Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период введения новых образовательных стандартов
Психолого-педагогическое сопровождение родителей в период введения новых образовательных стандартов
Таня: Настоящее время, время инновационных процессов, происходящих во многих областях нашей жизни (экономической, политической, социальной и др.), характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы, переходом на новые стандарты общего, профессионального и дополнительного образования.
Важное место в образовательном процессе занимают психологическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что значительно повышает роль школьного психолога, делая его полноценным участником образовательного процесса.
В сферу отношений в образовании включены обучающиеся, их родители, педагогические работники, (слайд ) поэтому задача психолога – наладить эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, создавая в школе систему психолого-педагогического сопровождения каждого из указанных субъектов.
На нашем семинаре мы предлагаем свой опыт работы с родителями обучающихся в контексте психолого-педагогического сопровождения.
(слайд ) Для каждого человека семья – начало начал.
Каждый родитель желает вырастить своего ребенка счастливым, здоровым, успешным, умным. И каждый родитель, независимо от того, в какой стране он живёт, на каком языке говорит, готов приложить для достижения этой заветной цели максимум усилий.
И, казалось бы, с приходом ребенка в школу родители приобретают добрых, надежных, а главное профессиональных помощников в лице педагогов.
Но на практике не всегда домашние и школьные воспитатели приходят к взаимопониманию. Педагоги обвиняют семью в том, что ребенок в ней не получает достаточного воспитания.
В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться. Задача психолога – помочь состояться диалогу между педагогами и родителями, сделать его более эффективным.
Общение школьных и домашних воспитателей имеет свои особенности. Их общение – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу. Знание того, что окружает ребенка, чем он дышит, помогает выработать единую линию влияния на ребёнка, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия (а они случаются, и нередко). Только такое взаимодействие может быть эффективным. Оно должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие ценности станут основой жизни достойного Человека.
А кому же, как не психологу быть главным помощником в строительстве подобных отношений? (слайд ) Ведь главная цель психолого-педагогической службы – создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе школьного обучения. То есть создание условий для эффективного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Одной из отличительных черт нового стандарта является расширение общественного участия родителей в жизни школы. Родители получают возможность непосредственно влиять на образовательный процесс и активно вовлекаться в управление школой. Ведь они по закону равноправные участники образовательного процесса.
Работая психологом не первый год, могу сказать, что привлекать родителей к взаимодействию необходимо с первых дней поступления ребенка в школу. Если не сделать этого в начальной школе, то по мере взросления ребенка и перехода его из класса в класс мотивация родителей к выполнению родительских, воспитательных функций постепенно утрачивается.
(слайд ) Наше знакомство с родителями происходит еще до начала школьного обучения детей в нашей школе. Приблизительно с начала второго полугодия дети посещают «Школу будущего первоклассника». Одним из мероприятий данного направления является диагностика готовности к школьному обучению, цель которой раннее выявление возможных отклонений, препятствующих процессу адаптации. А знакомство с семьей позволяет глубже понять ребенка, организовать более эффективную его поддержку.
Оля: Очень интересной формой работы является родительский лекторий, который проводится для родителей 2 – 3 раза в год. Это не просто лекции на актуальную тему обучения и воспитания. Это активное взаимодействие психолога и родителей, где успешно сочетаются такие методы работы как беседа, дискуссия, ролевые игры, тренинговые упражнения.
Практическая часть
К каждой встрече мы готовим диагностический или статистический материал (он интересен родителям, т.к. это не отвлеченные данные, а информация об особенностях развития их детей). А если родители не пришли на нашу встречу, значит их просто плохо пригласили!
(слайд ) Мы Вам предлагаем один из вариантов приглашения, которое вклеивается в дневники за неделю до собрания. Оно должно быть ярким, призывным (возможно, даже рекламным) и обязательно дайте понять родителям, что быть на этом мероприятии очень важно! В этом случае текст может быть таким:
Вариант №1
Уважаемые родители!Приглашаю вас на родительское собрание,
которое состоится .(где и когда)
Вместе мы порассуждаем над темой “..”
и обсудим вопросы .. Буду рада встрече с вами и надеюсь на тесное сотрудничество
в деле воспитания и обучения вашего ребенка.
Томас Эдисон сказал: “Гений - это 1 % таланта и 99 % труда”. - Так давайте гениев воспитывать вместе! С уважением к вам педагог-психолог
В статье [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Курочкиной Ольги Александровны, учителя русского языка и литературы, «Теорема воспитания» мы нашли пример приглашений на родительское собрание, которые также используем в своем опыте работы (слайд ).
Вариант №2
Уважаемые родители______________/Приглашаю вас на родительское собрание под девизом: “Я могу помочь своему ребенку всегда и во всем, потому что я его очень люблю!” Отложите, пожалуйста, все свои дела и придите на нашу встречу, тем самым дадите всем понять, что уважаете своего ребенка как личность. Очень важно при себе иметь ручку и вашу записную книжку.С нетерпением жду с вами встречи.
педагог-психолог.
А сейчас мы хотим предложить вам составить свой вариант приглашения. Для этого мы приготовили три конверта с темами собраний (раздаем конверты.) Время на выполнение задания ограничено – 2 ми. (вкл музыку).
Предлагаем каждой команде озвучить свой вариант.
Молодцы! Вы постарались! Получив такое приглашение, родители непременно посетят вашу встречу!
У родителей наших школьников популярностью пользуются детско-родительские мероприятия, которые проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состава: родители и дети. А если включить сюда и педагогов, тогда эффективность игры только увеличится.
В качестве одного из вариантов такого взаимодействия мы хотим представить вашему вниманию модификацию игры «Фоторобот», которую мы применяем в рамках психолого-педагогического сопровождения в периоды адаптации к новым условиям обучения.
Сегодня мы обсудим с вами, каким вы представляете себе выпускника начальной школы. . Наша с вами задача – создать его портрет. Давайте задумаемся: какие качества ему присущи? Для этого вы разделены на 3 группы. (Таня расставляет таблички) Первая группа – учащиеся, 2 – их родители, 3 – педагоги. Наша игра рассчитана на 13 минут. Как и в любой командной работе, имеет смысл распределить роли. (слайд ) Вам понадобится:
1. Спикер (который будет представлять портрет образованного человека всем присутствующим).
2. Художник - дизайнер (он займется созданием имиджа образованного человека).
3. Хранитель времени (который будет следить за тем, чтобы работа группы не превысила 15минут).
Сейчас мы раздадим пакеты со всем необходимым для того, чтобы группа смогла создать свой портрет выпускника. В каждом пакете находятся силуэты учеников начальной школы: мальчик и девочка – у них нет ничего - ни лица, ни одежды, ни качеств характера, ни способностей. Также в пакете вы найдете цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры, список качеств и способностей.
(слайд ) В течение отведенного времени подумайте и обсудите в группе те качества и способности, которые вы считаете характерными для выпускника начальной школы. Помните, что вы это делаете от лица Р. Уч. П. Решите, как вы эти качества отразите на портрете. Их необходимо в порядке значимости для вас проранжировать и записать. Ваша задача – отобразить не только внешние черты (цвет глаз, волос, форму носа и губ), но и внутренние качества и способности. Если во время выполнения задания у вас возникнут вопросы – обращайтесь к нам. Если есть вопросы сейчас – спрашивайте. Пожалуйста, приступайте к выполнению задания. (слайд ) (вкл.музыку)
Теперь, когда каждая группа создала свой портрет, спикеры приглашаются к доске для представления работы группы всем участникам игры.
Уважаемые ребята, педагоги, родители. Спасибо всем, вы отлично поработали. Перед нами 6 портретов выпускников начальной школы. Главный итог этой игры заключен не в победе какой-то одной команды. Вы все достойно проявили себя. И независимо от результата, есть главные победители сегодняшней встречи. Это – наши учащиеся.
(слайд ) В стандарте второго поколения определен портрет выпускника начальной школы, в основе которого лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Посмотрите, сколько необходимо иметь качеств, способностей, чтобы стать успешным выпускником начальной школы. И мы с вами на правильном пути! Спасибо вам! Наша игра окончена, до свидания!
Следует отметить, что если игра проводится с младшими школьниками, после ее окончания можно провести небольшую рефлексию только с родителями. У многих могут возникнуть вопросы, которые важно их обсудить.
Детско-родительские мероприятия ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребёнка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть детей класса, чтобы понять место своего ребёнка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери. Такие мероприятия позволяют ребёнку увидеть родителей как реальных людей, без привычной родительской роли. Причём чем активнее проявляются родители, тем большее чувство гордости возникает у их детей.
(слайд )
Каждую встречу мы заканчиваем позитивной ноткой: притчей, роликом, соответствующим теме встречи. И вас мы не можем отпустить без добрых пожеланий.
На этом наш семинар подошел к концу. Спасибо за участие.
До новых встреч.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115