ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦДИСЦИПЛИН — КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ


ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СПЕЦДИСЦИПЛИН - КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УВАЛЕЕВА ДИНА ТУРЕКАНОВНА
Преподаватель экономических дисциплин
Костанайского гуманитарного колледжа
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого - педагогическую природу человека, отвечает его потребностям и интересам. Применение игровых технологий на занятиях спецдисциплин дает возможность преподавателю максимально активизировать познавательную деятельность и творческую активность учащихся, что способствует формированию и развитию профессиональных компетенций.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Учащиеся, являясь участниками дидактических игр, усваивают большее количество информации, основанной на примерах конкретной профессиональной деятельности, моделируемой в игре, приобретают практические навыки принимать ответственные управленческие решения в сложных производственных ситуациях.
Цели игры:
•Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности;
•Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
•Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
•Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
•Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
•В игре проявляется вся личность.
•Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Игра подразделяется по игровой методике следующим образом:
1.Предметная.
2.Сюжетная.
3.Ролевая.
4.Деловая.
5.Имитационная
Предметная игра – это игры с материалами и предметами, которые активно развивают необходимые движения рук
Сюжетные игры - это игры, где взрослый принимает непосредственное участие в их проведении, создает игровую обстановку с определенным сюжетом и поэтапно передает игровые умения, вовлекая в них учащегося.
Ролевая игра - способ моделирования психологической ситуации, вырабатывающий те или иные психологические и социальные навыки.
Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации
В условиях игры учащийся оказывается в ситуации, которая характерна для реальной профессиональной деятельности и ставит его перед необходимостью изменять свои установки, вырабатывать навыки аналитической деятельности, умения работать в коллективе, брать на себя ответственность за последствия принятых решений. Так же игровая деятельность способствует формированию и развитию новых, более эффективных коммуникативных навыков учащихся, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Игра как технология проведения урока заняла прочное место и уже выработались определенные принципы ее проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.
2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.
3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.
4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.
5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.
Нет ни одного педагога, который не стремился бы к вершинам педагогического мастерства в своей профессии. Ведь мастерство- это инструмент, без которого невозможны высокие результаты преподавательского труда, его эффективность и качество. Педагогическое мастерство обретается в повседневной работе: при проведении уроков, общении с детьми.
Существуют достаточно много работ, освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся. Поэтому необходимо поставить перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках спец.дисциплин.
Готовя очередной урок, всегда ищем что-то необычное, оригинальное из жизни, чтобы поддержать постоянный интерес учащихся к предмету. Думая о завтрашнем уроке, прежде всего представляем неформальных лидеров. Именно они определяют реакцию большинства на задумки. Стараемся этих учащихся заинтересовать, не оставлять безразличными. Однако, всегда нужно помнить, что для того чтобы учащимся было интересно учиться, вовсе необязательно развлекать учащихся и постоянно придумывать что необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах учащихся, в их ощущении роста, движения, достижении трудного. Вчера не понимал- сегодня понял. Вчера не умел- сегодня научился. Вот в чем счастье!
С учащимися колледжа проводятся ознакомительные деловые игры, приучающие учащихся к необычным для них условиям работы. Проводятся деловые игры, на которых специально создаются сложные, почти стрессовые ситуации, приближенные к реальным. Например, деловые игры «Брейн-ринг», «Своя игра». В основном используются деловые игры с проблемным обучением. Конечно, это сложно, так как нужно четко знать, что учащимся известно, а что неизвестно, то есть выделить область неизвестного и целенаправленно отобрать известные факты. Далее методически обрабатывается момент перехода от известного к неизвестному. Многолетний опыт показывает, что этот момент является наиболее сложным для практического решения. Затем определяются способы решения проблемы и прогнозируются возможные ответы учащихся. Проблемное обучение предусматривает создания для учащихся проблемных ситуаций. Учащиеся вынуждены осознавать и формировать проблемы, вызванные данными ситуациями, решать эти проблемы в процессе активного взаимодействия с преподавателями. Умение увидеть и сконструировать проблему – важное качество будущего специалиста. Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность. Например, деловые игры- конкурсы. Игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к профессиональной деятельности и условие для продолжения учащимися процесса познания самостоятельно, вне колледжа. Игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной работе.
Таким образом, в условиях динамично развивающейся экономики необходим специалист нового поколения- высокопрофильная и компетентная личность, способная креативно мыслить, обладающая социальной мобильностью, индивидуальностью, умением принимать нестандартные решения и нести за них ответственность, поэтому главной задачей каждого педагога является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые обеспечивают максимальную эффективность в подготовке кадров конкурентоспособных на рынке труда.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. — Екатеринбург, 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
3. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А., Громыко Ю.В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения // Вестник высшей школы. — №7.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М., 2001.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. — М., 1987.
6. Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации // Педагогика и психология игры: Межвуз. сб. науч. трудов. — Новосибирск, 1985. .
7. Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся. Автореф. дис. док. пед. наук. — Казань, 1994.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры; Психология человеческой судьбы: Перевод с англ. — М., 1998.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1997.
11. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой.- М., 1977.
12. Бодале А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.
13. Новиков Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникаций. — М., 1984.
14. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. — М., 1996.