Методические рекомендации по проведению практических занятий Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам
ГАПОУ ТО
«ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению практических занятий
Темы: Требования к ведению и оформлению учебной документации
Основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры
МДК 01.01. Методика обучения предмету «Физическая культура»
ПМ.01. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам
для специальности
49.02.01 «Физическая культура»
Тюмень 2015г.Пояснительная записка
Темы: «Требования к ведению и оформлению учебной документации», «Основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры» МДК 01.01. Методика обучения предмету «Физическая культура» ПМ.01. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам являются практикоориентированными и предполагают выполнение 12 практических работ, рассчитанных на 16 часов, представленных в данных рекомендациях.
Практические работы имеют однородную структуру, включающую список основных и дополнительных источников для теоретической подготовки к работе, комплексную цель, перечень необходимых материалов, рекомендуемую форму работы студентов. Во всех работах предусмотрены задания продуктивного уровня и продуктивного характера.
Итогами выполнения практических работ являются: созданные модели различных типов уроков, разработки макетов программ дополнительных учебных курсов, компьютерные презентации учебных занятий, рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности (рейтинг, портфолио), сценарии мероприятий с участием родителей и др.
Практические занятия призваны способствовать развитию у студентов аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических умений и рефлексивных способностей. Их главная функция – отработка профессиональных умений и навыков и применение знаний на практике, поэтому занятия проводятся в форме деловых игр, дискуссий, презентаций и других активных форм и методов обучения.
Логика построения практических занятий опирается на принципы комплексности и интегративности профессиональной подготовки, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода с опорой на опыт эмоционально-ценностного отношения и творческой деятельности преподавателя и студента.
Студентам предоставляется право выбора формы проведения учебного занятия. Форма обсуждается с позиций методической целесообразности и стимулирования познавательной активности студентов.
Тема: Требования образовательного стандарта предмета «Физическая культура».
Комплексная цель:
знать: значение предмета «Физическая культура» в общем образовании, требования образовательного стандарта учебного предмета «Физическая культура»;
уметь: ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;
владеть: навыками анализа структуры и содержания образовательных стандартов начального, среднего, основного (полного) по физической культуре.
Ход занятия
1 задание - Изучение нормативно-правовых основ содержания образования, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе, Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты).Составить словарь основных терминов, встречающихся в статье 2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации: федеральный государственный образовательный стандарт, образовательный стандарт, федеральные государственные требования, общее образование, обучающийся, качество образования и т.д.).Определить назначение и основные функции ФГОС. (Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты).2 задание – Изучение ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования по физической культуре.
Содержание работы:
- изучить цели освоения физической культуры;
-изучить обязательный минимум основных образовательных программ;
-определить содержание основных видов деятельности обучающихся;
-проанализировать требования к уровню подготовки выпускника начальной, средней, основной (полной) школы (к знаниям, умениям, использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни).
3 задание – Общегрупповая дискуссия на основе ключевых проблем темы:
О причинах возникновения образовательных стандартов.
Подходы, лежащие в основании современных ФГОС.
ФГОС как определитель качества образования.
ФГОС как нормативное основание качества подготовленности выпускника учебного заведения к будущей учебной/профессиональной деятельности.
Преемственность ФГОС, ФГОС СПО и ФГОС ВПО: в чем она должна заключаться и как этого добиться.
Причины разработки образовательных стандартов нового поколения.
4 задание (дополнительное) – Сравните два документа: ФГОС 2003г. и ФГОС 2010г. В каком направлении произошло совершенствование ФГОС 2010г.?
Основная литература
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Образовательные стандарты: образовательный стандарт основного общего образования по физической культуре, стандарт начального общего образования по физической культуре, образовательный стандарт среднего (полного) образования по физической культуре.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Дополнительная литература
Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.Б. Кайнова. – М.: Инфра – М, 2009. – 205 с.
Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. Практикум. М., Академия. 2008. – 160с.
Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Велби Проспект, 2010. – 432 с.
Цыркун, И.И., Дубовик, М.В. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум. Минск, «Тетрасистемс». 2010 – 224с.
Тема: Изучение и анализ программ средних общеобразовательных учреждений
Комплексная цель:
знать: основные концепции физического воспитания (физкультурного образования) школьников, требования образовательной программы учебного предмета «Физическая культура»;
уметь: анализировать структуру, содержание, особенности построения типовых и авторских программ учебного предмета «Физическая культура;
владеть: навыками разработки рабочих программ на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Ход занятия
1 задание – Изучение типовых и авторских программ по предмету Физическая культура (В.И. Ляха, И.А. Виннера, Т.В. Петровой, Ю.А. Копылова, Н.В. Полянской, С.С. Петрова, А.П. Матвеева).
2 задание – Анализ типовых и авторских программ по предмету Физическая культура (А.В. Полков, Е.Н. Литвинов).
Анализируя программу необходимо:
-выделить структуру, содержание, особенности построения программ по предмету Физическая культура;
- сравнить типовые программы по предмету Физическая культура различных авторов, выделив общие и отличительные черты программ;
Ответить на вопросы:
- в чем отличие типовых и авторских программ;
- удалось ли автору найти приемлемое решение проблемы целеполагания в обучении (усвоение знаний, умений, навыков и развития определенных качеств личности обучающихся), а также соблюсти иерархию целей;
- как изменено содержание авторского курса в сравнении с базовым (исключены или наоборот добавлены некоторые факты, понятия, теоретический материал и связанные с ним специальные умения, мировоззренческие позиции обучающихся, соблюдено ли соотношение уровней предъявленного содержания и требования к результатам усвоения);-какова технология обучения, представленная в анализируемой программе;
- в какой мере она стимулирует развитие познавательных потребностей и мотивов учебной деятельности;
- как авторская программа вписывается в учебный план общеобразовательной школы?
3 задание (дополнительное) – Составьте макет программы дополнительного учебного курса по физической культуре.
Программа должна:
-выражать определенные дидактические принципы в виде конкретных требований относительно того, как изучать предполагаемый программой материал и чего должен добиться преподаватель;
- соответствовать установленному ФГОС, парадигме образования;
-быть конкретна, чтобы могла быть реализованной в реальном учебном процессе;
-предполагать единство содержания образования и обучения.
При составлении макета программы определите степень ее новизны, сформулируйте методическую идею, которая будет положена в ее основу, и базисную педагогическую концепцию.
Необходимо, чтобы программа была построена в соответствии с принципом модульности, т.е. логической взаимосвязи ее структурных элементов.
В объяснительной записке кратко, обоснованно раскройте цели программы, предмет изучения, особенности методов и организации форм обучения, структуру учебных занятий.
В основной части опишите изучаемый материал, соблюдая принцип тематизма, раскройте методический аппарат программы, средства обучения, характер ожидаемых результатов (должен знать…, должен уметь…).
Продумайте акт экспертизы программы, сформулируйте вопросы, на которые будет обращено внимание во время защиты концепции программы.
Задание 4 (повышенной сложности) Вопросы и упражнения.
Возможно ли составление общей рабочей образовательной программы, учитывающей все ученические индивидуальные программы?
Приведите примеры педагогических проблем, решить которые можно на этапе составление учителем рабочей программы.
Какие проблемы позволяет решать составление учениками индивидуальных программ по учебным предметам?
Приведите пример трех целей: ученика, учителя и их совместной деятельности по отношению к одному образовательному объекту.
Основная литература
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия В.И. Ляха 1 – 4 классы. М., 2012. – 64с.
Физическая культура. Гимнастика. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.А. Винер 1 – 4 классы. М., 2011. –31с.
Физическая культура: программа: 1 – 4 классы /Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. - М., 2012. –48с.
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия В.И. Ляха 1 – 4 классы. М., 2012. – 64с.
Дополнительная литература
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]: научно-теоретический журнал / Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. – Режим доступа к журн.: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK.
Тема: Анализ и составление тематического планирования учебного материала (на четверть/полугодие/год)
Комплексная цель:
знать: логику планирования при обучении предмету «Физическая культура»; требования к ведению и оформлению учебной документации;
уметь: анализировать учебно-тематические планы, разрабатывать предложения по их совершенствованию; определять цели и задачи, планировать учебные занятия по физической культуре;
владеть: навыками разработки учебно-тематических планов на основе образовательного стандарта и комплексных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Ход занятия
1 задание – Проанализировать предложенный для ознакомления календарно-тематический план, сформулировать выводы и предложения по его усовершенствованию.
2 задание – Составить календарно-тематический план по физической культуре для обучающихся определенного возраста (по выбору) на четверть, полугодие, год.
При планировании учебного материала придерживайтесь структуры, представленной в виде таблицы.
ФОРМА КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Номер урока Наименование раздела программы Тема урока Количество часов Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся) Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) Вид контроля. Измерители Элементы дополнительного (необязательного содержания) Домашнее задание Дата проведения
Планируемое Фактическое
Базовая часть (инвариативная)
Гимнастика
Акробатика
Подвижные игры
Баскетбол
Волейбол
Футбол
Гандбол
Борьба
Плавание
Лыжная подготовка
Кроссовая подготовка
Вариативная часть
Санки
ДартсНастольный теннис
Бадминтон
Атлетическая гимнастика
Аэробика
Заполняется согласно разделу программы
По легкой атлетике
метание мяча;
спринтерский бег;
прыжок в длину;
прыжок в высоту;
длительный бег.
Вводный
Обучения
Закрепления
Совершенствования
Комбинированный
Смешанный
Зачетный
Контрольный
Теоретический
Тестирование
Знать
Понимать
Овладевать
Уметь:
- находить
- объяснять
- сравнивать
- обобщать
- выявлять
- составлять
и выполнять
- разрабатывать
- демонстрировать
- применять
- организовывать
- прогнозировать
- проводить
- оказывать
- контролировать
- вести
- взаимодействовать
- устанавливать межпредметные связи Тестирование
- тесты уровня ФП (30м., 3*10, прыжок, наклон, подтягивание, бег шестиминутный); зачетные экзаменационные тесты.
Учебные нормы
Опрос:
- устный;
- письменный (реферат)
Демонстрация:
- умения;
- навыка;
- техники Основная литература
Киселев, П.А. Справочник учителя физической культуры / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239с.
Физкультура: поурочные планы. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс /авт. – сост. Бондаренкова, Г.В./Коваленко, Н.И., Уточкин, А.Ю., Виненко, В.И. – Волгоград: Учитель, 2008. – 217с.
Дополнительная литература
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Теория и практика физической культуры [Электронный ресурс]: научно-теоретический журнал / Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. – Режим доступа к журн.: http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK.
Тема: Разработка планов – конспектов уроков
Комплексная цель:
знать: требования к современному уроку физической культуры; требования к ведению и оформлению учебной документации;
уметь: находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимые для подготовки к урокам физической культуры; использовать различные методы и формы организации учебных занятий по физической культуре, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности обучающихся;
владеть: навыками определения целей и задач уроков, планирования уроков.
Ход занятия
Задание 1.
1. Из составленного на практическом занятии календарно-тематического плана (или предложенного на ознакомление), выбрать одну из тем, определить цель и задачи урока.
2. Составить план проведения урока.
3. Оформить план-конспект урока, в котором обязательно указать: класс, тему занятия, задачи урока, тип урока, место проведения, оборудование и инвентарь.
При оформлении плана-конспекта урока с выделением структурных частей (подготовительной, основной, заключительной), временными затратами, методическими указаниями придерживайтесь структуры, представленной в виде таблицы.
Часть урока Содержание Дозировка Организационно-методические указания
Объем
Интенсивность План-конспект урока должен обязательно отражать:
обучение учащихся (повторение) правилам безопасного поведения - указать их специфику;
основные этапы урока с указанием временных рамок, заданий для учащихся, форм организации учебной деятельности учащихся;
дозировку нагрузок;
формы, методы и критерии (нормативы) контроля знаний и умений;
формы текущей аттестации (устная или практическая);
Основная литература
Киселев, П.А. Справочник учителя физической культуры / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239с.
Физкультура: поурочные планы. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс /авт. – сост. Бондаренкова, Г.В./Коваленко, Н.И., Уточкин, А.Ю., Виненко, В.И. – Волгоград: Учитель, 2008. – 217с.
Дополнительная литература
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Электронный ресурс – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
Сообщество взаимопомощи учителей Электронный ресурс – Режим доступа: http://pedsovet.su/Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Тема: Разработка планов-конспектов нетрадиционных уроков по физической культуре.
Комплексная цель:
знать: содержание, методы, приемы, средства и формы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, логику и критерии их выбора; требования к современному уроку физической культуры, требования к ведению и оформлению учебной документации;
уметь: находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимые для подготовки к урокам физической культуры;
использовать различные методы и формы организации учебных занятий по физической культуре, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности обучающихся;
владеть: навыками определения целей и задач урока, планирования нетрадиционных форм проведения учебных занятий.
Ход занятия
1 задание. Составить эстафету для учащихся определенного (по выбору) возраста по сюжету русских народных, волшебных или литературных сказок.
2 задание. Составить сценарий нетрадиционного урока по физической культуре для учащихся определенного (по выбору) возраста.
3 задание (дополнительное). Составить план-конспект урока по физической культуре с использованием нестандартных снарядов, приспособлений и тренажеров (тросы, подвесной кронштейн, подвижные вертикальные канаты и шесты для лазания, наклонные канаты с креплением в 3-4 точках, откидные наклонные гимнастические стенки, пристенное гимнастическое бревно, откидные барьеры, верёвочная лестница, подвижной «рукоход»; тренажёр для метаний, подвесные волейбольные мячи, пружинные устройства, кистевой тренажёр для развития силы, блочное устройство для облегчения усилий в подтягивании и при сгибании рук в упоре лёжа, разборные гантели весом до 8 кг. и пр.)
4 задание (повышенной сложности). Составить план-конспект урока по физической культуре с использованием танцев и танцевальных упражнений (малой, средней, большой подвижности).
Основная литература
1.Киселев, П.А. Справочник учителя физической культуры / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239с.
2.Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Современный урок. Части I, II. Издательство «Учитель» 2010 - 288с.
Дополнительная литература
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Электронный ресурс – Режим доступа: http://festival.1september.ru.
Сообщество взаимопомощи учителей Электронный ресурс – Режим доступа: http://pedsovet.su/.
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://window.edu.ru.
Тема: Разработка плана – конспекта урока с использованием современных педагогических технологий
Комплексная цель:
знать: содержание, методы, приемы, средства и формы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, логику и критерии их выбора; требования к современному уроку физической культуры, требования к ведению и оформлению учебной документации; основы развивающего обучения, дифференциации и индивидуализации обучения;
уметь: находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимые для подготовки к урокам физической культуры; использовать различные методы и формы организации учебных занятий по физической культуре, строить их с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности обучающихся;
владеть: навыками определения целей и задач урока, планирования уроков с использованием современных педагогических технологий.
.
Ход занятия
Задание 1. Разработать план – конспект урока с использованием современных педагогических технологий. План урока пишется в краткой форме по основным этапам урока, рекомендуется план представлять в виде таблицы следующего содержания:
Часть урока Содержание Дозировка Действия преподавателя по реализации технологии Организационно-методические указания
объем интенсивность Технология проблемного обучения
Проблема:
Проблемный вопрос:
Варианты решения:
1…
2…
3…
4…
Оптимальный вариант: 1+2+3
Технология дифференцированного обучения
Основания дифференциации: пол, каналы восприятия, пол, психоматические типы и темпераменты, уровень физической подготовленности и др.
Технологии личностно-ориентированного обучения
Индивидуальные цели
Развиваемые способности
Личностно-ориентированное содержание образования - образовательный продукт
Интенсивные технологии активизации обучения
Координация работ групп
Экспертная оценка содержания работы
Контроль выполнения норм и правил
Обратная связь: рефлексия В таблице указывается домашнее задание, которое рекомендуется индивидуализировать по объему, сложности, творческой направленности, предложив обучающимся 3 уровня (минимальный, тренировочный, творческий).
Задание 2. Работа с компьютерными программами.
Содержание работы: выберите одну из форм компьютерных программ: дидактический тест, презентацию, фрагмент компьютерного занятия. Разработайте ее с учетом содержания предмета «Физическая культура» и возрастных особенностей. Обсудите с сокурсниками.
Задание 3 (дополнительное). Составление психологического портрета ученической группы (социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-личностные признаки).
Задание 4 (повышенной сложности). Разработать план – конспект личностно-ориентированного урока.
Основная литература
1.Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии. М., 2010. – 431с.
2.Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. М., 2009. – 192с.
3.Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум/ под. ред. И.И. Цыркуна, М.В. Дубовик. Минск, 2010 – 224с.
Дополнительная литература
1.Юнина, Е.А. Технологии качественного обучения в школе: учебно-методическое пособие / Е.А. Юнина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 224 с.
2.Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: учебное пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 92 с.
3.Хуторской, А.В. Методика личностно – ориентированного обучения. М., Владос - Пресс. 2008.
4.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., Питер. 2008.
Тема: Системный анализ урока по физической культуре
Комплексная цель:
знать: логику анализа урока физической культуры; требования к современному уроку физической культуры; содержание, методы, приемы, средства и формы организации деятельности обучающихся на уроках физической культуры, логику и критерии их выбора;
уметь: оценивать постановку целей и задач урока; определять педагогические возможности и эффективность применения различных методов, приемов, методик, технологий, форм организации обучения;
владеть: навыками наблюдения, анализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.
Ход занятия
Задание 1. Наблюдение учебного занятия в колледже.
Для занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам: просмотрите видеозапись учебного занятия в колледже или используйте заметки об учебных занятиях во время производственной/учебной практики. Задание 2. Проанализируйте занятие по предложенной схеме.
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
I.Общие сведения.
Преподаватель______________
Группа_________________
Дата проведения_____________
Число занимающихся по списку ___________
Присутствовало _________
II. План-конспект урока.
Наличие плана-конспекта
Соответствие рабочему плану
Правильность оформления
Соответствие задач урока программным требованиям, конкретность, посильность, грамотность.
Содержания конспекта в подборе средств, их многообразие и соответствие назначению подготовительной, основной, заключительной частей урока, учет психофизиологических, педагогических закономерностей обучения, уровня физического развития и физической подготовленности, использование методов в соответствии с задачами урока и стадией обучения.Содержательность организационно-методических указаний.
III. Оценка качества проведения урока.
Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние Обеспечение техники безопасности
Пунктуальность начала и окончания урока
Внешний вид учителя: жесты, мимика, общение
Дисциплина и активность занимающихся
Выбор места учителем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока
Целесообразность использования площадки, эффективность использования инвентаря и оборудования
IV. Методический аспект.
Реализация обучающих, совершенствующих и развивающих задач на уроке
Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии)
Методическая ценность и качество применения специальных методов ФК
Методическая ценность и качество показа упражнений. Предупреждение и исправление ошибок
Соответствие содержания, методов и приемов обучения в соответствии с задачами урока
Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной).
Реализация ключевых подходов на уроке (дифференцированного, личностно-ориентированного, деятельностного, практико-ориентированного).
Использование методов стимулирования. Разнообразие методов и приемов
Соблюдение дидактических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности.
Плотность урока:
общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная)
моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке, это зависит от задач урока)
Физиологическая кривая занятия
Какие специально намеченные планом физические качества развивались?
V. Выводы.
Эффективность решения поставленных задач на уроке. Ценность занятия с точки зрения физического развития. Образовательная ценность занятия. Воспитательная ценность занятия. Указать положительные моменты в работе учителя. Недостатки и ошибки, допущенные в процессе образовательной деятельности. Общая оценка проведенного урока (соответствие урока поставленным целям и задачам, наличие объективных и субъективных причин, мешающих качественному проведению урока, трудности, возникшие в ходе занятия, и способы их устранения учителем и т. д.).
«___» ____________ 20__ г.
Подпись проводившего анализ урока__________________________
Задание 2 (дополнительное) Дайте общую оценку урока: степень достижения целей, логическая стройность и законченность урока, элементы творчества учителя. Составьте предложения и рекомендации по совершенствованию организации урока, методическому обеспечению урока.
Задание 3 (повышенной сложности) Используя методику анализа урока с позиции личностно- ориентированного образования оцените данный урок с точки зрения экологии урока.
1. Состояние здоровья учащихся класса, его учета на уроке.
2. Какое настроение было у детей. Не возникали ли акты агрессии, подавленности, неудовлетворенности, пассивности. Что было причиной и не переутомились ли дети.
3. Достаточно ли были загружены ученики и пережили ли они радостное чувство успеха.
4. Эргономические условия.
5. Доброжелательность, сердечность, душевность, взаимная забота учителя и учеников - с каким настроением ушли с урока учитель и учащиеся?
Основная литература
Киселев, П.А. Справочник учителя физической культуры / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 239с.
Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. М., Педагогическое общество России. 2008.
Дополнительная литература
Теория обучения: учебное пособие/под. ред. Г.И. Ибрагимова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 383с.
Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.Б. Кайнова. – М.: Инфра – М, 2009. – 205 с.
Тема: Рейтинговая система оценивания образовательных результатов обучающихся
Комплексная цель:
знать: средства контроля и оценки качества образования; психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры;
уметь: оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура»;
владеть: способами осуществления контроля и оценки процесса и результата образования.
Ход занятия
Дискуссия в сочетании с игровым моделированием.
Этап 1. Актуализация знаний по теме «Основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры».
Содержание работы.
1.Функции и виды контроля.
2. Принципы построения оценивания знаний.
3. Этапы технологии контроля.
Этап 2. Организация работы «Творческой лаборатории преподавателей». Выдвижение проблемы исследования – проблемы совершенствования оценивания и форм контроля учебной деятельности школьников.
Направления решения проблемы.
Пути внедрения рейтинговой системы оценивания в учебном процессе общеобразовательной школы.
Современные педагогические условия и психологизация контрольной проверки в общеобразовательной школе.
Новые подходы в организации оценивания образовательных результатов учащихся.
Познавательная активность школьников и традиционные формы контроля знаний.
Форма организации студентов – групповая.
Игровая ситуация: представьте себя в роли преподавателя, работающего в одной из «Творческих лабораторий» с целью совершенствования системы оценивания образовательных результатов учащихся и введения рейтинга.
Руководитель группы разбивает членов группы по функциональным обязанностям; представляет защиту своих методических позиций; публично выдвигает вопросы, подлежащие обсуждению по данному перспективному направлению.
Рецензент: оценивает качество представленных рекомендаций; оценивает деятельность сотоварищей по группе; дает оценку-анализ «Творческой лаборатории».
Преподаватель-оппонент по ходу обсуждения задает вопросы представителям групп для определения позитивных и негативных сторон в составленной рекомендации.
Творческая группа преподавателей принимает непосредственное участие в разработке рекомендаций.
Консультант уточняет и направляет работу всех групп.
Этап 3. Организация дискуссии-обсуждения.
Содержание работы: члены группы составляют рекомендации. Обсуждение рекомендаций, составленной каждой творческой группой. Выдвижение новых проблем в обсуждаемых вопросах.
Этап 4. Подведение итогов занятия.
Выступление рецензентов, заключительное слово преподавателя.
Этап 5. Рефлексия участников.
Основная литература
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2.Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. М., Педагогическое общество России. 2005.
3.Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., Педагогическое общество России. 2007.
Дополнительная литература
Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М., Академия. 2008.
Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. Ростов н/Дону, Феникс. 2008.
Тема: Портфолио как способ аутентичного оценивания образовательных результатов учащихся
Комплексная цель:
знать: средства контроля и оценки качества образования; психолого-педагогические основы оценочной деятельности учителя на уроке физической культуры, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры;
уметь: оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся по предмету «Физическая культура»;
владеть: способами осуществления контроля и оценки процесса и результата образования.
Ход занятия
Задание 1. Проанализируйте педагогическую ситуацию и ответьте на вопросы:
Какие педагогические просчёты допущены учителями в оценивании знаний школьника?
Как влияет оценка на отношение ученика к учёбе?
Когда мой внук, пятиклассник, получил двойку по пению, меня это озадачило. Ведь он, параллельно со средней школой, учится в музыкальной, поёт там в хоре. Спрашиваю:- Как же так?- А я, дедушка, тетрадь по пению забыл.Вторую двойку внук получил по физкультуре. И снова непонятно. Парень – спортсмен, участник многих школьных соревнований. Оказалось, забыл принести лыжи. А третья двойка – по поведению - меня просто ошеломила. В те давние времена, когда я учился, не только «неудовлетворительно», но и «хорошо» было происшествием. Что же ужасного натворил внук?- Да ничего особенного, - отвечает классный руководитель, - вертелся на уроке.Единица по математике, размашисто выставленная «за грязь» в тетрадь, уже не удивила меня. Теперь, перелистывая дневник, в котором пестрят низкие отметки, недоумеваю, то ли мой внук действительно «съехал» в учёбе, то ли недисциплинирован и неряшлив.
Задание 2. Актуализация знаний по теме «Виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры».
Содержание работы:
1. Портфолио как современный способ оценивания образовательных результатов.
2. Виды портфолио.
3. Состав и структура портфолио.
4. Формирование портфолио ученика на основе компетентностного подхода.
Задание 3. Разработка проекта портфолио по предмету «Физическая культура».
Разработайте состав и структуру портфолио и отдайте на экспертизу своим товарищам. Экспертиза проходит по кругу: каждый участник получает листок с портфолио от своего соседа, делает замечания на его полях и возвращает владельцу, который их анализирует, готовясь к процедуре защиты портфолио.
Задание 4. Проведение защиты портфолио.
Содержание работы: проведите защиту портфолио по дисциплине методом микропреподавания (В.Оконь).
Методические рекомендации:
Работа проводится в парах, где один участник – экзаменатор, второй – экзаменующийся.
Нужно представить себе ситуацию защиты портфолио и обратить внимание на то, какова методика работы преподавателя и как должен вести себя воображаемый ученик.
После обыгрывания ситуации обучающиеся обмениваются впечатлениями.
Основная литература
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
2.Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику. М., Педагогическое общество России. 2005.
3.Шамова Т.И. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., Педагогическое общество России. 2007.
Дополнительная литература
1.Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М., Академия. 2008.
2.Китаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. Ростов н/Дону, Феникс. 2003.
Тема: Педагогическое просвещение родителей
Комплексная цель:
знать: формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющих, как субъектами образовательного процесса;
уметь: находить и анализировать информацию, необходимую для установления педагогически целесообразных взаимоотношений с родителями или лицами, их заменяющими;
владеть: способами подготовки и презентации отчетов, докладов, выступлений.
Ход занятия
Задание 1. Проанализируйте педагогическую ситуацию и ответьте на вопросы:
Какова роль современной семьи в воспитании подрастающего поколения?
Каковы задачи родителей в воспитании детей?
Как бы вы ответили занятому отцу?
Как школа помогает родителям в воспитании детей?
- Кому я тут понадобился? – высокий мужчина обвёл взглядом присутствующих в учительской.- Вы, Андрей Иванович? – навстречу ему поднялась пожилая женщина. – Здравствуйте. Я классный руководитель Вашего Славы. Пригласила Вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике. - Извините. Вы – учитель. Я Вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика – это Ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого на подмогу не зову.- Охотно верю. Однако воспитание Вашего сына не только наше дело, но и Ваше. Школа не всегда может…- А я могу? Вы работаете по три – четыре часа в день. А я восемь. Да ещё у Вас отпуск 56 рабочих дней. Так что моё дело кормить, а Ваше воспитывать…
Задание 1. Подготовьте одну лекцию для родителей о воспитании детей.
Задание 2. Составьте советы родителям по созданию благоприятной атмосферы в семье.
Задание 3. Разработайте план педагогического просвещения родителей по вопросам развития физической культуры личности/здоровьесбережения в (1 – 11 по выбору) классе.
Задание 4 (дополнительное) Познакомьтесь с планом работы родительского комитета школы, в которой вы проходили производственную практику.
Задание 5 (повышенной сложности) Разработайте концепцию журнала для родителей современного школьника и примерные рубрики. Используйте сайты и порталы, созданные в Интернете для родителей, школьных психологов.
Основная литература
1.Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. М.: Юрайт, 2012. – 314с.
2.Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Велби Проспект, 2010. – 432 с.
Дополнительная литература
1.Педагогика: учебник для бакалавров/под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 332с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
2.Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.: ил.
Тема: Организация и проведение классных родительских собраний
Комплексная цель:
знать: формы и методы взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими, как субъектами образовательного процесса;
уметь: находить и анализировать информацию, необходимую для установления педагогически целесообразных взаимоотношений с родителями или лицами, их заменяющими;
владеть: способами планирования взаимодействия с родителями или лицами, их заменяющими.
Ход занятия
Задание 1.Составьте план подготовки и проведения родительского собрания по решению конкретной проблемы.
Содержание работы: составьте план родительского собрания. Определите, какой фрагмент можно предложить для обыгрывания в студенческой аудитории. Проанализируйте его.
При планировании родительского собрания придерживайтесь структуры, представленной в виде таблицы.
План тематического родительского собрания
Вид родительского собрания Форма проведения Оборудование Содержание и ход родительского собрания Цель родительского собрания
Задание 2. Продумайте способ выяснения мнения родителей о проведенном родительском собрании. Определите форму установления обратной связи. Составьте анкету, экспресс-опрос и т.д.
Задание 3. Составьте перечень возможных поручений, форм участия родителей в учебно-воспитательной работе школы/класса.
Задание 4. Составьте примерный план работы с родительским активом на учебный год.
Задание 5 (дополнительное). Составьте план подготовки и проведения тематического занятия с родителями с использованием активных способов их деятельности.
Задание 6 (повышенной сложности). Составьте план подготовки и проведения одного из совместных дел родителей и детей.
Основная литература
1.Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. М.: Юрайт, 2012. – 314с.
2.Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Велби Проспект, 2010. – 432 с.
Дополнительная литература
1.Педагогика: учебник для бакалавров/под общ. ред. Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 332с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.
2.Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под. ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.: ил.