Программа по профориентации Моя профессия — моё будущее
ПРОГРАММА
по профессиональной ориентации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых ЗУНов, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Выпускникам школы-интерната недостает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе.
В связи с этим возникает необходимость разработки новых подходов к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении продуктивной практической деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей: познание собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их при подготовке к профессиональному самоопределению. Очень серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники школы-интернатов, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. В подобной ситуации, главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляются к выбранной профессии и к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Эта проблема особенно остро стоит перед сельскими образовательными учреждениями, в особенности в отдаленных малочисленных поселениях ЯНАО. Как правило, выпускники школы-интерната теряются в быстро изменяющихся условиях города. Болезненно происходит процесс адаптации таких учащихся при обучении в учреждениях образования крупных городов России. Многие выпускники воспитанники школы-интерната после окончания школы возвращаются в тундру или, поступив в ВУЗы, СУЗы бросают не доучившись. Выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Профессиональное самоопределение представляет собой сложный, длительный и динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 1415 лет, лишь 1015% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: повысить уровень готовности воспитанников школы-интерната к профессиональному самоопределению и адаптации в обществе в современных социально-экономических условиях.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Развитие активности выпускников в профессиональном самоопределении при выходе на рынок труда.
Оказание помощи воспитанникам в определении их жизненных планов и выстраивании в соответствии с ними алгоритма действий.
Развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Повышение уровня информированности о социально-экономической ситуации и тенденциях на рынке труда.
АКТУАЛЬНОСТЬ состоит в том, что программа способствует успешной социализации выпускников школы-интерната через профессиональное самоопределение, безболезненную адаптацию в обществе в современных социально-экономических условиях.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
Профессиональная информация;
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание;
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональная консультация
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
ПРИНЦИПЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ:
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только с выпускниками.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости, общественных молодежных организаций.
Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
тематические беседы;
экскурсии на предприятия села Салемал;
анкетирование;
встречи с интересными людьми;
диагностика интересов и склонностей воспитанников;
знакомство с различными учебными заведениями через СМИ, использование интернет-ресурсов.
ОЖИДАЕМЫЙ КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
каждый выпускник определился в выборе профессии и целенаправленно занимается теми школьными предметами, по которым предстоит сдавать выпускные и вступительные экзамены;
увеличилось количество поступающих в учебные заведения (ПУ, СУЗы, ВУЗы);
успешно продолжают обучение в учебных заведениях страны и трудоустроены. (до 90% от поступающих)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№
п/п
Мероприятия
Исполнители
Сроки проведения
I
Знакомство с миром профессий
Анкетирование воспитанников «Мое профессиональное будущее»
Воспитатели
Сентябрь
май
Тематические беседы:
«Многообразие мира профессий»;
«Классификация профессий»;
«Пути получения профессий» (Уровни и формы образования, типы учебных заведений, условия приема и обучения)
Условия выбора профессий («Хочу», «Могу», «Надо»
Воспитатели
В течение года
«П Интерактивная игра «Профи-Ленд»
Педагог организатор
ноябрь
Диспут «У меня растут года, будет мне семнадцать...»
Соц. педагог
февраль
Круглый стол «Все профессии важны, все профессии нужны!»
Зам. директора по ВР интерната
апрель
Экскурсия на предприятия поселка с целью знакомства с профессиями.
Воспитатели, кл. руководители, руководители предприятий.
В течение года
Вечер встречи со студентами, выпускниками школы-интерната, специалистами поселка
воспитатели
Февраль
Сбор информации об учебных заведениях, оформление стенда
Зам. директора по ВР интерната
В течение года
II
I Познай себя
Диагностика интересов и склонностей по типам профессий и видам деятельности;
Диагностика склонностей характера к различным видам деятельности.
Кл. руководитель,
воспитатель,
педагог-психолог
октябрь
Тематические часы общения «Я познаю себя»:
«Тип темперамента и особенности его проявления в учебной и профессиональной деятельности». (Отличия людей по темпераменту. Тест Айзенка. Сильные и слабые стороны основных типов темперамента);
«Что я знаю о своих возможностях.» (Способности = биологические задатки + труд. У каждого человека есть способности или задатки. Понятие способностей общих и специальных. Уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность. "Окно Джогари". Опыт рефлексии: тест "Кто Я?" (в 10 позициях).
«Что такое характер. Сила воли. "Хочу" и "Должен". (Позиция взрослого: "Я хочу, поэтому я должен". Зависимость воли от развития интеллекта и культуры (духовности) человека. Как развивать волю. Определение способности к монотонной работе.)
«Мышление. Типы мышления.»(Пиктографический тест. Типы мышления. Образное (целостное), практическое и логическое (операционное) мышление. Тест интеллектуального потенциала (ТИП). Как развивать мышление.»
«Память: логическая, образная, слуховая, тактильная и двигательная» (Тест на определение типа памяти (логическая, зрительная, слуховая, кинестетическая). Запоминание, сохранение, воспроизведение - главные процессы памяти. Тест "Умеете ли вы работать быстро и внимательно". Как тренировать память. "Воронка Эббингауза".)
«Внимание и внимательность.Концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания» (Тест "Устойчивость внимания". Как тренировать внимание. Практическое занятие: "Муха".)
«Что такое личность. Личность как интегральная система отношений человека к внешнему миру и самому себе.» (Проективный тест Махони. Склонности и интересы в выборе профессии. "Карта интересов".)
«Что такое эмоции?» (Эмоциональное состояние. Положительные и отрицательные эмоции. Что такое стресс? Как управлять своими эмоциями. Приемы улучшения настроения. Тест эмоций "ЭСОП". Опросник Басса-Дарки (определение способа эмоционального реагирования).
Педагог- психолог, воспитатели, классные руководители, соц. педагог
В течение года
Тренинг «Как научиться жить в оптимальном режиме?»
Зам. директора по ВР интерната
апрель
III
Работа с родителями
Анкетирование родителей с целью выявления их осведомленности о профессиональных намерениях их детей.
Воспитатели, кл руководители.
Октябрь, ноябрь
Родительское собрание по теме:
«Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии»
Зам. директора по ВР интерната
декабрь
Индивидуальные беседы
Зам. директора по ВР интерната, воспитатели, кл. рук.
В течение года
IV
Обобщение работы по программе
Сборник воспитательных мероприятий по профориентационной работе
Зам. директора по ВР интерната, воспитатели
май
Сборник тестов
Педагог психолог
Май
Проверка уровня профессиональной готовности (опросник)
Зам. директора по ВР интерната
май
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОГРАММЫ
Воспитанники интерната,
обучающиеся 8-11 классов
Родители выпускников школы-интерната
Педагоги школы-интерната, педагог-психолог, соц.педагог
Активные участники программы обучающиеся 9,11 классов
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Виды ресурсов
Наименование
Нормативные
Закон об Образовании;
Закон « Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27 января 2000г.;
Трудовой кодекс;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Материально-
технические
База школы-интерната: мультимедиа, интернет-ресурсы
Кадровые
воспитатели;
педагог-психолог;
социальный педагог
Методические
Материалы в методическом кабинете, библиотеке школы-интерната
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«Моя профессия мое будущее»
Объект
Критерии
Показатели, содержание
Методики изучения
Нравственные ценности личности
Осознанный выбор воспитанниками профессии
1. Выбор профессии
Анкетирование
2. Изучение индивидуальных качеств личности
Система тренингов
3. Самореализация и самовыражение личности обучающихся
Анкетирование наблюдение
Отношение обучающихся
Уровень удовлетворенности обучающихся профориентационной работой в школе-интернате
1. Удовлетворенность обучающихся работой поданной проблеме
Анкетирование
2. Активность обучающихся на мероприятиях проводимых в рамках реализации программы
Наблюдение, анализ
3. Успешное поступление и обучение выпускников
Статистические данные
Отношение родителей
Уровень удовлетворенности профориентационной работой в школе-интернате
Удовлетворенность родителей обучающихся работой поданной проблеме
Анкетирование
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.
Бутко Е. Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России / Е. Я. Бутко // Профессионал. 1994. №3-4. С.3-18.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990. – 159 с.
Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. Пособие. - М.:Глобус, 2006.
Методические рекомендации по проведению профессионального информирования /Департамент ФГСЗН по Тамбовской области. Тамбов. 1997.38 с.
Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 1995. Вып. 3. 51 с.
Путь в профессию. Информационно методический материал к профориентационному курсу. - Кострома 2001.
Пряжников Н. С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н. С. Пряжников. М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. 328 с.
Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под. ред. Н. Б. Богдановой. М.: Российский учебный центр ФСЗ России, 1995. 170 с.
Заголовок 115