Консультация Использование театрализованных игр в формировании связной речи детей
Использование театрализованных игр в формировании связной речи детей
(консультация для воспитателей)
Гарипова Диля Фаиловна,
воспитатель(по обучению детей татарскому языку)
высшей квалификационной категории
МБДОУ №36 «Золотой ключик» г. Набережные Челны
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Изучая педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка: стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат, ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, темп речи).
В театральной игре каждый ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Так как младшие дошкольники в основном плохо владеют речью, нужно начинать знакомство с театральной игрой через игру-имитацию.
· Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
· Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (мишка шел, земляничку нашел, сел, земляничку съел и дальше пошел; веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
· Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке и т.д.).
К началу года в средней группе дети начинают говорить лучше, но их речь еще не достаточно сформирована. Теперь наша задача - стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостного театра, можно включить в процесс освоения детьми мини-постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка...", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок"); ролевой диалог героев сказок («Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Куян кызы» А.Алиша и т. д.).
Благодаря централизованным занятиям у детей будет развиваться активная речь и выработаются игровые умения, а в актерской игре начнут использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Работа с детьми среднего возраста направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами.
По мере подрастания детей, растет их интерес к театрализованным играм. В старшей группе наша задача - поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры-драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.
В работе с детьми можно использовать:
многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок ("Зимовье зверей", «Болтливая утка», "Лиса и волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");
игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята и зверята", "Труд взрослых";
постановка спектакля по произведению.
За счет освоения централизованной игры у детей расширится игровой опыт, связная речь, улучшится интонационная выразительность, появятся умения направленные на позитивное взаимодействие с другими участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно. Воспитатель со своей стороны, должен больше уделять внимания развитию интереса к творчеству и импровизации с помощью разных средств выразительности, подвести детей к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по разному используя громкость голоса.
В подготовительной группе можно направить свою работу на углубление интересов детей к определенному виду театрализованной игры, повышение интереса к театральной культуре, способности к самовыражению, стараться поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности составлять план задуманного ими театрального действия, обращать внимание на умение детей свободно владеть связной речью.
Подготовишкам становятся доступными образно-игровые этюды (Гераскина Л.В. «От этюда к спектаклю»), самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений, например путешествия по сказкам А.Алиша, Г.Тукая, А.С.Пушкина.
Наблюдая за детьми, можно заметить, что яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. У детей наблюдается развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Общение со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу и при анализе результатов, становится более позитивным, благодаря умению пользоваться связной речью и богатому активному словарю.
Я считаю, что регулярное использование театрализованных игр в совместной деятельности с детьми, успешно влияет на формирование связной речи у дошкольников.
Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 615