Урок-экспедиция «Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода» (обобщение)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Моген-Буренская средняя общеобразовательная школа
4 класс
Урок-экспедиция
"Правописание падежных окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода"
(обобщение)
Учитель начальных классов:
Саая Олча Орлан-ооловна
с. Кызыл-Хая
Урок-экспедиция по русскому языку в 4 классе на тему
«Правописание падежных окончаний имен прилагательных
мужского и среднего рода» (Обобщение)
Цели:
обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
выяснить особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода;
развивать навык правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода;
активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
побуждать интерес к предмету, используя занимательные задания.
Задачи:
Совершенствовать знания об имени прилагательном, лексическом значении, изменении по родам, числам, падежам.
Развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Воспитывать любовь к природе, родному краю, смелость, сильный дух характера.
Развивать у учащихся логическое мышление и творческое воображение.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карта маршрута с изображением Монгун-Тайги, аудиоустройство, презентация Power Point с вставленными видео и аудио, перфокарты, карточки с заданиями для «сильных» учащихся.
Литература: учебник и методическое пособие для учителя «Русский язык, 4 класс» Рамзаева Т.Г.
Технология: Дифференцированное обучение
Методы и приемы: словесные (беседа, устный и фронтальный опрос), наглядные.
Ход урока:
I. Организационный момент.
а) Приветствие
- Все встали, подровнялись!
- Здравствуйте, ребята!
б) Психологический настрой
– Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку. (Слайд 2)
Ученик 1: Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки.
Ученик 2: Каждой вещи – свое место.
– А девиз у вас какой?
Ребята: Все, что надо, – под рукой.
- Все тихо садимся.
в) Обучающий настрой. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня обобщим наши знания по теме «Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода» и проведем урок-экспедицию в гору Монгун-Тайга. В ходе урока мы поработаем индивидуально, группами и коллективно, изменим по падежам имена прилагательные, сделаем упражнения по правописанию падежных окончаний имен прилагательных м.р. и с.р.
Сейчас я вам прочту стихотворение, а вы послушайте внимательно! (Слайды 3, 4)
Стихотворение «Монгун-Тайга» С.Б. Пюрбю (звучит шум ветра, вьюги)
Я у самого края сверкающих льдов,
Синим блеском играющих вечных снегов.
Здесь, как будто приветствуя, издалека
Горной свежестью веет волна ветерка.
Где высокие горы встречают зарю,
Жадным взором я в светлые дали смотрю.
Очаровано сердце картиной родной,
Что сияет живой красотой предо мной.
Вот с вершины сползает лохматый туман,
Будто птиц белокрылых плывет караван,
Будто синих озер колыхает вода
Лебедей, налетевших с полудня, стада.
Где стеною отвесной поднялся утёс,
Вижу стадо я мирно пасущихся коз.
Но, почуяв людей, вмиг оно поднялось
И крутою тропою легко унеслось.
В мире все, что живет, и блестит, и цветет –
Все минует: иное на смену придет.
Но твоя красота не пройдет никогда!
Будешь вечно, родная тайга, молода.
С.Б. Пюрбю
Перевод В. Державина.
(Учитель выразительно читает стихотворение)
- О чем это стихотворение? (О горе Монгун-Тайга)
- Это какая гора? Что вы знаете о ней?
- Мы на уроке немного побудем в роли альпинистов и совершим экспедицию на самую высокую гору Республики Тыва и Восточной Сибири Монгун-Тайгу. Будем забираться по крутым склонам горы. Нам дана карта-схема подъема в гору. (Слайд 5)
- В каком предмете, и в каких случаях вы встречались с работой по карте? (В природоведении, использовали карты в школьном туристическом слете). А еще вы будете изучать работу с картами в 6 классе в предмете география. География – это …
- Продолжу объяснение нашего пути. Тут стрелками обозначены пути подъема в гору. Вы заметили на карте красные флажки? Добравшись до каждого красного флажка, мы делаем задания, и после успешного выполнения задания нам будет дана информация о дальнейшем пути. Поэтому с высоким духом и подъемом желаю всем активной работы и хорошего настроения!
II. Словарная работа
- Перед тем, как поговорить о нашей могучей вершине, давайте поработаем над непонятными словами, которые могут встретиться в течении нашего урока. (Слайд 6)
- Вы заметили эти слова?
- Какие слова вам незнакомы?
Экспедиция – путешествие, с целью освоения чего-либо
Альпинист – человек, который совершает восхождение на вершину горы
Склон – наклонный участок горы (бедигээш)
Вечный ледник – монге эривес дош (хар)
Эдельвейс – менги чечээ
Привал – место для отдыха
- Мы узнали основные слова, которые нам потребуются для дальнейшего путешествия. Итак, давайте в путь!
III. Минутка чистописания
- Вот мы у подножия горы. И там встретился первый красный флажок. У горы нам встретился пастух, который дал нам задание. После выполнения задания, он нам покажет в какую сторону нам нужно подниматься. (Слайд 7)
- Все открываем тетради. Пишем сегодняшнее число. Сегодня, какое число?
- Да, правильно, восьмое февраля.
- Пастух велел нам написать красиво и без ошибок следующие слоги и слова.
10414055245
IV. Основная часть.
а) Обобщение знаний об имени прилагательном
- Вот мы и выполнили задание пастуха. Приблизились мы к следующему красному флажку. Чтобы туда без препятствий туда поднялись, он дал нам посмотреть картинку о горе Монгун-Тайга. Эта картинка нам покажет нам дальнейшую дорогу. (Слайд 8)
(В слайде показывается фото Монгун-Тайги)
- Давайте посмотрим следующий видеофрагмент.
- Какие чувства у вас возникли при виде этого видео?
- Как называется это гора?
- На что похожа эта гора?
- Чем покрыта эта гора?
- Вы знаете высоту этой горы? (3976 м.)
- Какая еще гора есть в нашем сумоне, которая покрыта вечным ледником?
- Да, это гора Биче Монгун-Тайга (Малая Монгун-Тайга) – так ее называют в народе. А ее географическое название – хребет Чихачева. (Слайд 8 - переход)
- Кто-нибудь знает ее высоту. (Ее высота 3230 м)
- Увидев гору своими глазами, давайте выполним следующее задание.
- Из увиденного, давайте опишем нашу великую гору. Какая она?
- Монгун-Тайга красивая, могучая, снежная, высокая, великая и т.д.
- Какие слова нам помогли описать гору? (Имена прилагательные)
- Имена прилагательные придают речи эмоциональность, выразительность. Когда мы что-то описываем, нам всегда придут на помощь имена прилагательные.
- Давайте повторим правило об имени прилагательном. (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?) (Учащиеся хором повторяют правило)
- Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по числам, в единственном числе – по родам)
- Давайте, приведите примеры. (Ед. ч. м.р. – красивый иней, ед.ч. ж.р. – холодная зима, ед.ч. ср.р. – морозное утро, мн.ч. – сильные ветры)б) Обобщение знаний о склонении имен прилагательных мужского и среднего рода.
- На прошлых уроках мы уже изучили изменение по падежам имен прилагательных мужского и среднего рода.
- Сколько в русском языке падежей? (6 – это И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
- В каких еще предметах вы изучали падежи? (В родном и английском языках)
- Сколько падежей в родном языке? Назовите их. (7 – А.п., Х.п., Б.п., О.п., Т.п., )- А еще в каком предмете вы изучали падежи? (В английском падеже)
- Сколько падежей в английском языке? Назовите их. (2 падежа – это именительный и объектный падежи)
- Выполнив задания, мы без труда добрались до следующего красного флажка. Вот мы нашли задание.
- Здесь написано, что некоторые учащиеся должны поработать самостоятельно. (Класс разделен на три группы: сильные, средние, слабые)
Задания «сильным»: Прочитайте предложения. Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные и укажите их падеж.
Самолет летел над ___________ городом. Мой друг живет в ____________ селе. Школьники встретились с _____________ писателем. По ___________ шоссе ехали машины. Я увидел ______________ зверька. Мы нарисовали ____________ закат.
Слова для справок: красивом, широкому, удивительный, любимым, маленького, большим
Задания «слабым»: работа с перфокартами.
В перфокартах написать свои имена и фамилии. Затем в перфокартах дописать окончания имени прилагательного.
И.п. ясное утро
Р.п. ясного утра
Д.п. ясному утру
В.п. ясное утро
Т.п. ясным утром
П.п. о ясном утре
- А остальные поработаем со мной устно. Задание такое – изменим по падежам словосочетания снежный ком и снежное облако. Слово ком означает большой круглый снег.
- Где в этих словосочетаниях прилагательные?
- Какая часть прилагательных будет изменяться? (окончания)
Падеж Вопрос Мужской род Средний род
Именительный падеж Какой? (-ое?) - ой - оеРодительный падеж Какого? - ого - ого
Дательный падеж Какому? - ому- омуВинительный падеж Какой? (-ое?) - ой - оеТворительный падеж Каким? - ым- ымПредложный падеж О каком? - ом- ом- В каких падежах имена прилагательные мужского и среднего рода изменяются одинаково? (В И.п. и В.п.)
- Какие окончания имеют прилагательные м.р. и с.р. в Р.п. ? (окончания –ого, -его). Окончания –ого и -его произносятся как [ова], [ева], а пишутся как -ого и -его
- Какие окончания имеют прилагательные м.р. и с.р. в Д.п. ? (окончания –ому, -ему)
- Какие окончания имеют прилагательные м.р. и с.р. в Т.п. ? (окончания –ым, -им)
- Какие окончания имеют прилагательные м.р. и с.р. в П.п. ? (окончания –ом, -ем)
- В каких падежах имена прилагательные м.р. и с.р. изменяются одинаково? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
- Молодцы, мы и справились с этими заданиями и продолжаем путь.
в) Обобщение знаний о правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
- Продолжаем наш подъем. Вот мы встретили еще один крутой склон и у очередного красного флажка.
- Для того чтобы продолжить путь, нам нужно вспомнить правило о правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
- Давайте сравним окончания следующих имен прилагательных.
Падеж Ударные окончания Безударные окончания
Родительный падеж Золотого Спелого
Дательный падеж Большому Сказочному
Творительный падеж Живым Волшебным
Предложный падеж О родном О снежном
- Какой вывод можно сделать из этого? Кто расскажет нам правило? (Правило: Безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода пишутся так же, как и в ударных окончаниях)- Перед выполнением задания мы повторили правило о правописании окончаний имен прилагательных м.р. и с.р.
- А задание такое: у красного флажка нам встретились цветы, которые выросли посреди ледников. А вы знаете название этих цветов? (Эдельвейс – менги чечээ)
- Эдельвейс (менги чечээ) – это единственные в мире цветы, которые растут из-под ледника. Они красивые, сильные. Вы тоже будьте такими же смелыми и сильными, как эти цветы. Даже если в жизни вам встретятся трудности, вы должны их преодолеть, вы должны быть смелыми и сильными.
- Следующее задание будет про эти цветы. В слайде нам даны цветы, в каждом цветке имя прилагательное. Вы должны разложить цветы в два кувшина. В один кувшин – прилагательные с ударным окончанием, а в другой - цветы со словами с безударным окончанием.
Данные слова: молодого, красивого, открытого, озорной, золотым, о белом
- Молодцы, мы справились с заданием.
- Вы устали? Давайте сделаем привал и немножко отдохнем и сделаем физминутку.
- Все встали!
Физ. минутка.
Я, ты, он, она вместе – целая страна, (показывают друг на друга и поднимают руки вверх)
Вместе – дружная семья. (взявшись за руку, поднимают руку)
В слове «мы» - сто тысяч «я» (сжимают и разжимают пальцы)
большеглазых, озорных, (смотрят друг на друга)
чёрных, рыжих и льняных (качают головами)
грустных и весёлых (пожимают плечами)
в городах и сёлах! (подтягиваются)
- Конечно все мы дружная семья, и в этой семье все члены семьи уважают, помогают друг другу.
- Какие прилагательные встретились в физминутке?
(дружная, большеглазых, озорных, черных, рыжих, льняных, грустных, веселых)
- Продолжаем путь. По дороге нам встретился еще один красный флажок. В нем такое задание – вы должны дописать окончания имен прилагательных у следующих слов.
(На слайде даны слова с пропущенными окончаниями, при каждом правильном ответе появляются окончания прилагательных)
О зимн… утре, сильн… ветра, син… небо, красив… цветку, ранн… утром.
г) Проверка ЗУН по данной теме.
- Вот и до вершины горы осталось немного. И очередной красный флажок. Нам нужно выполнить последнее задание, и мы окажемся на вершине горы. Самостоятельно измените по падежам прилагательные зимний день и зимнее утро. Первый ряд – словосочетание зимний день, а второй ряд – зимнее утро. На доске работает ….
(Проверка по слайду)
Именительный падеж Зимний день Зимнее утро
Родительный падеж Зимнего дня Зимнего утра
Дательный падеж Зимнему дню Зимнему утру
Винительный падеж Зимний день Зимнее утро
Творительный падеж Зимним днем Зимним утром
Предложный падеж О зимнем дне О зимнем утре
- Как пишутся безударные падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода? (Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные.)
V. Итог урока.а) Подведение итогов.
- Вот мы и на вершине горы. Все препятствия и трудности уже позади.
- За время урока, что вы узнали нового?
- Какое задание вам больше понравилось?
- Какое вызвало затруднение? С затруднениями мы еще поработаем дополнительно.
- Оцените работу ваших товарищей, кто хорошо работал?
б) Домашнее задание
- Будущим альпинистам на дом задание. Написать мини-сочинение «Моя Монгун-Тайга», используя имена прилагательные.
в) Выставление оценок.