Контрольная работа по сказу Н.С. Лескова Левша

Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»
Вариант 1

I. Ответь на тестовые вопросы.

1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Легенда о стальной русской блохе» б) «Цеховая легенда...»
в) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»

2. Кто из героев сказал эти слова: «... мы русские, со своим значением никуда не годимся»:
а) донской казак Платовб) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович

3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наши на что взглянут - все могут сделать, но только им полезного ученья нет»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичув) Левше

4. Как поступил государь Николай Павлович с тульским Левшой, увидев подкованную блоху:
а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

5. Почему англичане решили оставить у себя Левшу?
а) за большую образованностьб) за искусные руки
в) за то, что прельстился на их жизнь

6. Кто сказал о Левше: «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»
а) тульские мастера
б) казак Платовв) английский полшкипер

7. Подбери цитаты к иллюстрациям

А)
Б)



II. Язык Лескова
В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.
Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
8. Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Платов держит свою ажидацию» (стр.283)
«публицейские ведомости» (стр. 302)
«Перед каждым на виду висит долбица умножения» (стр. 306)

9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов

III. Национальная тема в сказе «Левша»

10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь:
«Государь был в своих людях очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»;
«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»;
«Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано»
«Глядите, пожалуйста, ведь они,  шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали»;

Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?

11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.

12. Прочитай высказывание
Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?»

А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами.
Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)











Контрольная работа по сказу Николая Лескова «Левша»
Вариант 2

I. Ответь на тестовые вопросы.

1.Какой подзаголовок носит рассказ «Левша»:
а) «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»
б) «Цеховая легенда...»
в) «Легенда о стальной русской блохе»

2. Кто из героев сказал эти слова: «... я на своих надеюсь, что они никого не хуже»:
а) донской казак Платовб) император Александр Павлович
в) император Николай Павлович

3. Кому из героев принадлежит следующая мысль: «...наша русская вера самая правильная, и как верили наш праотцы, точно так же должны верить и потомцы»:
а) казаку Платову б) государю Николаю Павловичув) Левше

4. Как поступил донской казак Платов с тульским Левшой, не увидев работы, выполненной тульскими мастерами:
а) за волосья отодралб) обнял его и поцеловал
в) схватил за шиворот и кинул его к себе под ноги

5. Что интересовало Левшу во время поездки в Англию?
а) условия, в которых живут и работают английские мастера
б) в каком состоянии у англичан старые ружьяв) как выучить «долбицу умножения»

6. С какими словами умирает Левша?
а) «у англичан ружья кирпичом не чистят»
б) «наша русская вера самая правильная»
в) «хоть шуба овечкина, да душа человечкина»

7. Подбери цитаты к иллюстрациям

А)
Б)

II. Язык Лескова
В своем сказе Лесков применяет любимый им прием каламбура, игры слов. Рассказчик - человек из мастеровых, так же как и сам Левша. Именно поэтому в его речи легко сочетаются и технические термины, и просторечные выражения. Часто он переиначивает иностранные слова на «свой лад», переделывает их под свое понимание.
Например, двухместную коляску он переделывает в «двухсестную» - двоим сесть можно.
8. Задание
Попробуй дать толкование следующим словам, которые использует рассказчик:
«Мы на буреметр смотрели» (стр.307)
«клеветон вышел» (стр. 302)
«в три верояции всю кавриль станцевала» (стр. 286)

9. Подбери еще 2-3 примера образования таких слов

III. Национальная тема в сказе «Левша»

10. Прочитай цитаты и ответь, о каком государе идет речь:
«Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»;
«Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может»;
«Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко»;
«Пожалуйста, не порть мне политики»;
«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут»
Ответь письменно, как эти цитаты характеризуют названного тобой императора?

11. Англичане долго уговаривали Левшу остаться в Англии. Почему Левша не согласился. Приведите примеры его доводов.

12. Прочитай высказывание
Аннинский Л.А писал: «Лескова спрашивали: так русский народ у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так Вы за народ или против народа?».

А как считаете вы: сказ о Левше - это насмешка над русской необразованностью или восхищение народными умельцами.
Докажите свою мысль развернутым рассуждением (не менее 8-10 предложений)


Root Entry