Статья Работа с текстом на уроках русского языка как один из деятельностных подходов в обогащении познавательных и творческих способностей обучающихся.
Коновалова Н.И.
МКОУ АСОШ №1
Аннинский район
Работа с текстом на уроках русского языка как один из деятельностных подходов в обогащении познавательных и творческих способностей обучающихся.
Современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.
К сожалению, сегодня в методике обучения русскому языку нет конкретных приёмов формирования коммуникативной компетенции школьников, это и привело к поиску новых методов и деятельностных подходов в обогащении познавательных способностей обучающихся.
Один из таких подходов – работа с текстом и признание его основной дидактической единицей на занятиях русского языка. В последнее время работа на уроках с художественными, научно-популярными, учебными текстами разного объема стала особенно актуальной. Это связано прежде всего с тем, что анализу текстов отводится значительное место как в заданиях ГИА, так и в тестах ЕГЭ по русскому языку. Этот вид работы вызывает у учащихся наибольшее затруднение.
Одним из основных традиционных методов является анализ текста любого типа речи по предложенному плану, содержание и количество которого варьируется в зависимости от изучаемой темы, задачи урока, возрастных особенностей учащихся:
- Докажите, что вам предложен для анализа именно текст.
- Озаглавьте его, предложите варианты, отражающие в заглавии тему текста.
- Составьте план текста (простой, сложный).
- Проанализируйте композиционное строение.
- Исследуйте типологическую структуру текста.
- Определите стиль текста, докажите свою точку зрения.
- Определите способы и средства связи предложений в тексте.
- Проанализируйте языковое оформление текста, цель использования тропов, стилистических фигур.
- Дайте субъективную оценку тексту (ваши мысли и чувства).
Этот вид работы должен быть систематическим.
Считаю необходимым использовать на уроках русского языка для анализа тексты с различной стилистической и типологической принадлежностью, смешанного типа. Это способствует созданию на уроках развивающей речевой сре
·ды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
Кроме того необходимо знакомить учащихся с яркими текстами, которые дети невольно запоминают, учатся воспроизводить их элементы в своей речи как образцы. Эффективность такого типа работы усиливается при использовании учебно-методического комплекса по редакцией М.М.Разумовской, в котором основательно обновлен и обогащен текстовой материал, в особенности в учебниках 8-9 классов, где представлены как тексты художественного, так и публицистического и научного стилей, есть материал для работы над каждым аспектом анализа. Вместе с тем учитель имеет здесь благодатную почву для собственного творчества при выборе обучающих текстов.
При планировании уроков русского языка в старших классах предпочтение отдаю таким формам учебных занятий, которые создают творческую атмосферу совместной деятельности с учащимися (уроки-семинары, лабораторные работы, самостоятельная исследовательская работа учащихся по подготовке докладов, рефератов, их рецензирование). Для развития логики текстового мышления использую такие упражнения как составление из данных предложений небольшого текста на тему, восстановление исходного текста, написание собственного высказывания.
Несомненно, уроки русского языка, включающие аналитическую работу с текстом, позволяют формировать основные компоненты коммуникативно-речевых способностей ребенка, то есть позволяют воспитать личность, способную поделиться узнанным и пережитым с другими, передать им свои мысли и чувства, обсудить сложные вопросы, отстоять правоту своих убеждений. Воспитание такой личности посредством новых подходов в обогащении познавательных способностей обучающихся является приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования».
.
15