«Формирование основ экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ № 23»
Разработка на тему:
«Формирование основ экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста».
Подготовила:
учитель начальных классов
Комарова Т. Н.
п.Белоозерский
2014 г.
Содержание работы:
Введение…………………………………………………………………………...стр.3
Глава 1. «Формирование основ экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста».
Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развития экологического мировоззрения…………………………………………………………………стр. 5
Формирование основ экологического мировоззрения в начальной школе………………..……………………………………………………………стр.9
1.3 Формы и методы экологического воспитания младших школьников…….стр.12
Глава 2. Методика выявления эффективных методов и приемов экологического воспитания младших школьников.
2.1 Анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов………….стр.14
Заключение………………………………………………………………………стр.20
Список литературы……………………………………………………………..стр.22
Приложение……………………………………………………………………...стр.24
Введение
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является формирование у младших школьников экологической культуры. На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек – единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающего прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства [13].
Объект исследования: учащиеся вторых классов
Предмет исследования: формирование основ экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать необходимость осуществления экологического воспитания учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
Анализ научной литературы по теме исследования.
Определить наиболее эффективные методы и приемы экологического воспитания младших школьников.
Провести экспериментальное исследование и проанализировать сформированность экологического мировоззрения у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретический анализ педагогической литературы, программно – методических и других учебных документов.
Подбор диагностических средств, с целью выявления эффективных методов и приемов экологического воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования: Формирование основ экологического мировоззрения у детей младшего школьного возраста является важным фактором воспитания экологической культуры.
Глава 1. «Формирование основ экологического мировоззрения
у детей младшего школьного возраста».
1.1 Вклад отечественных и зарубежных педагогов в развития экологического мировоззрения.
«Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы» [1].Термин «экология» (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биологической науки и основывалась на идеях Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие «экология» не ограничивается только биологическими рамками.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. Он говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно»[4,56]. То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Ж.-Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на «лоне природы». Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией. Г.Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Русские просветители: В.Г.Белинский (1842 г.), А.И.Герцен (1844 г.), Н.А.Добролюбов (1858 г.), Д.И.Писарев (1861 г.), Н.Г.Чернышевский (1863 г.) ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д.Ушинский (1861,1864 гг.). Ушинский призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: «странно, что воспитательное влияние природы ... так мало оценено в педагогике.»[15,56] В книгах Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы.
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина «экологическое воспитание».
В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.» [13,39] Он отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки.» [13,12]
Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Сухомлинский отмечает: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.» [13,27] В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало,- говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности.» [13,49] Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» [13,61].
И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами.
Академик И.Д.Зверев пишет: «Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного пересмотра ряда социально-экономических вопросов, новых научных поисков и более полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании» [3,19].
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания является А.А.Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: «Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы»[10,8].
Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой были обобщены в ряд пособий по методике естествознания, в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.
1.2 Формирование основ экологического мировоззрения в начальной школе
Процесс формирования у младших школьников системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания в начальной школе является формирование экологической культуры школьников.
Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе.
Содержание школьного курса естественно - научных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.
На уроке учитель решает три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе «Ознакомление с окружающим миром». Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе «Природоведение».
Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.
Получая определенную систему знаний на уроках «Природоведение», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.
Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.
Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 3 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Вывод: Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
1.3 Формы и методы экологического воспитания младших школьников.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними;
- по улучшению природной среды (посадка растений);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Вывод: Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Глава 2. Методика выявления эффективных методов и приемов
экологического воспитания младших школьников.
2.1 Анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов.
Констатирующий эксперимент.
Выбор методического инструментария.
Выявления эффективных методов и приемов экологического воспитания младших школьников.
Обработка результатов
Сравнение результатов.
Исследование проводилось в 2008 - 2009 учебном году в г. Воскресенск, Московской области в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей №22». Были взяты 2 класса: экспериментальный - 2 «Б» класс (27 человек) классный руководитель Т.В. Мамонтова и контрольный – 2 «А» класс (26 человек) классный руководитель Н.И. Пентина.
Перед началом исследования, мной проводилась ознакомительная беседа с учителями о предстоящей работе. Оговаривался план работы и сроки проведения, каждого из его этапов.
На первом этапе работы (I констатирующий эксперимент) было выявлено состояние экологической воспитанности у учащихся двух классов при помощи анкетирования.
Далее приводятся ответы учащихся 2"Б" класса на вопросы анкеты, разработанной Н.С.Житовой.
Вопросы Ответы учащихся
1.Нравится ли тебе бывать на природе? Нравится (27 человек)
2.Что ты больше всего любишь делать, приходя на природу? 1.Слушать птиц, любоваться природой, гулять (8 человек).
2.Загорать, купаться (4 чел.).
3.Играть в подвижные игры(6 человек).
4.Собирать ягоды, грибы (4 человек).
5.Рвать цветы (5 человек).
3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 1.Нет, не приходилось (11 человек).
2.Подбираю бездомных животных и ухаживаю за ними (1 человек).
3.Лечил собаке глаз (1 человек). 4.Отогревал зимой птиц (4 человека).
5.Лечил раненную птицу (1 человек). 6.Подкармливаю зимой птиц (9 человек).
4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?
1.Не принимал участие (10 человек.2.Делал с папой скворечник (2 человека). 3.Принимал участие в озеленении класса, школьного двора (15 человек).
5.Какие книги о природе ты читал?
1.Не люблю книги о природе (6 человек. 2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и др. (21 человек).
Эту анкету сравнили с анкетой, проводимой в контрольном классе. Ниже приведены ответы учеников контрольного класса.
Вопросы Ответы учащихся
1.Нравится ли тебе бывать на природе? Нравится (26 человек)
2.Что ты больше всего любишь делать, приходя на природу? 1.Ловить рыбу (6 человек).
2.Собирать грибы и ягоды (6 человек).
3.Купаться (7 человек).
4.Разводить костер (2 человека).
5.Делать из веток шалаш (2 человека).
6.Играть на траве в футбол (3 человека).
3.Приходилось ли тебе оказывать помощь животным, растениям? 1.Нет, не приходилось (8 человек).
2.Подбирал замерзшую птицу и кормил ее (1 человек).
3.Подобрал щенка и ухаживал за ним (1 человек).
4.Забинтовал сломанное дерев(1 человек).
5.Подкармливаю зимой птиц (15 человек).
4.В каких делах по охране природы ты и твои друзья принимали участие?
1.Не принимал участия (6 человек).
2.Делал с папой скворечник (3 человека).
3.Принимал участие в озеленении класса или школьного двора (17человек).
5.Какие книги о природе ты читал?
1.Не люблю книги о природе (10 человек).
2.Читаю книги В.Бианки, Е.Чарушина и др. (16 человек).
Анализируя результаты двух анкет, хочется сказать, что дети во 2 «Б» классе обладают большей экологической воспитанностью. Они любуются природой, не разводят костры, не ломают ветви на шалаш, но все-таки позволяют себе рвать цветы. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.
В результате перед нами встала задача - формировать у учащихся основы экологических знаний. Для этого с учащимися была проведена беседа на тему «Охрана природы» (по Плешакову А.А.) и игра «Мир вокруг нас» (Приложение 1) В экспериментальном классе дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме урока были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Школьники выражали интерес к проведению таких занятий и в дальнейшем.
Для формирования у учащихся основы экологических знаний в экспериментальном классе было проведено коллективное творческое дело «Защита проекта города будущего». За две недели до проведения мероприятия учащиеся ознакомились с примерным проектом города будущего. Они узнали, почему город будущего такой яркий, красочный, почему в нем нет асфальтированных дорог, почему не видно заводских дымящихся труб, узнали, как в этом городе уживаются люди и дикие звери, растения, птицы. Главный акцент был сделан на то, что в городе удобно жить не только человеку (хотя это и не последнее), но и животным, и растениям. Дети разделились на три команды, по рядам. В течение последующих двух недель они рисовали проект города будущего, сочиняли, думали над тем, как будут защищать проект. И вот, наконец, настал день «Защиты проекта города будущего». Перед началом защиты проекта выяснилось, что ребята второй команды забыли свой проект дома. Но они не растерялись и обыграли ситуацию так, будто проект у них был такой хороший, что его украли пираты, для каких-то своих целей. И защита у ребят все-таки получилась. Они очень ярко обрисовали свой город. Интересны были проекты и у других команд. В основном в своей работе дети использовали задумки по экологическому решению некоторых проблем, предложенные им ранее. При оценке проектов мнения членов жюри (в него входили сами дети) разошлись. Первенство было отдано проекту с большим количеством решенных экологических проблем. У ребят осталось много воспоминаний после этого дела. Пусть пока еще на своем, на детском уровне ребята уже участвовали в решении некоторых экологических проблем. Проведение подобных дел благотворно сказывается на повышении экологической воспитанности младших школьников. Работа была продолжена на уроках природоведения, так как это предмет наиболее приближен к природе и он позволяет раскрыть взаимосвязь живых существ, существование экосистем и многое другое.
В результате сравнения ответов, полученных в контрольном и экспериментальном классах было выявлено следующее: в контрольном классе дети лучше знают фактический материал по природоведению, только 5 человек не знали, что описанное полезное ископаемое (4 вопрос) - уголь. Почти все дети знают, что родник берется из-под земли. Знания природоохранительных мероприятий как в контрольном, так и в экспериментальном классах находятся на одинаковом уровне. Так, например, ответы данные на 5 вопрос почти одинаковы: не загрязнять и очищать.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дети не достаточно знакомы с экологическими взаимосвязями в природе. Они не знают что из чего состоит, какое влияние на природу оказывает добыча полезных ископаемых. Но у младших школьников есть стремление защищать природу, делать для нее то, что они уже знают и умеют.
Для того, чтобы узнать, как дети усвоили материал прошедших уроков, на каждом уроке им предлагались карточки, а также проводился фронтальный и индивидуальный вопрос. Текущая проверка направляла дальнейшие действия по формированию экологической грамотности школьников. Далее приводятся вопросы текущей проверки и ответы учеников, данные на них.
Тема: «Почвы».
Вопросы Ответы
1.Для чего в почве вода и воздух?
1.Для растений, чтобы они росли.
2.Чтобы растения не погибали.
2.Как защищать почву от выветривания и вымывания?
1.Больше садить деревьев.
2.Охранять.
Тема: «Растения и животные леса».
Вопросы Ответы
1.Можно ли оставлять консервные банки в лесу? 1.Нет,они загрязняют лес, долго разлагаются.
2.Что помогает животным леса перенести зимний холод? 1.Спячка.
2.Спячка, шкура.
3.Люди.
3.Как применяют семена кедра? 1.Делают масло.
Тема: «Луг».
Вопросы Ответы
1.Чем питаются птицы на лугу? 1.Лечинками, насекомыми.
2.Почему луг называют природным сообществом? 1.Потому что нельзя уничтожать животных.
2.Потому что бабочки собирают пыльцу, животные и некоторые насекомые грызут корни растений.
3.Как человек использует луга? Он рвет цветы, топчет их ногами, а хороший человек цветов не рвет, но все равно топчет их ногами.
Как видим, дети хорошо усваивают правила поведения в природе, но не всегда знают, почему надо поступать так, а не иначе. Они с удовольствием думают над решением некоторых экологических проблем и, в основном, формулируют решения правильно. Они уже усвоили некоторые экологические правила, предлагали способы решения экологических проблем, более чутко стали относится к природе родного края, показали стремление к сохранению природы и красоты на Земле. В экспериментальном классе была проведена природоведческая прогулка. Ее цель: посмотреть как ребята в непроизвольной обстановке будут вести себя в природе. Перед ребятами цель не формулировалась, никто им не говорил: «Покажите как вы ведете себя в природе». На прогулке дети беседовали с учителем, причем выполняли все правила поведения в природе, с которыми познакомились. Они не рвали цветы, не ломали ветви. Их заинтересовало птичье гнездо, но близко подходить они к нему не стали, а наблюдали издалека. Из этого мы делаем вывод, что работа, проведенная на уроках природоведения дала первые результаты. Следовательно, дети стали более экологически грамотными.
Вывод: По результатам проведенного исследования видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном за счет выше перечисленных методов и приемов обучения. Проведенная работа способствовала развитию у школьников экологического сознания. В ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение. Поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. Ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Заключение
Исходя из темы исследования, можно сделать следующие выводы:
Проблема формирования основ экологического мировоззрения у младших школьников существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
По результатам проведенного исследования видно, что в экспериментальном классе знания усвоились лучше, чем в контрольном за счет выше перечисленных методов и приемов обучения. Проведенная работа способствовала развитию у школьников экологического сознания. В ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение. Поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. Ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе.
Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании младших школьников.
В заключении стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста, обязательно реализует свои задачи. В сознании ребенка закрепятся знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях – экологических правилах.
Список литературы
1. Биологический энциклопедический словарь. /Под ред. Гилярова В.Н. - М.: Советская энциклопедия, 1986.
Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.
Маркович Д.Ж. Социальная экология.- М.: Просвещение, 1991.
Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: Просвещение, 1990.
Папорков М.А. Школьные походы в природу.- М.: Просвещение, 1986.
Плешаков А.А. Изучение темы «Природа и мы» в новом курсе природоведения. //Начальная школа.-1991, №8, C. 40-45.
Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. //Начальная школа.-1991, №5, С. 2-8.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высш. Пед. уч. Заведений. – М.: Просвещение, Владос, 1996.
Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе. //Советская педагогика.- 1990, №12, C. 47-51.
Cухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянская школа, 1972.
Теория воспитания. Лабораторно – практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютькиной. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000.
Ушинский К.Д. Собр. соч.- М., 1988, Т.11.
Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М.: Педагогика, 1983.
Приложение 1
Игра «Мир вокруг нас»
Первый корреспондент.
— Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь. «Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем». (Воздух.)
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово.) Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе? (ответы младших школьников).
— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (ответы младших школьников).
— Проветрили комнату, стерли пыль лажной тряпкой — убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.
Учитель.
— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое1 Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться!— Теперь следующая страничка нашей газеты — посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента. Второй корреспондент. — Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.
— Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом Должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)
— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.)
Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.
Учитель.
— Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.
Третий корреспондент. Не умыться, ни напиться Без воды,
Листику не распуститься Без воды,
Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда Всем везде нужна вода!— Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок?
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)
— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (Ответы детей.)
. — Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна) (Убирает.) Учитель..— Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты. Четвертый корреспондент. — Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей.)
— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг)— Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)
— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.
— Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.)
— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей.)
— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное — не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы — орла или ястреба и лягушки или жабы.Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.) Учитель.
— Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.