ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ
И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Цель: приобщение учителей школы к деятельностным формам организации учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
1. Выявить уровень готовности педагогического коллектива школы.
2.Проанализировать формирующийся опыт работы педколлектива в данном направлении.
3.Наметить пути эффективной организации педагогической поддержки, способствующей саморазвитию и самоопределению учащихся.
Повестка педсовета:
1. Педагогическая поддержка на основе саморазвития и самоопределения личности.
2. Подведение итогов.
Единый процесс становления личности включает в себя: воспитание, обучение, индивидуализацию.
Сегодня мы будем говорить о деятельности учителей, направленной на оказание квалифицированной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с:
физическим и психическим здоровьем;
успешным продвижением в учебе;
эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
жизненным самоопределением.
Педагогическую поддержку будем рассматривать как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, отношения к своим проблемам.
Педагогическая поддержка, таким образом, состоит из:
поддержки интеллектуальной одаренности (способности к обучению, к анализу, критике);
поддержки творческой одаренности;
выявления и развития способностей;
поддержки детей группы риска.
«Для того чтобы ребенок успевал, хорошо учился, - писал В.А.Сухомлинский, - надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха». Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Каждый ребенок, начиная с начальной школы должен быть успешен, мотивирован, услышан и поддержан учителем. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребенку уверенность в том, что он добьется успеха. Только видя перед собой педагога, способного не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, ученик погружается в творческий процесс познания.
В последнее время слово «поддержка» часто упоминается в связи с проблемами, так или иначе связанными с образованием детей. Что же является предметом педагогической поддержки: трудности, связанные с социальной дезадаптацией, трудности в обучении, работа с различными проблемами детей? И какую поддержку нашим ученикам можем оказать мы – учителя?
Педагогическая поддержка учащихся занимает позицию психологическую. Эта позиция помогает педагогам проникать в более тонкие и сложные процессы, выходить в иную плоскость отношений с ребенком, оставляя ему и себе, шанс не потерять друг друга.
В педагогической поддержке каждый учитель имеет возможность реально продемонстрировать себя перед ребенком человеком:
сочувствующим – готовым поддержать ребенка в сложной для него ситуации;
понимающим – способным адекватно понять то, что хочет ребенок и по поводу чего у него возникла проблема;
конструктивным – способным помочь ребенку отделить понятия “могу” и “хочу”;
имеющим свое мнение – способным аргументировано высказываться по поводу ситуации;
умеющим уважать мнение другого – способным вести переговоры;
управляющим – способным к рефлексии, проектированию и деятельности.
Цель каждого педагога – обеспечить выход из эмоций в культуру управления конфликтов и культуру гуманных отношений со сверстниками и со старшими. Поддержка педагога нужна для того, чтобы в любой ситуации ребенок мог тренировать свои умения нахождения в каком-либо конфликте, трудной ситуации, развивал способности, помогающие взрослеть, т.е. находить, определять и строить свою позицию (свою индивидуальность, свое “Я”). Ведь только своевременная педагогическая поддержка является установлением подлинно гуманных отношений между взрослым и ребенком, в которых есть место и сочувствию, и сопереживанию, и откровенности со стороны взрослого; отношений, позволяющих ребенку дистанцироваться от педагога без риска потерять его расположение и уважение. Это взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.
Поддержка – это жизненное, личностное кредо взрослого человека по отношению к растущему ребенку, использующего свою профессию, профессиональные умения и личностные качества, чтобы создать условия для полноценного образования ребенка. А образование, в свою очередь, само является условием и процессом для развития ученика.
Педагогическая поддержка – это совместное с учеником определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самоорганизации.
А как помочь ребенку начать движение к образованию? Детский возраст – это период жизни, когда ребенку отводится специальное время, создаются специальные условия, чтобы он овладевал уже известными видами деятельности, предметами, знаниями, нормами. Детство – это время, объективно более всего связанное с развитием. Только детский способ познания – опытнический,исследовательский, самодеятельный. Ребенку необходимо все пробывать и испытывать, в том числе и себя. Он по природе активен, и мы, взрослые, можем помочь ученику овладеть собственной активностью. Для этого необходимо, с одной стороны, поддерживать активность и любознательность ребенка (не гасить, не подавлять ее), а с другой – развивать его рефлексивные способности, что помогает ему переводить активность в самодеятельность. Своевременно оказанная педагогическая поддержка удерживает ученика в образовательном пространстве, потому что педагог готов понимать проблему ребенка, находить условия для того, чтобы негативный факт не обрастал, как снежный ком, другими негативными фактами. Педагог ищет средства управления « бесконтрольной» ситуацией. Таким образом, он защищает ребенка от обстоятельства, которым тот противостоять не в силах.
Предметом деятельности ребенка и взрослого являются условия, образующие проблему. Им обоим предстоит:
выявить эти условия;
проанализировать и дифференцировать;
использовать в качестве ресурса те из них, которые могут служить опорой для решения проблемы;
спроектировать деятельность по преодолению обстоятельств, которые мешают решению проблемы.
Сложность траектории выстраиваемой педагогом поддерживающей деятельность заключается в том, что учитель должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих непосредственных, прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это и есть одно из главных условий развития самостоятельности.
Кредо «помощи»: ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом.
Тактика «помощи» в основном рассчитана на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой. Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно попробовал разблокировать свою активность и начал действовать. Но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Педагог должен помочь обязательно удовлетворить эту потребность.
Ребенку важно осознать, что он многое может, стоит только попробовать преодолеть страх и начать действовать. Успех первой пробы должен быть гарантирован. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в глазах ребенка, восстанавливает у него ощущение собственной значимости для других людей.
Эмоциональный комфорт – это условие, а не самоцель для тактики педагогической поддержки, которая нужна, чтобы ребенок не боялся делать первые шаги, чтобы он был сосредоточен на себе, а не на других. Составляющие эмоционального комфорта:
«я – слушаю, меня – слушают»;
«я не один»;
«ошибиться не страшно»;
«хочу и могу!»;
«меня видят таким, какой я есть»;
«я стан лучше».
Как целостная технология, педагогика сотрудничества и поддержки в нашей школе воплощается в конкретной модели, ее идеи прочно вошли в систему работы учителей-предметников и классных руководителей. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью кардинальных перемен в технологиях учебно-воспитательного процесса, в условиях перехода от школы сотрудничества и педагогической поддержки к школе свободного развития личности.
Озвучен анализ качественной успеваемости по школе за последние 3 года, который стал толчком к тому, что в августе текущего года была разработана КЦП «Повышение качества знаний». Цель программы – повышение качества образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:
научить учащихся учиться (овладевать приемами и способами эффективной УД – общеучебными умениями и навыками);
подтягивать учащихся из интеллектуально, социально и эмоционально обедненной среды на более высокий уровень.
Но в полном объеме достижение поставленной цели невозможно без педагогической поддержки на основе саморазвития и самоопределения личности. Подготовить ученика к жизни в динамичном мире – значит дать ему не только необходимые знания, но и способы овладения ими.
В школе с делением знаний на предметы чаще всего выполняется только одна задача: дать обозначенный программой необходимый набор знаний. Сам же процесс обучения учению носит зачастую неупорядоченный характер.
Сегодня чуть ли не каждый старшеклассник может положа руку на сердце сказать, что он не умеет учиться. Поэтому наша задача как педагогов – помочь учащимся:
а) овладевать способами и приемами, общеучебными умениями и навыками;
б) понять, что они отстают в учебе только потому, что не умеют работать.
Каким же образом можно научить учиться? Ответ на этот вопрос раскрывает специализированная методика, в основе которой лежит основное требование систематичности занятий, распределенное по трем разделам:
информационно-методические знания, то есть понятия, идеи, проблемы, теории, которые являются основополагающими для любого предмета или практики;
методологические знания, которые достаточно универсальны для любого предмета исследования;
мотивационная, стимулирующая установка, заложенная как в содержании курса, так и в формах организации занятий.
Реализация данной методики проходит через три блока:
1. Восстановление учебного ритма. После долгих летних каникул дети учатся хуже обычного. Восстановление учебного ритма в начале учебного года считается основной задачей первой четверти.
2. Совершенствование умения пользоваться различными видами опор при пересказе длинных и сложных текстов, знакомство с технологией создания опор, а также обучения лаконичному пересказу научных и художественных текстов.
3. Преобразование информации. В этом блоке выделяется аспект, связанный с разграничением понимания и преобразования информации учащимися.
В основу данной методики было положено представление Я.А. Коменского о трех уровнях обучения: сначала должна работать мысль, потом память, в итоге – руки. Их можно определить как понимание, усвоение и применение.
Основная идея этой модели – понимание того, что повышение уровня образованности возможно не наращиванием объемов знаний, а ориентацией на средства учения и способы продуктивной деятельности.
Формирование у детей продуктивной деятельности возможно организовать поэтапно:
5-7-е классы – подготовительный этап (овладение практическими умениями научного поиска как на уроках, так и дома);
8-9-е классы – развивающий этап (формирование умения составлять план, тезисы; отрабатывать методику публичного выступления);
10-11-е классы – этап непосредственной научно-исследовательской работы (защита творческих работ на уроках, во время предметных недель или декад, специальных творческих дней или на заседаниях ШАНСа);
Таким образом, ребенок будет успешен в учебе, если будет чувствовать поддержку учителей и в начальной школе, и в среднем, и в старшем звене при условии соблюдения преемственности между ступенями обучения.
Начальная школа, 9-е классы: обследование 5-е, 10-е классы: реализация
начальная школа, 9-е классы:
обследование 11-е классы: подведение итогов
6-е классы: продолжение
начальная школа: обследование
10-е классы: реализация
III этап – заключительный
II этап – практический I этап – подготовительный Подведение итогов педсовета.
Оценка деятельности участников педсовета, полезность, результативность.
На педсовете были созданы условия, стимулирующие педколлектив скорректировать свою деятельность с целью своевременной организации педагогической поддержки, социально-психологического сопровождения обучающихся.
Решения педсовета:
1. На заседаниях школьных методических объединений более детально рассмотреть вопрос о деятельностном подходе к организации уроков.
2. На заседаниях учебных кафедр изучить ресурсные возможности создания интегрированных, предметных и социальных ученических проектов.
3. Всем членам педколлектива продолжить работу над решением следующих задач урока: совершенствовать методику индивидуальной работы с учащимися, организовывать на уроке работу в разных режимах, систематически и поэтапно проводить работу с детьми группы риска, обучать учащихся приемам и способам эффективной учебной деятельности.