Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша» Вариант 1
I. Ответь на тестовые вопросы.
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»: а) «Легенда о стальной русской блохе» б) «Цеховая легенда...» в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»: а) донской казак Платовб) император Александр Павлович в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»: а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичув) Левше
4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху: а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу? а) за большую образованностьб) за искусные руки в) за то, что прельстился на их жизнь
6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина» а) тульские мастера б) казак Платовв) английский полшкипер
7. Подбери цитаты к иллюстрациям
А) Б)
II. Язык Лескова В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание. Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно. 8. Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик: «Платов держит свою ажидацию» (стр.283) «публицейские ведомости» (стр. 302) «Перед каждым на виду висит долбица умножения» (стр. 306)
9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов
III. Национальная тема в сказе «Левша»
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь: «Государь был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»; «Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»; «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано» «Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;
Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?
11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.
12. Прочитай высказывание Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?»
А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами. Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)
Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша» Вариант 2
I. Ответь на тестовые вопросы.
1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»: а) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» б) «Цеховая легенда...» в) «Легенда о стальной русской блохе»
2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»: а) донской казак Платовб) император Александр Павлович в) император Николай Павлович
3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наш праотцы, точно так же должны верить и потомцы»: а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичув) Левше
4. Как поступил донской казак Платов с тульским Левшой, не увидев работы, выполненной тульскими мастерами: а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги
5. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию? а) условия, в которых живут и работают английские мастера б) в каком состоянии у англичан старые ружьяв) как выучить «долбицу умножения»
6. С какими словами умирает Левша? а) «у англичан ружья кирпичом не чистят» б) «наша русская вера самая правильная» в) «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
7. Подбери цитаты к иллюстрациям
А) Б)
II. Язык Лескова В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины, и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание. Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно. 8. Задание Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик: «Мы на буреметр смотрели» (стр.307) «клеветон вышел» (стр. 302) «в три верояции всю кавриль станцевала» (стр. 286)
9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов
III. Национальная тема в сказе «Левша»
10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь: «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»; «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»; «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»; «Пожалуйста, не порть мне политики»; «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут» Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?
11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.
12. Прочитай высказывание Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?».
А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами. Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)