Презентация по ОПК на тему Особенности формирования духовно-нравственной, патриотической личности на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)


Особенности формирования духовно-нравственной, патриотической личности на уроках ОРКСЭ (из опыта работы)Учитель МБОУ СОШ №19 Лагошина Татьяна Ивановна Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства (В.А. Сухомлинский) Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:семейной жизни;культурно-регионального сообщества;культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;российской гражданской нации;мирового сообщества. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Основными источниками для изучения курса «Основы православной культуры» являются: ОПКУрок 1Россия — наша РодинаУроки 2 - 29Особенности православной культурыУрок 30 + 4 урока проектной дея-тиЛюбовь и уважение к Отечеству ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Чтение (комментированное, аналитическое, фрагментарное или выборочное, самостоятельное и др.) Словарная работа Пересказ Беседа Работа с иллюстративным материалом Самостоятельная работа с источниками информации Записи при чтении Подготовка творческой беседы с членами семьи Участие в учебном диалоге Слушание музыки на уроках Использование ИКТ Проектная деятельность Формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, а во-вторых, глубины сформированности учебных уменийТестирование (метод тестов)Опрос (анкетирование, интервью, беседа)Портфолио творческих работ ученика Проектная деятельность Внеурочная деятельность Участие в учебном диалоге Посещение нашей школы корреспондентом газеты «Ставропольская правда»Ларисой Прайсман