Доклад на тему: «НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сызранский медико-гуманитарный колледж»








Доклад на тему:
«НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»»







Выполнила: преподаватель
Захарова И.П.

















2016 г.





Во все времена для работодателей весьма актуальным был вопрос – кому из наёмных рабочих сколько платить. В наше время мы говорим о заработной плате работников, но разница в её размерах осталась. И очевидно, что определена эта разница главным образом квалификацией работника. Более высокая квалификация подразумевает способность выполнять более сложные работы с более высоким качеством, наличие более обширных и глубоких знаний, умений, специфических навыков, а это в свою очередь позволяет ожидать, что такой работник принесёт большую пользу (в коммерческом смысле – прибыль) организации в целом.
В настоящее время существует ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих»- справочник- это огромное собрание сочинений, насчитывающее на сегодняшний день более 70 томов (так называемых «выпусков»), над постоянным совершенствованием которого продолжают непрерывно трудиться институты и министерства. Справочник включает сведения о ВСЕХ, официально существующих на территории страны рабочих профессиях и видах работ.
Важен тот факт, что ЕТКС – не просто справочник, а – официальный документ, утверждаемый органами власти и имеющий в определённых аспектах силу закона.
Помимо ЕТКС существует ещё ЕКС – «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Это аналог ЕТКС в непроизводственной сфере. Таким образом, ЕКС является сборником квалификационных характеристик должностей работников непроизводственной сферы: торговли, разнообразных госучреждений, образования, научных и тому подобных организаций.
Изменяющийся рынок труда требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов, которая активно обсуждается на «высшем уровне» и, как следствие, в ближайшее время  в российском трудовом законодательстве появится новый институт – институт профессиональных стандартов.
Следует отметить, что подобная ситуация складывается не только в России. В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Лишь пять из них, в том числе Россия, осуществляют разработку НКС, NQF самостоятельно, для всех остальных Всемирным банком и Европейским союзом в рамках ряда программ,  выделяются «донорские материалы и средства».
NQF в Европе представлена рамкой квалификаций, которая содержит количество уровней квалификаций в стране (в разных странах по разному, от 1 до 10); профессиональные стандарты, включающие в себя описание требований к работнику – в виде знаний, умений и навыков, разнесенных по уровням рамки квалификаций, список профессий/квалификаций и программами профессионального обучения, формирующими определенный набор компетенций.
 По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы.
Россия  же  самостоятельно существенно продвинулась в создании национальной системы квалификаций. Во многом благодаря  Министерству образования и науки РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), которые разработали проект макета профессионального стандарта (национальной рамки квалификаций) для России, создали Национальное агентство развития квалификации ( НАРК) и через ВУЗы пытаются «уговорить» работодателей разработать отраслевые профессиональные стандарты.
Профессиональный стандарт – это многофункциональный  нормативный документ, определяющий некий квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии).
Предполагается, что в России, как и в Европе, стандарты  предстанут в роли посредника между системой подготовки рабочей силы и ее использованием в конкретных видах экономической деятельности (далее – ВЭД).
Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:
-  конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;
- необходимой частью решения  широкого  круга  задач  в  области    управления  персоналом (разработки  стандартов  предприятия,  систем  мотивации  и  стимулирования персонала,  должностных  инструкций);   
- тарификации  должностей; отбора и подбора  персонала, планирования карьеры;
- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов)  экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к  содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований  должностей,  упорядочивание  видов  трудовой деятельности и пр.);
- проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;
- важным фактором при увольнении – в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).
При этом нельзя не отметить, что профессиональные стандарты нужны не только работодателю, они будут являться основой формирования государственных  образовательных стандартов и программ  всех  уровней  профессионального  образования,  в  том  числе обучения  персонала  на  предприятиях,  а  также  для  разработки  учебно-методических материалов к этим программам;  установления квалификационных уровней.

Одной из принципиальных особенностей новых образовательных стандартов является то, что они строятся не на базе «квалификационного» подхода к подготовке специалистов, используемого сегодня, а на основе «компетентностного», предполагающего участие в его формировании работодателей, общественных и профессиональных объединений. Кроме того, новый стандарт окончательно закрепляет требования к результатам освоения образовательных программ трех уровней: бакалавра, специалиста и магистра.
Переход к компетентностному подходу в европейском образовании начался уже в конце XX столетия. Так, в документе ЮНЕСКО 1997 г. говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» В России идет переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Причем два последних понятия, хотя и связаны, но не идентичны. Компетентность понимается как совокупность знаний, умений, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция это формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам специалиста и его должностным обязанностям. Таким образом, компетентность в первую очередь, набор личностных и профессиональных способностей специалиста, а компетенция определяется прежде всего функциональной составляющей его деятельности в заданных условиях производственной среды.
Разработка новых стандартов и последующее их вступление в силу, а также формирование единого европейского пространства согласно принципам Болонской декларации требуют уже сегодня существенных изменений как в содержании, так и в технологии образовательного процесса с ориентацией на подготовку компетентного, а не только квалифицированного специалиста; разработки системы и технологии сертификации профессиональных квалификаций выпускников всей образовательной цепочки подготовки кадров; выработки принципов адекватной оценки уровня их конечной подготовки.
Сертификация профессиональных квалификаций с целью присвоения квалификации является неотъемлемой частью выстраиваемой в настоящее время в России системы менеджмента качества в образовании, в частности, в профессиональном образовании. Сертификация является элементом Национальной системы квалификаций, составные части которой: национальная рамка квалификаций; профессиональные стандарты; образовательные стандарты.
Национальная рамка квалификаций это организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровне, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании. Национальная рамка квалификаций РФ (НРК РФ) создает условия для обращения при разработке стандартов не к рамке Европейской системы квалификаций (ЕСК), а к ее адаптированной и конкретизированной для России версии.
Система квалификаций в общем виде определяется как комплекс мероприятий, направленных на признание результатов обучения. НРК является одной из многих характеристик системы квалификаций и ее основой.
Создание НРК в образовании РФ имеет целью соотнести ступени образования, закрепленные Законом РФ «Об образовании», с уровнями квалификаций рамки ЕСК. Рамка ЕСК состоит из 8 уровней, описанных в терминах ответственности и самостоятельности. НРК РФ включает все квалификации от начальной до послевузовской ступени образования в соответствующей иерархии, отвечая инфраструктуре системы образования РФ, определяемой в Законе «Об образовании» и насчитывает 9 уровней, описанных также в терминах ответственности и самостоятельности. Это способствует обеспечению преемственности всех квалификаций и придает НРК РФ национальный характер.
Главной задачей Национальной рамки квалификаций РФ является сопряжение сферы труда и сферы образования. Этим объясняется выбор компетентностного подхода к созданию НРК РФ, разработка которой велась по распоряжению Министерства образования и науки РФ.
Рынок труда формирует профессиональные (квалификационные) стандарты, которые описывают профессиональные компетенции. Стандарты профессионального обучения и образования (образовательные стандарты) находятся в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и занятости и сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования.
Профессиональный стандарт многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в области конкретного вида экономической деятельности (область профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям. Структурно состоит из отдельных единиц, соотносимых с трудовыми функциями.
Профессиональный стандарт предназначен: для проведения оценки квалификаций и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также разработки учебно-методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом; проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида/ов экономической деятельности.
Именно профессиональным стандартом задаются ориентиры для образовательных стандартов, а также критерии для оценки квалификации и сертификации выпускников учреждений профессионального образования.
Проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации ( НРК РФ) был разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации МФ-П44-2848 от 21 июня 2006 г.“О разработке проекта национальной системы квалификаций Российской Федерации с учетом Европейской системы квалификаций и определения в ней места начального и среднего профессионального образования”.
В 2007 г. Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках Соглашения о взаимодействии от 25 июня 2007 г. была создана совместная Координационная комиссия для внесения в указанный проект изменений, отражающих отечественный опыт применения дескрипторов НРК РФ; замечания и предложения по совершенствованию проекта Национальной рамки квалификации Российской Федерации отечественных и зарубежных экспертов. В 2008 г. проект НРК РФ был опубликован в качестве совместных рекомендаций Минобрнауки России и РСПП образовательным организациям, органам управления образованием и объединениям работодателей.
Предлагаемые в рекомендациях дескрипторы квалификационных уровней и описание путей их достижения успешно использовались при разработке в 2008-2012гг. профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
НРК РФ легла в основу разработки отраслевых рамок квалификаций, организованной Минздравсоцразвития России в соответствии с подпунктом «б» пункта 1перечня Поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № Пр-911..
Проект НРК РФ представлялся на рассмотрение участников:
международного семинара-конференции “Болонский процесс: опыт работы по разработке международных подходов в создании единых образовательных стандартов”, проведенного 22-26 октября 2007 г. в Берлине;
международной интернет-конференции “Качество профессионального образования и требования рынка труда”, проведенной в июне 2008 г.;
встречи национальных экспертов по вопросу развития национальных систем квалификаций Болонского процесса, проведенной 9-10 ноября 2009 г. в Страсбурге (Совет Европы);
Всероссийского профессионального конкурса “Инноватика в образовании”, проведенного в мае 2010 г. в Москве (НРК РФ награждена дипломом конкурса).
Кроме того, информация об НРК РФ вошла в Национальный доклад Российской Федерации, представленный в рамках Болонского процесса за 2008 г.
С учетом результатов обсуждения и опыта использования проекта НРК РФ в период 2011- 2012 гг. была подготовлена ее вторая редакция, учитывающая также официальные отзывы и предложения международных экспертов (Тимо Куусела, European Training Foundation; Майкла Коулза, Qualifications and Curriculum Authority и других).
Вторая редакция проекта НРК РФ рассмотрена и одобрена участниками:
совещания совместной Координационной комиссии Минобрнауки России и РСПП “О внедрении проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации”, проведенного 6 февраля 2012 г. в Москве;
симпозиума ASEM по профессионально-техническому образованию “Внедрение рамок квалификаций в практику: вызов, развитие, решение”, проведенного 27-28 февраля 2012 г. в Берлине;
конференции Восточно-азиатского саммита технического и довузовского профессионального образования и обучения по вопросам развития рамки гарантий качества, проведенной 26-27 марта 2012 г. в Канберре.
Публикации проекта НРК РФ:
1. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. – М., 2008;
2.Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках)/ Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. – М., 2010;
3. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках)/ Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. – М., 2012.

Общие положения
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (далее – НРК РФ) является составной частью и методологической основой разработки нормативной документации, обеспечивающей функционирование Национальной системы квалификаций Российской Федерации.
НРК РФ применяется в целях:
международной и межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
разработки отраслевых рамок квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов;
планирования различных траекторий образования граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста.
В таблицах 1 и 2 представлены:
дескрипторы квалификационных уровней;
пути достижения квалификационных уровней.
Дескрипторы квалификационных уровней представляют собой краткое обобщенное описание компетенций, характера умений и знаний работника, объединенных по показателям широты его полномочий и ответственности, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель «Характер знаний» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний.
Пути достижения квалификационных уровней показывают типичные для современной России перспективы развития квалификации человека в течение всей его жизни. Пути достижения каждого квалификационного уровня могут изменяться и дополняться по мере развития организационных форм образования и обучения, а также механизмов признания их результатов в системе профессионального образования и обучения страны.
При разработке отраслевых рамок квалификаций и установлении единых требований к квалификации дескрипторы и пути достижения каждого квалификационного уровня могут быть конкретизированы и (или) изменены путем введения дополнительных показателей, учитывающих специфику конкретного вида экономической деятельности.

Определения терминов, использованных в НРК РФ
Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ)

Комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. НСК РФ, помимо НРК РФ, может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ)
Документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории Российской Федерации; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования

Отраслевая рамка квалификаций
Документ, определяющий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели НРК РФ и другие значимые для отрасли показатели;

Квалификационный уровень
Совокупность квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные НРК РФ (отраслевой рамкой квалификаций)

Дескриптор

Обобщенное описание требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника, дифференцируемым по показателям сложности и наукоемкости деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней

Квалификация

Готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.)

Компетенция

Готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовых функций

Профессиональный стандарт
Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Формальное образование
Образование, полученное в аккредитованном образовательном учреждении

Неформальное образование
Образование, полученное на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы

Спонтанное (информальное) образование
Образование, полученное в результате практического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т.п.

Задание
Порученная работа, серия рабочих действий, которые должны привести к определенному результату за установленный период времени

Задача
Проблемная ситуация с явно заданной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которую необходимо достичь в определенных условиях. Типовая задача решается один раз, после чего успешное базисное решение фиксируется и тиражируется до тех пор, пока не появится более успешное. Термины «знакомая задача», «знакомое действие» отражают наличие у работника опыта их выполнения, в отличие от терминов «известная задача», «известное действие», которые подчеркивают социальный характер соответствующего знания.


Дескрипторы квалификационных уровней
Таблица 1
Уровни
Широта полномочий и ответственность

Характер умений
Характер знаний

1 уровень
Деятельность под руководством.
Индивидуальная ответственность
Выполнение ограниченного круга стандартных (простых) заданий, обычно физический труд
Применение обыденных (житейских) знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

2 уровень
Деятельность под руководством с проявлением
самостоятельности при выполнении знакомых заданий.
Индивидуальная ответственность
Выполнение ограниченного круга стандартных (простых) заданий
Выбор способа действия по инструкции
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
Применение значительного объема специальных знаний

3 уровень
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач.
Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи.
Индивидуальная ответственность
Выполнение разнообразных заданий
Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта.
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач
Применение значительного объема специальных знаний.


4 уровень
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач.
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
Решение различных типов практических задач.
Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач.
Применение значительного объема специальных знаний
Самостоятельная работа с информацией

5 уровень
Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

6 уровень
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации


7 уровень
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур.
Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур.

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.
Разработка новых методов, технологий и т.п.
Понимание методологических основ деятельности.
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

8 уровень
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур.
Ответственность за результаты деятельности крупных институциональных структур.
Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.

9 уровень
Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами.
Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности
Ответственность за результаты деятельности в масштабе отрасли, страны, на международном уровне
Решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов.
Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Управление содержанием информационных потоков.


Пути достижения квалификационного уровня
Таблица 2
Квалификационный уровень
Пути достижения квалификационного уровня

1 уровень


Краткосрочное обучение или инструктаж.
Практический опыт, полученный в трудовой деятельности.
Требование к образованию: не ниже начального общего

2 уровень

Профессиональная подготовка (от 2 недель до 1 месяца).
Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности.
Требование к образованию: не ниже основного общего

3 уровень


Профессиональная подготовка (до одного года).
Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) без получения среднего (полного) общего образования .
Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности.
Требование к образованию: не ниже основного общего

4 уровень



Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Профессиональная подготовка (курсы до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы) или практический опыт (на базе полного общего образования).
Требование к образованию: среднее профессиональное образование

5 уровень


Программы подготовки специалистов среднего звена .
Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности (на базе полного общего образования).
Требование к образованию: среднее профессиональное образование

6 уровень


Бакалавриат.
Программы подготовки специалистов среднего звена (для отдельных областей трудовой деятельности, например, транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование)
Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом уровне Требование к образованию: высшее образование

7 уровень



Магистратура или
Подготовка специалиста. и (или)
Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.
Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом уровне
Требование к образованию: высшее образование

8 уровень


Программы подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, программы ассисентуры-стажировки Программы подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование
Практический опыт и профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне
Требование к образованию: высшее образование

9 уровень


Программы подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, программы ассисентуры-стажировки Практический опыт и общественно-профессиональное признание на российском и международном уровне


Литература.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (Проект)
Справка о ходе разработки проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации
Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации
ЕТКС – «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих»
Статья. Профессиональные стандарты на замену квалификационным справочникам Ольга Величко.
















Мђ Заголовок 2џђ Заголовок 415