Пояснительная записка по литературному чтению 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно – методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. /Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М. : Вентана – Граф, 2012.
Авторская программа Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» УМК «Начальная школа 21 века»
На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 136 часа в год (34 учебные недели по 4 часа в неделю).
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-изобразительная деятельность: рисование, аппликация, раскрашивание;
-игровые приемы: работа с кроссвордами, дидактические литературные игры;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ, отзыв о книге.
Формы творческих работ: индивидуальные, групповые, работа в парах.
Планируемые результаты освоения курса литературного чтения
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».
Планируемые результаты обучения литературному чтению
К концу обучения во 2 классе учащиеся:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;
находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55–60 слов в минуту);
читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;
группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.
Ученик может научиться:
понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;
пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
различать стихотворный и прозаический тексты;
определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
различать пословицы и загадки по темам;
использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).
Ученик может научиться:
----осознавать нравственные и этические ценности произведения;
выражать, свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;
инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;
рассказывать сказки с присказками;
создавать истории о героях произведений.
Ученик может научиться:
делать иллюстрации к изученным произведениям;
иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
находить информацию о героях произведений;
работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характеристики произведения, книги, героев;
дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.
Ученик может научиться:
самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
находить информацию о книге в ее аппарате;
сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.
Содержание учебного предмета.
О нашей Родине.
Ф. Савинов «О Родине».
И. Никитин «Русь».
С. Романовский «Русь».
С. Романовский «Слово о русской земле».
С. Прокофьев «Родина
Дополнительное чтение.Н. Рубцов «Россия, Русь - куда я ни взгляну...»
Основные виды деятельности
Формулировать умение выразительно читать, сознательно, правильно и бегло читать, вести диалог
Народная мудрость (устное народное творчество)
Произведения фольклора. Народная песня «Я с горы на гору шла.. .». Загадки.
Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал»
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
Шутка, считалка, потешка, пословицы.
Дополнительное чтение. Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки загадки.
Шутка, считалка, потешка, пословицы.
Дополнительное чтение. Песенки, приговорки, небылицы, докучные сказки, пословицы, поговорки загадки.
Основные виды деятельности
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения, сознательно, правильно, бегло и выразительно читать;
определять от какого лица ведется повествование;
словесно рисовать прочитанное.
О детях и для детей.
А. Барто «Катя».Дополнительное чтение. Б. Заходер «Перемена».
С, Баруздин
«Стихи о человеке и его словах», «Как Алешке учиться надоело»
С Баруздин «Как Алешке учиться надоело» (продолжение)
Е. Пермяк «Смородинка».Дополнительное чтение С. Михалков «Проулка»
Н. Носов «Заплатка».
Г. Сапгир «Рабочие руки». Дополнительное чтение. Нанайская сказка «Айога».
Басни. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Л. Толстой «Страшный зверь».Дополнительное чтение. Я. Аким. Жадина.
М. Зощенко «Самое главное».
М. Зощенко «Самое главное» (продолжение)
Дополнительное чтение. А. Рубинов «Ступенька» П. Воронько «Мальчик Помогай»
В. Сутеев «Кто лучше?»
Дополнительное чтение. В Осеева «Волшебная иголочка»
А. Митта «Шар в окошке».
А. Митта «Шар в окошке», (продолжение) Е. Пермяк «Две пословицы».
Дополнительное чтение. ВБерестов «Прощание с другом»
Произведения для детей. Л. Пантелеев «Две лягушки».
Дополнительное чтение. В. Катаев «Цветик - семицветик»
В. Беспальков «Совушка».
В. Сутеев «Снежный зайчик». Н. Носов «Затейники».
Дополнительное чтение. Н. Носов «На горке».
Русская сказка «У страха глаза велики».
Контрольная проверка выразительности чтения.
Братья Гримм «Маленькие человечки».
Дополнительное чтение. Братья Гримм. Три брата.
К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».
Дополнительное чтение. Х.-К, Андерсен «Принцесса на горошине».
Братья Гримм
«Семеро
храбрецов».
Проверь себя.
Тест.
Дополнительное чтение. Б. Заходер «Серая звездочка»
Резерв
Основные виды деятельности
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения, сознательно, правильно, бегло и выразительно читать;
давать характеристику героям;
делить текст на части;
озаглавливать части произведения;
составлять текст по плану;
читать по ролям;
определять от какого лица ведется повествование.
«Уж небо осенью дышало»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...». Г. Скребицкий «Осень».
Дополнительное чтение. М. Пришвин. «Осеннее утро»
Э. Шим «Белка и ворон», Е. Трутнева
«Осень».
А. Сладков «Эхо».
Дополнительное чтение. А. Твардовский «Начало осени».
Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...».
Загадки.
М. Пришвин «Недосмотрен-ные грибы».
Проверь себя.Тест.
Э. Шим «Храбрый опенок».
Дополнительное чтение, А. Майков «Осень».
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
«Снежок порхает, кружится»
З.Александрова «Зима»
С. Иванов «Каким бывает снег».
Дополнительное чтение, С. Есенин «Пороша».
И. Соколов- Микитов «Зима в лесу».
Э. Шим «Всем вам крышка».
К. Ушинский «Мороз не страшен».
Русская сказка «Дети Деда Мороза».
Дополнительное чтение. Немецкая сказка «Бабушка Мете-
М. Пришвин «Деревья в лесу».
Дополнительное чтение. Е. Пермяк «Четыре брата»
Коллективное творчество «Зима в лесу».
И. Суриков «Детство».
В. Даль «Девочка Снегурочка».
В. Даль «Девочка Снегурочка» (продолжение)
Русская народная сказка «Снегурочка».
Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение).
Русская народная сказка «Снегурочка» (продолжение).
Дополнительное чтение. Японская сказка «Журавлиные перья».
Стихи русских поэтов.Н. Некрасов «Саша». Лексический диктант.
Дополнительное чтение. В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».
И. Соколов- Микитов «Узоры на снегу». И. Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?» Контрольная проверка выра-зительности чтения.
Коллективное творчество «Царство Мороза Ивановича».
Дополнительное чтение В. Одоевский «Мороз Иванович»
Резервный урок
С. Михалков «В снегу стояла елочка»..
Книги
А. Гайдара
Рассказы для детей. А. Гайдар «Елка в тайге».
Рассказ А. Гайдара «Елка в тайге» (продолжение).
С. Маршак «Декабрь».
Контрольная работа по темам полугодия.
Книги Х.-К. Андерсена. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла».
Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Ель»
Андерсен «Штопальная игла».
Дополнительное чтение. Х.-К. Андерсен «Ель»
Резерв
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
находить опорные слова;
Произведения о животных.
Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка».
Дополнительное чтение. Е. Чарушин. «Перепелка»
К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки). Е. Благинина. «Голоса леса» Информационный диктант.
Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»
М. Пришвин «Старый гриб». П. Комаров «Олененок».
Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца»
К. Ушинский «Лиса
Патрикеевна».
Пословицы, загадки, скоро-говорки.
В. Бианки «Еж-спаситель».
Дополнительное чтение M. Пришвин «Журка»
М. Дудин «Тары-бары...».
Дополнительное чтение В, Бианки «Хвосты»
Литературные (авторские) сказки.
К. Ушинский «Плутишка кот». Урок творчества
Дополнительное чтение К. Паустовский «Барсучий нос»
Русская народная сказка «Журавль и цапля».
Русская народная сказка «Журавль и цапля» (продолжение работы).
Дополнительное чтение Африканская сказка «О том, как лиса обманула жену».
Русская народная сказка «Зимовье зверей».
Дополнительное чтение Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»
Мамин- Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».
Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
Русская народная сказка «Белые перышки».
Резерв
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
находить опорные слова;
выделять смысловые части произведения.
Зарубежные сказки.
Украинская сказка «Колосок».
Дополнительное чтение. Французская сказка «Волк, улитка и осы».
Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать».
Английская сказка «Как Джек ходил счастье искать».
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамса».
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамса»
Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамса»
Дополнительное чтение. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг». Лексический диктант.
Братья Гримм
«Бременские
музыканты».
Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».
Английская народная сказка «Сказка про трех поросят».
Дополнительное чтение. Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха».
Проверь себя.
Тест.
резерв
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
находить опорные слова.
Рассказы, стихи, сказки о семье.
Л. Толстой «Лучше всех».
Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песня.
Е. Пермяк «Случай с кошельком». А. Аксаков «Моя сестра».
М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный». В. Осеева «Сыновья» А. Майков «Колыбельная песня».
Л. Толстой «Отец и сыновья», А. Плещеев «Дедушка».
Дополнительное чтение: И. Панькин «Легенда о матерях».
Л. Воронкова «Катин подарок», Ю. Коринец «Март».
Дополнительное чтение. Б. Заход ер «Сморчки»
А. Плещеев «Песня матери».
А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»
Татарская сказка «Три сестры».
Дополнительное чтение. С. Михалков «А что у вас?»
В. Солоухин. «Деревья»
Книги о семье. Контрольная проверка выразительности чтения.
Сказки разных народов.
Сказки разных народов.
Резерв
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
находить опорные слова.
«Весна, весна красная!...»
Народная песня «Весна, весна красная!». А. Чехов «Весной».
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...»
Г. Скребицкий
«Весна-
художник».
Н. Сладкое «Снег и ветер». Литературо-ведческий диктант.
Дополнительное чтение Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»
С. Маршак «Весенняя песенка».
Э. Шим «Чем пахнет весна».
Е. Боратынский «Весна, весна!».
Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки»
Произведения о Дне Победы. С. Михалков «Быль для детей».
С. Баруздин «Салют».
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Дополнительное чтение. К. Ушинский «Проказы старухи зимы».
А. Куприн «Скворцы». Н. Сладков «Скворец- молодец» Дополнительное чтение.. Н. Сладкое «Проталина»
Н. Сладкое «Апрельские шутки». А. Барто «Апрель».
Г. Скребицкий «Жаворонок»
Дополнительное чтение. К. Коровин «Баран, заяц и еж».
Песенка-закличка, загадка
В. Жуковский «Жаворонок»
Дополнительное чтение. В. Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину»
О. Высоцкая «Одуванчик» М. Пришвин «Золотой луч».
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
Дополнительное чтение. Э. Шим «Муравейник»
Н. Сладков «Весенний гам» А. Барто «Воробей».
Дополнительное чтение. Р. Сеф «Чудо».
М. Пришвин. «Ребята и утята». Дополнительное чтение. И. Слад ков «Весенний разговор»
Сказки в стихах. Б. Заходер «Птичья школа».
Дополнительное чтение. М. Горький «Воробьишко»
К. Уши некий «Утренние лучи».
Дополнительное чтение. М. Пришвин «Лесная капель»
А. Барто «Весна, весна на улице».
Проверь себя
Тест
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям; словесно рисовать прочитанное;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
находить опорные слова.
Волшебные сказки.
Русская народная сказка «Хаврошечка». Итоговая проверка выразительности чтения.
Русская народная сказка «Чудо чудное, диво дивное».
А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
А Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дополнительное чтение. А. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
Ш. Перро «Кот в сапогах».
Дополнительное чтение. Индийская сказка «Золотая рыба».
Дополнительное чтение: Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес».
Проверь себя.
Тест.
Летнее чтение.
Резерв
Основные виды деятельности
Формулировать
умение выразительно, красиво, правильно и быстро читать по ролям, отвечать четко и правильно на вопросы, читать по ролям; словесно рисовать прочитанное;
составлять текст по плану;
определять от какого лица ведется повествование;
находить опорные слова.
15