Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс к УМК Пономарёвой.
Рабочая программа по биологии для 9 класса
2014 – 2015 учебный год.
Пояснительная записка.
Для составления программы использованы:
*федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программа авторского коллектива И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Л.В. Симоновой «Природоведение. Биология. Экология»;5 -11 классы; П77 программы.-
М.: Вентана-Граф, 2010.
«Рабочие программы по биологии» по программе И.Н. Пономарёвой// Авт.- сост.: И.П. Чередниченко. – М.; Планета, 2011.
Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология» ( 9 класс )
Обучения:
создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной,
эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников
моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе,
закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-
успешных личностей,
продолжить нравственное воспитание учащихся и
развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
Изменения, внесённые в авторскую программу и их обоснование.
Авторская программа составлена на 70 учебных часов. Продолжительность учебного года в 9 классе составляет 33 недели. 66 часов. Поэтому общее количество часов сокращено до 66. Сокращены темы № 1 на 2 часа, темы 5 и 9 сокращены на 1 час.
Учебно-методический комплект по биологии 9 класса.
Учебник И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М,. «Вентана - Граф», 2011 года.
Рабочая тетрадь И.Н. Пономарева, «Основы общей биологии», М., изд.дом «Вентана – Граф», 2008
Рабочая программа рассчитана на 66 часов ( 2 часа в неделю).
Лабораторных работ-4, Практических работ – 5. Контрольных уроков – 6.
В процессе изучения курса используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени основного общего образования
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) признаков биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов Алтайского края; знание (понимание) сущности биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; знание основных данных о распространении различных видов зависимостей;
знание эффективных способов предупреждения различных видов зависимостей;
знание (понимание) особенностей организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; негативных последствия различных видов зависимостей для психофизического и социального здоровья человека; общих и специфических для Алтайского края методов сохранения и постоянного укрепления физического здоровья; неприятие различных видов зависимостей, разрушающих здоровье;
знание (понимание) собственных индивидуальных особенностей, природных задатков к приобретению знаний, умений;
знание (понимание) специфики экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
знание (понимание) основных методов осуществления природоохранительной деятельности, применяемых в мире, регионе, конкретной местности;
представление о способах сохранения и укрепления собственного здоровья;
умение объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
умение распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения различных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия различных видов в экосистеме;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
умение проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); находить информацию об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства;
умение регулировать собственное психофизическое и социальное здоровье; соблюдать нормы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность человека;
умение использовать методы сохранения и укрепления здоровья;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
участие в экологических акциях двора, школы, микрорайона.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
понимание ответственности за качество приобретенных знаний;
понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
ориентация на постоянное развитие и саморазвитие;
ответственно относиться к природе и занимать активную позицию в ее сохранении.
Содержание тем учебного курса.
№ п/пНаименование тем Всего часов
Лабораторные и практические работы.
контрольные уроки
Введение в основы общей биологии. 2 1 Основы учения о клетке. 10 1 Л 1
2 Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез). 5 1 Л 1
3 Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 2П. 1 Л. 1
4 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 4 5 Происхождение жизни и развитие органического мира. 5 6 Учение об эволюции. 12 1 л. 1 П. 1
7 Происхождение человека (антропогенез). 6 1
8 Основы экологии. 11 2 П, 1 Л. 1
Итого 66 Календарно – тематическое планирование
Неделя №
п/пТема урока Цель
урока Оснащение Кол – вочасов
на тему Требования
к уровню
подготовки
по разделу. Критерии
оценки
знаний
учащихся Формы и
методы
обучения Домашнее
задание.
Введение в основы общей биологии. 2 часа.
1 1 Биология – наука о живом мире. Сформировать знания о биологии как комплексной, фундаментальной науке, показать роль биологических знаний в современном обществе. Таблицы с изображением разных форм жизни. 1 Объяснять значение биологических знаний для современного человека, давать характеристику уровням организации живой природы Приложение с. 31 – 37
Беседа, лекция учителя, Объяснительно -иллюстративный, частично-поисковый; П. 1, р.т. с. 4 № 3,4
1 Общие свойства живых организмов.
Многообразие форм живых организмов. Сформировать знания о многообразии форм живых организмов, структурных уровнях организации жизни. Таблицы с изображением различных форм жизни. 1 П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный, проблемно-поисковый –заполнение таблицы, контроля – фронтальный опрос, выборочная проверка письменной работы П. 2, 3. Р.т. с.5 № 2, с. 6 № 5, с. 7 № 8.
2. Основы учения о клетке 10 часов. 2 3 Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток. Формировать понятие о науке цитологии, познакомить с историей изучения клетки и клеточной теорией, показать многообразие клеток. Таблицы с изображением прокариотической клетки. Разнообразных эукариотических клеток, электронная презентация 1 Знать: основные положения клеточной теории, химическую организацию клетки: роль воды и минеральных солей, белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ . Строение и функции основных органоидов клетки, особенности клеток про – и эукариот, сущность пластического и Энергетического обмена веществ, сущность биосинтеза белка, фотосинтез и его значение.
Уметь пользоваться цитологической терминологией , характеризовать основные положения клеточной теории, объяснять роль химических веществ в жизни клетки, пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, рассказывать о форме, величине и строении клеток, рассматриваемых под микроскопом.
П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, презентация,
контроля – фронтальный опрос П. 4, Р.т. с. 12 № 6.8.
2 4 Химический состав клетки. Сформировать знания о химическом составе клетки, показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ, познакомить с их функцией. Таблицы с изображением растительной и животной клеток. 1 П №1,5 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля – фронтальный опрос, тестирование по д/з. П. 5, Р.т. с. 13, № 2, 4, 5.
3 5 Белки и нуклеиновые кислоты. Продолжить формирование знаний о химическом составе клетки. Таблицы, демонстрирующие строение органических веществ 1 П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля – фронтальный опрос. П. 6, Р. Т. с. 14, № 1, с. 15 №2. 4, 5. С. 16 №7, 7
3 6 Строение клетки.
Л.р.№1 «Изучение
клеток растений и
животных». Сформировать знания о строении клетки, научить объяснять различия клеток эукариот и прокариот. Таблицы с изображением эукариотической и прокариотической клеток. 1 П. № 1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – лабораторная работа П. 7, Р.т. с. 16,№ 3-5.
4 7 Органоиды клетки и их функции.
Л.р. № 1 «Изучение клеток растений и животных» Продолжить формировать знания о строении клетки, сформировать умение распознавать и описывать по таблицам составные части и органоиды клетки. Таблицы с изображением растительной и животной клетки, микроскопы, микропрепараты клеток. 1 П №1, 3 Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический –самостоятельная работа П. 8, с. 18. № 2, с. 19, № 6, 7.
4 8 Обмен веществ – основа существования клетки. Сформировать знания об обмене веществ и превращении энергии как основе существования клетки, показать роль обмена веществ в жизни клетки. Таблица с изображением эукариотической клетки, электронная презентация. 1 П №1, 5 Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля –тестирование по д/з проблемно-поисковый и практический –самостоятельная работа, работа со словарём. П.9, с. 20 № 1, 2, с. 21 № 6
5 9 Биосинтез белков в живой клетке. Формировать знания о сущности процесса биосинтеза белков в живой клетке. Таблицы с изображением этапов биосинтеза белков в живой природе. 1 П №1 Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля –проверка домашнего задания П.10, Р.т. с. 22 №1, с. 23 № №5
5 10 Биосинтез углеводов – фотосинтез. Сформировать знания о сущности процесса синтеза углеводов – фотосинтезе. Таблицы с изображением растительной клетки, световой и темновой фаз фотосинтеза. 1 П №1 Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля –проверка домашнего задания, проблемно-поисковый – сравнение фаз фотосинтеза П.11, Р.т. с. 24 № 1, 3 – 4, с. 25 № 6.
6 11 Обеспечение клеток энергией. Сформировать знания о сущности процессов биологического окисления, научить сравнивать процессы биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания. Таблицы с изображением животной и растительной клетки. 1 П №1, 5 Словесный - беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы,
контроля –тестирование по д/з, проблемно-поисковый – сравнение процессов биосинтеза белков, фотосинтеза и дыхания. П. 12, Р.т. с. С. 26, № 2, 5, 6. Подготовиться к зачёту.
6 12 Зачёт «Основы учения о клетке». Обобщить знания о многообразии форм жизни , основных свойствах живого, о клетке как биологической системе. Таблицы, тестовые задания, задания на карточках..П № 6 контроля –тестирование по теме, контрольные задания Повторить 8 класс Разиножение.
Размножение и индивидуальное развитие организмов. (Онтогенез) 5 часов. 7 13 Типы размножения организмов. Сформировать знания о сущности и формах размножения организмов; показать биологическое значение бесполого и полового размножения, роль оплодотворения и зиготы. Таблицы с изображением способов размножения, электронная презентация. 1 Знать: формы размножения организмов: бесполое и половое, способы деления клеток. Фазы митоза, видовое постоянство числа хромосом, диплодный и гаплодный набор хромосом, биологическое значение митоза и мейоза, оплодотворение. Развитие оплодотворённой яйцеклетки: бластула, гаструла, постэмбриональное развитие: прямое и непрямое. П №1 Словесный – лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, презентация.
контроля – оценка умений работать с учебником. П.13, с. 27, №1, с. 28 №3 – 4, с. 29 №7.
7 14 Деление клетки. Митоз. Л.р. №2 Изучение
Микропрепаратов
с делящимися
клетками.
Сформировать знания о сущности процесса деления клетки – митозе, показать биологическое значение митоза. Электронная презентация.
Микроскопы, микропрепараты 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация.
контроля – фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – лабораторная работа П. 14, Р.т. с. 30 – 31, № 1.2,6.
8 15 Образование половых клеток. Мейоз. Сформировать знания о сущности процесса мейоза, показать биологическое значение мейоза. Электронная презентация, таблицы. 1 П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация, таблицы,
Контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый -ответы на вопросы. П. 15, Р.т. с. 31 – 32. № 2, 4, 6.
8 16 Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Сформировать знания о сущности онтогенеза и его этапах, Таблицы с изображением процесса метаморфоза у членистоногих, амфибий, таблицы, отражающие сходство зародышей позвоночных животных. 1 П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – презентация, таблицы,
Контроля –фронтальный опрос, проблемно-поисковый
Выявление черт сходства и различия. П. 16, Р. Т. с. 34 – 35 № 2,4,6.
9 17 Итоговый урок «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Обобщение, систематизация и контроль знаний по изученной теме. Тестовые задания, карточки – задания. 1 П №2.6 Контроля – тестирование по теме, контрольные задания.
Основы учения о наследственности и изменчивости. 11 часов 9 18 Наука генетика. История развития генетики.
Познакомить с историей развития генетики. Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка» 1 Знать: генетическую символику и терминологию. Законы Менделя, схемы скрещивания, хромосомное определение пола, особенности изучения наследственности человека, модификационную и мутационную изменчивость, их причины, значение генетики для медицины и здравоохранения.
Уметь: характеризовать методы и законы наследственности, решать задачи на моно-и дигибридное скрещивание, строить вариационный ряд и вариационную кривую П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы,
П. 17, Р. Т. с. 36 – 37 № 3,7.
10 19 Основные понятия генетики. сформировать представление об основных генетических понятиях, наследственности, генах, генотипе, фенотипе, изменчивости, сформировать знания о сущности процесса наследственности и изменчивости. Портреты Г. Менделя, , Н. И. Вавилова, таблица «Эукариотическая клетка» 1 П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы,
П. 18. С. 30 – 31 № 1,2.
10 20 Генетические опыты Г. Менделя. Сформировать знания о закономерностях наследования признаков, познакомить с законом единообразия гибридов первого поколения, законом расщепления. Таблица, изображающая закономерности моногибридного расщепления. 1 П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля – тестирование, фронтальный опрос,
проблемно-поисковый – применение законов.
П. 19. Р.т. с. 39 40 № 1, 2, 6
11 21 Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
П.р. № 1. Решение генетических задач. Сформировать знания о дигибридном скрещивании, третьем законе Г. Менделя. Таблица «Дигибридное скрещивание» 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля – тестирование, фронтальный опрос, проблемно-поисковый и практический – решение задач.
П. 20, Р.т. с. 42 – 43 № 4, 5, с. 41 №1.
11 22 Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Сформировать знания о сущности сцепленного наследования и о причинах нарушения сцепления генов. Таблица, изображающая сцепленное наследование признаков, карты хромосом человека. 1 П №1,2 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля –фронтальный опрос, решение задач проблемно-поисковый и практический – извлечение информации из таблиц и карт.
П. 21, Р. Т. с. 44 -45 № 4 – 7.
12 23 Взаимоотношение аллельных и неаллельных генов. Сформировать представления о генотипе как о целостной системе. Электронная презентация. 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, письменная проверка знаний, проблемно-поисковый – решение задач. П. 22, Р.т. с. 45 -46, № 2,3,5.
12 24 Наследование признаков сцепленных с полом.
П.р. № 2 Решение генетических задач. Сформировать знания о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков, сцепленных с полом. Таблицы, изображающие механизм наследования пола, кариотипы разных организмов. 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –таблицы, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый – решение задач. П.23, Р. Т. с. 47 № 1, 2, 4, с. 48 №6
13 25 Наследственная изменчивость.
Л. Р. № 3 Изучение изменчивости у организмов. Формирование знаний о сущности изменчивости; сформировать умение характеризовать роль изменчивости организмов в живой природе. Электронная презентация 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический– решение задач, лабораторная работа П. 24, Р. Т. С. 48 – 49 № 1, 2, 4.
13 26 Другие типы изменчивости. Л.р. № 3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях» Продолжить формировать знания об изменчивости организмов, сформировать умение выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания. Таблицы и электронная презентация. 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный –презентация, контроля –фронтальный опрос, тестовая проверка знаний, проблемно-поисковый и практический– решение задач, Подготовить сообщения, презентациио наследственных болезнях человека.П. 25, Р. Т. с. 50 -51 № 1.2,5,7.
14 27 Наследственные болезни человека. Сформировать умение объяснять причины проявления наследственных заболеваний, роль генетики в медицине и здравоохранении. Таблицы, изображающие кариотип человека. Подготовленные учащимися презентации. сообщения 1 П №1 Словесный - учебная лекция, комментарии к презентациям, беседа, практический, проблемный. П 26, с. 51 – 53 № 3 – 6.
14 28 Обобщающий урок « Подведём итоги» Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме. 1 П №2 Контроля – тестирование по теме, контрольные задания.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. 4 часа. 15 29 Генетические основы селекции организмов. Познакомить учащихся с наукой селекцией и её задачами и методами, показать тесную связь генетики и селекции Таблицы, изображающие полиплодные формы, ценные породы животных, сорта культурных растений. 1 Знать: генетические основы селекции, особенности селекции растений, животных и микроорганизмов
Уметь: пользоваться научной терминологией, называть центры многообразия и происхождения культурных растений. П №1 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, натуральные объекты, контроля –фронтальный опрос, , Подготовить сообщение, презентацию о Н. И. Вавилове, достижениях селекционеров. П. 27, Р.т. С. 54 – 55 № 1,2
15 30 Особенности селекции растений.
Центры многообразия и происхождения культурных растений. Познакомить с особенностями и достижениями селекции растений, раскрыть значение учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Таблицы, изображающие центры происхождения культурных растений. 1 П №1 наглядно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковай, метод контроля.
Сообщения учащихся, обсуждение, комментарии. П. 28, 29 Р.т. с. 56 – 57 №1,5.
16 31 Особенности селекции животных. Познакомить с особенностями методов и достижениями селекции животных. Таблицы, изображающие ценные породы животных. 1 П №1.5 Словесный - учебная лекция беседа, наглядно-иллюстрационный – таблицы, контроля –фронтальный опрос, тестирование П 30, р.т. с. 60, № 5 7.
16 32 Основные направления селекции микроорганизмов. Познакомить с основными направлениями селекции микроорганизмов. 1 П №1 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, П.31. Р. Т. с. 61 №1 -2, с. 62 № 6 -7.
Происхождение жизни и развитие органического мира. 5 часов. 17 33 Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Познакомить учащихся с современным пониманием вопроса о происхождении жизни. Таблицы с изображением прокариотической и эукариотической клетки. 1 Знать: развитие взглядов на возникновение жизни. Основные этапы возникновения жизни, основные эры развития жизни на Земле, важнейшие события.
Уметь: давать определение понятия жизни, характеризовать основные этапы возникновения и развития жизни. П №1,5 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника. Подготовить сообщения, презентации
П. 32, Р. Т. с 63 64, № 3,4,6.
17 34 Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Познакомить учащихся с основными гипотезами о возникновении жизни, показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления знаний. 1 П №1 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника, частично-поисковый. П 33, Р.т. С.64 -65 № 2,4.
18 35 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Рассмотреть формирование сложного механизма фотосинтеза, появление на Земле мощного планетарного процесса – биологического круговорота веществ. Таблица, изображающая растительную клетку. 1 П №1,5 Словесный - учебная лекция, беседа, наглядно-иллюстрационный, частично-поисковый, метод контроля, тестирование П 34, Р. Т. С.66 – 67 № 1 – 5.
18 36 Этапы развития жизни на Земле. Познакомить учащихся с делением истории Земли на эры, дать представление об особенностях флоры, фауны разных эр. Таблицы, изображающие органический мир разных эр и периодов. Электронные презентации. 1 П №1 Семинар П. 35, Р.т. с. 68 – 69 № 1,2,4 – 7.
19 37 Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Установить приспособленности к наземному образу жизни у растений и животных. Учебники ботаники, зоологии, открытки, рисунки комнатные растения. 1 П №1 Словесный – беседа, сообщения учащихся. Частично-поисковай, практический – выявление приспособительных форм растений и животных, контроль. Подготовить сообщения о Ч. Дарвине и Ж.-Б. Ламарке.
Учение об эволюции. 12 часов. 19 38 Идея развития органического мира в биологии. Познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей. Портреты Ч. Дарвина, Ж.-Б. Ламарка. 1 Знать: эволюционную теорию Ч. Дарвина,
движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор,
доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические и палеонтологические, вид. Его критерии, популяция как структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Формирование приспособлений в процессе эволюции, видообразование6 географическое и экологическое, главные направления эволюции. Её основные закономерности.
Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать учение Ч. Дарвина об эволюции, движущие силы эволюции, критерии вида, иллюстрировать примерами главные направления эволюции, выявлять ароморфозы у растений, идиоадаптации и дегенерации у животных.
П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, сообщения учащихся. П. 36, Р. Т. с.70 – 71, № 3 – 5.
20 39 Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, 1 П №1,5 Словесный – учебная лекция, контроля - тестирование П. 37.
20 40 Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор. познакомить с движущими силами эволюции Электронная презентация. 1 П №1,5 Словесный – учебная лекция, контроля - тестирование Записи в тетради
21 41 Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания.
Л.р. № 4 « Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» Познакомить с результатами эволюции, показать относительный характер приспособленности Электронная презентация «Приспособленность организмов к условиям среды. 1 П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, контроля – фронтальный опрос, Записи в тетради.
21 42 Современные представления об эволюции органического мира. Познакомить с современным эволюционным учением, сформировать понятие о популяции как элементарной единице эволюции. Электронная презентация «Движущие силы эволюции» 1 П №1 Словесный – учебная лекция П. 38, Р. Т. С. 74, № 5.
22 43 Вид, его структура и особенности. Сформировать понятие «вид», познакомить со структурой вида, его критерии. Схема «Критерии вида» 1 П №1,5 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника. П 39, Р. Т. с. 75 – 76 № 1, 2. 4,6.
22 44 Процесс образования видов – видообразование. Сформировать знания о сущности процесса микроэволюции, познакомить с основными формами видообразования. Таблицы и схемы, демонстрирующие географическое и экологическое видообразование, гербарии. 1 П №1 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный – таблицы, рисунки учебника, схемы. П. 40, Р. Т. С. 77 – 78, № 1 – 3. 5 – 7.
23 45 Макроэволюция – результат микроэволюций. Формировать понятие №макроэволюция» Таблицы, демонстрирующие примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. 1 П №1 Словесный - учебная лекция, контроля. П. 41, Р. Т. с. 78 – 81 № 1,2,3, 5,7.
23 46 Основные направления эволюции. Формировать знания о главных направлениях эволюционного процесса, познакомить с путями достижения биологического прогресса. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. 1 П №1,3 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, тестирование. наглядно-иллюстрационный –схемы, П.42, Р.т. с. 80 81, № 3,5,6.7.
24 47 «Основные закономерности эволюции.
Л. Р. № 4 «Изучение изменчивости у организмов» Познакомить учащихся с основными закономерностями эволюции. Таблицы, рисунки слайды, демонстрирующие прогрессивное усложнение форм , приспособленность видов к среде обитания. 1 Словесный - учебная лекция, беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный –схемы, таблицы, слайды, Частично-поисковай, практический – лабораторная работа. Приготовить сообщения, презентаци о влиянии человека на процессы эволюции, П. 42.
24 48 Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Формировать умение объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Необходимость защиты окружающей среды. Красная книга России, электронная презентация «Редкие и исчезающие виды растений и животных» 1 П №1 Словесный - беседа, контроля –фронтальный опрос, наглядно-иллюстрационный – презентация, сообщения. Частично-поисковай, Р. Т. с. 82 – 83 № 4- 8, подготовиться к зачёту.
25 49 Контрольный урок по теме «Учение об эволюции» Контроль знаний по изученной теме. Контрольные задания. 1 П №2 Контроля – тестирование по теме, контрольные задания.
Происхождение человека. (Антропогенез). 6 часов. 25 50 Эволюция приматов Дать представление о месте и особенностях органического мира, познакомить с доказательствами эволюционного происхождения человека. Таблицы скелета человека и человекообразных обезьян, сходство стадий эмбрионального развития позвоночных. 1 Знать: место и особенности человека в системе органического мира, факты, свидетельствующие о происхождении человека от животных, движущие силы антропогенеза.: биологические и социальные, этапы антропогенеза, краткую характеристику рас.
Уметь: характеризовать биологические и социальные факторы антропогенеза. Давать характеристику древнейшим, древним и первым современным людям, определять по рисункам расы человека. П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, П. 44. Р.т. с. 84 – 85, № 1,2.
26 51 Доказательства эволюционного происхождения человека. Формирование понятия «антропогенез», привести доказательства эволюционного происхождения человечества. Электронная презентация. 1 П №1,5 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, контроля – фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный.П. 45, Р. Т. с.85 – 86, № 6 – 8.
26 52 Ранние этапы эволюции человека. Формирование знаний об этапах эволюции человека. Таблица «Этапы эволюции человека» 1 П №1,5 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, контроля – фронтальный опрос, тестирование, наглядно-демонстрационный.П. 46, Р. Т. с. 86 -87. № 6 – 8.
27 53 Поздние этапы эволюции человека. Продолжить формирование знаний об антропогенезе, показать биосоциальную сущность человека. Таблица «Этапы эволюции человека» 1 П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, проблемный – исследование социальности человека.. Сообщения о Миклухо-Маклае, характеристика рас
П. 47, Р. Т. с. 88 – 89 № 4 – 6.
27 54 Человеческие расы. Их родство и происхождение. Формировать знания о расогенезе, научить обосновывать единство и полноценность человеческих рас. Таблица «Человеческие расы» 1 П №1 частично-поисковый – эвристическая беседа, учебная лекция, П. 48. Р. Т. С. 89-90, № 6- 8.
28 55 Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Формировать умение объяснять место и роль человека в природе, взаимодействие человека и среды. Таблица «Биосфера», презентация «Охрана природы» 1 П №1,5 Словесный – беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля –тестирование. П. 49, Р. Т. с. 91 – 92, Р. Т. с. 91 – 92, № 1 – 6.
Основы экологии. 11 часов. 28 56 Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Познакомить с наукой экологией, сформировать знания о средах жизни на Земле и экологических факторах. Электронная презентация «Среды жизни» 1 Знать: предмет и задачи экологии, основные экологические факторы, структуру и функции биогеоценозов, основные пищевые цепи, что такое биосфера, границы биосферы, биомассу поверхности суши и Мирового океана, функции живого вещества, роль человека в биосфере.
Уметь: пользоваться научной терминологией, характеризовать экологические факторы, приводить примеры биогеоценозов, составлять цепи питания. Определять границы биосферы, характеризовать функции живого вещества. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на биосферу. П №1,2 Словесный – беседа, частично-поисковый – эвристическая беседа, наглядно-демонстрационный, контроля –фронтальный опрос, письменная самостоятельная работа. П. 50, Р. Т. с. 93 – 94 № 2,4,6,7.
29 57 Закономерности действия факторов среды на организмы Познакомить с закономерностями действия факторов среды на организмы, сформировать умение применять знания экологических законов для объяснения последствий деятельности человека. . 1 П №1 Словесный – учебная лекция, беседа. П. 51. Р. Т. С. 94 – 96, № 1 – 3,6 – 7.
29 58 Приспособленность организмов к факторам среды.
Лабораторная работа № 5 «Приспособленность организмов к среде обитания» Формировать умение объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, Таблицы «Разнообразие жизненных форм растений и животных» 1 П №1,3 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый эвристическая беседа, контроль – фронтальный опрос. П. 52.
30 59 Биотические связи в природе. Сформировать знания о формах взаимодействия между организмами. Слайды «Формы взаимоотношений между организмами» 1 П №1,4 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –составление цепей питания, наглядно-демонстрационный, П. 53, Р. Т. с. 98 – 100, № 1,2,6,7.
30 60 Популяция как форма существования видов в природе. Сформировать знания о популяциях как форме существования вида в природе, познакомить с экологическими характеристиками популяций Таблица «Популяционная структура вида» 1 П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –выводы по таблице, наглядно-демонстрационный, П. 54, Р. Т. с. 100 – 101, № 1,2,6.
31 61 Функционирование популяции и динамика её численности в природе. Продолжить знакомство с экологическими характеристиками популяции, формировать умение решать экологические задачи..Таблицы «Популяционная структура вида» 1 П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, контроль – фронтальный опрос. П. 55.
31 62 Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Сформировать понятие о биоценозе как закономерном сожительстве видов в природе, формировать умение решать экологические задачи. Таблицы «Природные сообщнства» 1 П №1,4 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, контроль – фронтальный опрос, тестирование. П. 56, Р. Т. с.102 – 103, № 1,3,4,6 -9.
32 63 Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Сформировать знания о сущности процессов круговорота веществ, превращения энергии в экосистеме, познакомить с компонентами биогеоценоза. Схема «Структура биогеоценоза» 1 П №1 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, выводы по таблице контроль – фронтальный опрос. П. 57, Р. Т. с. 196 – 107, № 1 – 3, 5,7.
32 64 Развитие и смена биогеоценозов Сформировать представления о развитии и смене биогеоценозов, познакомить с понятием сукцессии и её видами. Таблицы «Развитие биогеоценоза», «Смена биогеоценоза» 1 П №1,5 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый –работа со словарём, выводы по таблице контроль – фронтальный опрос, тестирование П. 58, Р.т. с. 107, 108, № 1 – 3, 5,6
33 65 Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Л. Р. № 5 «Оценка санитарно-гигиенического качества рабочего места" Познакомить с основными законами устойчивости природы, необходимостью охраны природы.
Оценить гигиеническое качество рабочего места. Таблица и схема «круговорот веществ в природе»
Листы белой бумаги, скотч. 1 П №1.5,3 Словесный – учебная лекция, беседа, частично-поисковый – лабораторная работа,контроль – фронтальный опрос, тестирование П. 59, 60 Р.т. с. 109, № 2,3.
33 66 Итоговая контрольная работа. Контроль знаний. Тестовые задания. 1 П №2 индивидуальный Формы и средства контроля.
На уроках биологии используются следующие виды контроля:
- предварительный (определение уровня базовых знаний перед изучением темы);
- текущий (выявление объёма, глубины и качества восприятия учебного материала);
- тематический (проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени);- итоговый (выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем)
Формы контроля знаний учащихся по биологии:
- устная проверка знаний;
- фронтальная устная проверка;
- тестирование
-лабораторная работа
Приложение.
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии.
ОбщедидактическиеОценка «5» ставится в случае:
Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
Знания всего изученного программного материала.
Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Приложение № 1.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1.Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Приложение № 2.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет не менее половины работы.
Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Правильно выполняет менее половины письменной работы.
Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
Примечание. - учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. - оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Приложение № 3.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два - три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Приложение № 4
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Оценка «1» ставится в случае:
Нет ответа.
Приложение № 5.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Приложение № 6.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 - 3 из этих признаков второстепенными;
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной литературой;
-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётам и являются:
нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
арифметические ошибки в вычислениях;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
орфографические и пунктуационные ошибки.
Учебно-методическое обеспечение.
Литература для учителя:
Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания»
(«Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
2Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
3Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
4.Борзова З.В. Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
5. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.
6. Методика обучения биологии: Учеб. пособие / В.С.Конюшко, С.Е. Павлюченко, С.В. Чубаро. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 115с.
Литература для учащихся.
Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.
Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.
Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://chemistry48.ru