Технологическая карта к занятию по ДПИ Реальность и фантазия
Предмет Изобразительное искусство и художественный трудКласс 4 классАвтор УМК (Программы учебного курса)Б.М. Неменский«Изобразительное искусство и художественный труд»Тема урока «Реальность и фантазии в творчестве художника»Тип урокаУрок – образЦель урока Дать представление о творчестве как особой форме человеческой деятельности.Задачи урокаОбучающая: развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы с нетрадиционным материалом (песком);Развивающая: способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;Воспитательная: воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.Зрительный рядМультимедийная презентация «Удивительное искусство Сальвадора Дали»Оборудование к уроку стекло, речной песок, тетрадь-словарь по ИЗО
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримеч.1.Организационный момент.Проверка готовности к уроку.Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшний урок с необычного приветствия. Я предлагаю сейчас каждому ученику назвать свое имя и какое-нибудь свое хорошее качество, которое начинается с первой буквы вашего имени. Напримет, меня зовут Татьяна, творческая .Дети проверяют готовность к уроку.Настраиваются на работу.Называют свои имена и свои хорошие качества.Слайд 12. Актуализация знаний учащихсяАктивизирует знания учащихся.Отвечают на поставленные вопросы.3.Постановка целей и задач урока2.1.Создание проблемной ситуации- Демонстрация презентации «Удивительное искусство Сальвадора Дали» . 2.2. Совместное формулирование темы урока:Как вы думаете, какая сегодня тема урока?Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о реальности и фантазии в творчестве художника, о творчестве в жизни человека.Смотрят презентацию.Выслушивают ответы одноклассников, анализируют их, активно участвуют в работе.Презентация «Сальвадор Дали»Слайд 2Технологическая карта урока
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание3Постановка целей и задач урока2.3. Активизирующая беседа:Как вы думаете, зачем человеку нужна фантазия?Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы вы смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! А что помогает человеку сочинять, фантазировать?Творческое воображение необходимо не только для того, чтобы сочинять, но и для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.Выдвигают гипотезу и обосновывают её.Самостоятельно делают вывод. Высказывают своё мнение по обсуждаемому опросу.Слайд 3
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание3Изучение нового материала Реальность и фантазия - два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фантазировать. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни людей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и немыслимые механизмы.Посмотрим на экран.На слайде - картина В.М. Васнецова «Алёнушка».- Образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Грустно на сердце девочки, и грустно в природе. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Следующая картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».- Сирин – в русской мифологии чудесная райская птица, обладающая чарующим голосом. Изображается в виде птицы с женской головой. Сирином зовут долгохвостую сову, похожую на ястреба. Алконост – сказочная птица счастья ( греч. – зимородок).Рассматривают работы. Внимательно слушают учителя.Слайд 4-5
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание3Изучение нового материала Актуализация новых знаний учащихся.На экране картины Виктора Михайловича Васнецова «Витязь на распутье», «Ковёр-самолёт», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Богатыри». Какие картины относятся к реальности, а какие к фантазии?Работа в словариках по изобразительному искусству.Реальность – это действительно существующий, не воображаемый.Фантазия – это мечта, продукт воображения.Выслушивают ответы одноклассников, анализируют их, активно участвуют в работе.Формулируют собственное мнение.Работают в словариках.Слайд 6-7Слайд 84Физминутка.Упражнение «Зеркальное рисование».Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Объяснение упражнения.Рисуют в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание5Изучение нового материалаВы перед собой видите обычный материал, который встречали много раз – песок. Казалось бы, песок – это распространенный материал, который широко используется в строительстве, производстве стекла, на нем даже готовят кофе по-восточному. Такой привычный и доступный, его трудно заподозрить в связи с искусством и творчеством. И, тем не менее, это природное богатство имеет более глубокую сущность, а в руках талантливого и творческого человека песок превращается в настоящее произведение искусства!Еще до наскальной живописи люди начали рисовать на песке. На том полотне, которое было им ближе всего, инструментом, который всегда под рукой – пальцы, веточки, палочки. Показ фильма «Рисование песком».Внимательно слушают.Рассматривают работы.Слайд 9Просмотр фильма «Рисунок песком»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечание6Практическая частьМы с Вами сейчас видели, как в руках творческого человека даже самый обычный с виду материал превращается в шедевр! Перед Вами сейчас находится материал – это обычный песок. Я предлагаю Вам составить свою собственную песчаную картину .Наблюдение за самостоятельной работой учащихся.Выполнение учащимися рисунка песком на стекле.Слайд 107Итог урокарефлексия.Получение обратной связи. Рефлексия.Предлагает рассмотреть и оценить, выбрав наиболее выразительные и интересные работы.Предлагает оценить собственную (личную) работу поставив штампик розового, сиреневого или салатового цвета.Учащиеся свободно перемещаются по кабинету, подходят к партам и рассматривают работы, выполненные одноклассниками.Оценивают правильность выполненного задания. Выбирают необходимый цвета, ставят штампик Слайд 11