Выступление на заседании РМО воспитателей на тему:Коммуникативная культура взаимодействия воспитателей детей и родителей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6
Курского муниципального района Ставропольского края.







Тема: «Коммуникативная культура взаимодействия воспитателей, детей и родителей в дошкольном возрасте»


Выступление на заседании районного
методического объединения воспитателей
муниципальных дошкольных
образовательных учреждений
Курского муниципального района
воспитателя МДОУ №6 Курского района
Богаевской Елены Васильевны










х. Зайцев 2010 год
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и дошкольное образовательное учреждение в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучение детей. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного, делового контакта между семьей и дошкольным образовательным учреждением, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Слайд 3. Поэтому наш педагогический коллектив стремится к расширению контактов со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.
Слайд 4. В своей деятельности мы четко разделяем воздействие и взаимодействие. Воздействие – одно направленность влияния одного человека или группы на другого или других с целью его «их» изменения в определенном направлении. Взаимодействие – влияния поведения, мнения, действий родителей, педагогов и детей друг на друга в процессе совместной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщения их к культуре поведения, спорту, обучения детей. Взаимодействие предусматривает равную активность и равную степень взаимовлияния.
Слайд 5. Основное средство воздействия – пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов;
- организацию специальной передвижной выставки.

Слайд 6. И в устной форме:
-через индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- организацию встреч с различными специалистами;
- семинары- практикумы;
- посиделки за круглым столом.
В какой бы форме (письменной или устной) не было организованно взаимодействие с родителями, необходимо учитывать следующие положения:

Слайд 7. 1. В общении с родителями, во избежание психологических барьеров, воспитателю не следует использовать педагогическую терминологию, непонятную родителям.
2. Теоритическим знаниям нужно придавать прикладной характер.
3. В содержании мероприятий и материалов, адресованным родителям, должны присутствовать интересные задания, методы и приемы работы с детьми, которые могут быть ими заимствованы и использованы в домашней обстановке.

Слайд 8. Эффективным средством воздействия является посещение родителями открытых занятий, ознакомление с протоколами контрольно - срезовых занятий, также при ознакомленииродителей с данными заболеваемости детей. С согласия родителей изучается их опыт семейного воспитания и освещается на стенде в уголке для родителей. Взаимодействие родителей педагогов и детей во многом зависит от организационно-педагогической культуры дошкольного образовательного учреждения, степени доверия к нему родителей, их удовлетворенности пребыванием ребенка в нем.

Слайд 9. В настоящее коллективом разрабатывается модель взаимоотношения семьи и детского сада. При этом особенности такого сотворчества определяется прежде всего спецификой деятельности педагогического коллектива. Воспитателей и родителей объединяет забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка, его развитие, создание атмосферы доверия и личного успеха в совместной деятельности.

Слайд 10. Нами используется трехступенчатая модель взаимодействия ДОУ и семьи:
Создание общей установки на совместное решение задач по сохранению и укреплению здоровья детей;
Формирование единой стратегии сотрудничества;
Построение единого здоровьесберегающего образовательного пространства для гармоничного развития ребенка.
Первая ступень взаимодействия обеспечивает базовые условия сотрудничества. Для нас было важно найти подход к членам семьи ребенка, создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, круг семейных ценностей, традиции семейного воспитания.
Вторая ступень взаимодействия предполагает выработку у его субъектов единства подходов к воспитательной работе. Родители получают возможность познакомиться с условиями, созданными в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей. И увидеть, как реализуется система воспитательно – образовательной работы. Основой взаимодействия становиться активное сотрудничество педагогов и родителей.
На третьей ступени взаимодействия, на основе полученной ранее диагностической информации совместно с родителями определяются:
Условия, которые можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные познавательные, физические возможности ребенка, заложенные природой, компенсировать недостатки;
Содержание детской деятельности в семье в соответствии со склонностями ребенка, реальными условиями жизни;
Эффективные приемы педагогического воздействия. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли (или не произошли) у ребенка по тем или иным причинам, становятся основой проектирования очередного этапа индивидуальной работы.

Слайд 11. При анкетировании родителей на вопрос: «Каким формам взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаете предпочтение?» были выбраны такие формы. Это – родительские собрания с приглашением специалистов, открытые мероприятия, индивидуальные консультации, а также занятия в семейном клубе. Выбранные родителями формы взаимодействия мы решили объединить в систему, отойдя от практики стандартного набора занятий. Таким образом, получить практическую помощь родители могут в организованном нами педагогическом университете для родителей.




15