение словарного запаса учащихся.
Этап
урока Цель Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Формируемые УУД
Организационный
Проверка готовности учащихся к уроку, их настроя на работу Улыбнитесь друг другу. Вы готовы к плодотворной работе? Как понимаете это выражение? (приносящая результаты) Проверим нашу готовность к уроку. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность, способность регулировать свою деятельность, прогнозировать деятельность на уроке.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание осваивать новые знания, настрой на успешную работу на уроке, самоорганизация.
Мотивация и целеполагание. Закрепить и систематизировать полученные знания, поставить новые задачи, сформулировать алгоритм определения падежных окончаний имен прилагательных мужского рода в творительном и предложном падежах. Фронтальная работа с учащимися.
-Скажите, какую часть речи мы сейчас изучаем на уроках русского языка?
-Дайте определение этой части речи.
Слайд 1. Цитата «Существительное с прилагательным живут на редкость дружно». Как понимаете это высказывание? Обоснуйте свое мнение. Помогут ли нам на уроке дружеские отношения?
Определите по данным морфологическим признакам самостоятельную часть речи: ед. ч; м.р; П.п; определение.
Обоснуйте свой ответ. Почему об имени прилагательном говорят, что это самая яркая часть речи? Приведите примеры.
Словарная работа
Давайте сделаем наши словарные слова яркими и запоминающимися. Записать словосочетания: прил + сущ: багаж, аппетит, дорога, автомобиль, директор, календарь, картина, животное, магазин, отец, молоко.
-Выделите окончания и укажите род имен прилагательных.
Взаимопроверка Организует диалог с учащимися, задает вопросы. Выполняют задание, комментируют высказывание, опираясь на связь прилагательного с существительным. Коммуникативные-
умение слушать и говорить,
Личностные-самоопредление, оценивание,осознание своих возможностей
Регулятивные- умение регулировать свои действия
Самоопределение к деятельности.
Выход на тему, цель, учебные задачи.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Слайд 2.
О морозн.. зимн... воздухе,
морозн.. зимн…воздухом;
-С какой целью я предложила вам эту работу?
-Какой вывод можно сделать в результате сравнения данных словосочетаний?
-Сформулируйте тему урока.
Запишите словосочетания, вставив окончания. Проверка. Запишите прилагательные, выделите окончания и укажите падеж имен прилагательных Организует диалог с учащимися, в ходе которого формулируется тема урока, обозначается различие в написании падежных окончаний имен прилагательных, отрабатывается морфемный разбор.
Формулируют тему урока, отрабатывают различие в написании падежных окончаний имен прилагательных,
выполняют морфемный разбор имен прилагательных, подбирают подходящие по смыслу имена существительные
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Гимнастика для глаз. Снятие усталости с глаз Организует выполнение гимнастики для глаз
Актуализация знаний. Выполнение заданий базового и повышенного уровня в парах.
Самооценка достижений по заданным критериям На карточках задания:
1. Базовый уровень.
Поставь вопрос к прилагательному, вставь окончания и определи падеж
в (……….?) глубок.. овраге,
за (…………?) колюч.. кустарником, со (………….?) сладк.. пирожком,
о (……….?) сказочн.. персонаже,
под (……….?) высок.. мостом;
2. Повышенный уровень.
Выпиши только те предложения, в которых употреблены имена прилагательные, изучаемые по теме урока. Вставь пропущенные окончания.
У высок… холма протекала быстрая речушка. Ученики писали сочинение о главн.. герое произведения. Ранн.. утром группа туристов добралась до опушки. В июле мы путешествовали по Золот… кольцу России. Поздн.. вечером с неба посыпалась снежная крупа. На слайде 3 эталон выполнения.
Слайд 4.Самооценка результатов:
1 уровень.
2 балла – верно поставлены вопросы ко всем прилагательным, верно вставлены окончания и определены падежи.
1 балл – допущены 1-2 ошибки.
0 баллов – допущено более 2 ошибок.
2 уровень.
3 балла – верно выписаны все предложения и вставлены падежные окончания
2 балла – допущена 1 ошибка в работе
1 балл – допущено 2 ошибки
0 баллов – допущено более 2 ошибок. Запишите на полях тетради простым карандашом максимальное количество набранных вами баллов.
Организует работу по актуализации знаний учащихся, предлагает провести самооценку личностных достижений по предлагаемым критериям. Выполняют задание, выбирая уровень, проверяют работу по эталону, оценивают свои личностные достижения, выставляют баллы по заданным критериям. Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Самостоятельная работа по учебнику.
Рефлексия и итоговая оценка личностных достижений на уроке. Закрепление знаний. Слайд 5. Работа по учебнику.
Работа по учебнику (с.25 упр51)-по варинтамЗапись предложений по памяти. Работа над заданиями.
Морфологический разбор прилагательного.
Нежным (светом)-прил, каким?, н.ф-нежный, м.р. в Т.п, ед.ч, вт.чл.
Страница 25. Упр 52
Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку. Самостоятельно используйте двухбалльную шкалу и оцените работу соседа по парте. Выставьте баллы. закрепить навыки правильного написания падежных окончаний имен прилагательных, отработать навыки морфологического разбора прилагательного, провести взаимопроверку и оценить работу по шкале достижений. выполняют морфологический разбор имени прилагательного, оценивают работу соседа по парте. Коммуникативные:
распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
Оценка личных достижений учащихся. Наш урок подходит к концу. Какое у вас настроение? Какие знания вы закрепили на сегодняшнем уроке? Была ли наша работа на уроке плодотворной? Оцените сами уровень качества своей работы. Для этого суммируйте все баллы на полях тетради. Слайд 6.
8-9 баллов – вы отлично усвоили данную тему, были активны на уроке, успешно работали в сотрудничестве;
5-7 баллов – вы усвоили данную тему, успешно работали на уроке, допуская единичные ошибки;
2-4 балла – тема усвоена слабо, допускались многочисленные ошибки, необходима дополнительная работа по усвоению темы.
Какую работу вы могли бы предложить своим одноклассникам для лучшего усвоения сегодняшней темы?
Домашнее задание:
С26 упр56составьте карточки с заданиями на усвоение сегодняшней темы, завтра мы начнем наш урок с этой работы.
Слайд 7. Спасибо за сотрудничество!
Задает вопросы о задачах урока, предлагает провести итоговую самооценку личностных достижений на уроке, продумать план работы по устранению пробелов знаний данной темы, подчиняет домашнее задание этой цели. Проговаривают закрепленные знания на уроке, высказывают свои впечатления от урока, проводят итоговую диагностику личностных достижений, делятся своими успехами и неудачами, участвуют в решении проблем по устранению пробелов знаний по данной теме. Регулятивные:
- самооценка личностных достижений на уроке;
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.
Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.