Применение рефлексии на уроках математики в контексте реализации ФГОС
Применение рефлексиина уроках математики в контексте реализации ФГОСАвтор : Маеренкова Вера Васильевна, учитель математикиГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер»
РЕФЛЕКСИЯ – ЭТО: совместная деятельность; осознание пройденного пути; фиксация результата; построение смысловой цепочки; оценка себя с самим собой, с другим ученикомРАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИКОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Самостоятельность. Не преподаватель отвечает за учащегося, а учащийся, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.Предприимчивость. Учащийся осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только учащегося, но и педагога.
РЕФЛЕКСИЯ – самоанализ деятельности и её результатов «Что я сделал?»«С какой целью?»«Почему именно так?»«Какой результат я получил?»«Какой вариант лучше?»
Цели рефлексии:сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими;собрать в общую копилку замеченное, обдуманное, понятое каждым; уйти с урока с зафиксированным результатом.Рефлексия осуществляется не только в конце урока,но и на любом его этапе
Формы рефлексииИндивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу)Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения результата в решении поставленной задачи (какую помощь в работе оказал (имя)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ1. Прием «Получил ответ или нет» (! - ?);2. «Что, если…?» ;3. Упражнение «Плюс - минус- интересно»; 4. Анкета 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался и т.д.
КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ1. Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске).2. Прием «Мозговой штурм».3 Прием «Пошаговые действия» Шаг I. Подумайте над вопросом индивидуально.Шаг II.Поделитесь мнением с партнером.Шаг III.Поделитесь мнением в группе и примите решение. Шаг IV.Выберите ученика, который представит остальным ваше решение.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Классификация видов рефлексии1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;2) рефлексия содержания учебного материала;3) рефлексия деятельности.При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:а) цель занятия;b) содержание и трудности учебного материала;c) тип занятия;d) способы и методы обучения;e) возрастные и психологические особенности учащихся;
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состоянияВ начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Можно применить карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Самый простой вариант – показываю учащимся карточки с изображением трех лиц – веселого, нейтрального и грустного.Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
красный – восторженное;оранжевый – радостное, теплое;желтый – светлое, приятное;зеленый – спокойное;синий – неудовлетворенное, грустное;фиолетовый – тревожное, напряженное;черный – упадок, уныние.«Радуга настроений»
Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.Эмоционально-музыкальная рефлексия
сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…Рефлексия содержания учебного материала
Приёмы проведения рефлексии«Плюс – минус – интересно»«П» записывается всё, что понравилось на уроке«М» записывается всё, что не понравилось на уроке«И» учащиеся записывают все любопытные факты«Ответьте на вопросы»Кто? Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Где? «Комплимент» Комплимент-похвала Комплимент в чувствах Комплимент деловым качествам
«Комплимент - похвала»Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Синквейн» Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Математика.Занимательная, увлекательная.Учит, развивает, обогащает.Её учить – ум точить.Царица.
Треугольник.Равнобедренный, прямоугольный.Чертим, обозначаем, измеряем. Бывает, что треугольник не существует.Фигура.
«Рюкзак» Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример. я научился составлять конспектя запомнил формулу для нахождения дискриминантая разобрался в теме «Решение квадратных уравнений»я наконец-то понял, как находить корни уравнения по теореме Виета
«Рейтинг»Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником. Формирует умение объективно и регулярно оценивать свой труд. Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Рейтинг можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.Например: Ученик ставит оценку 5, учитель – 4. Результат – дробь 5/4.
Анкета самоанализа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На уроке я работалактивно / пассивноСвоей работой на уроке ядоволен / не доволенУрок мне показалсякоротким / длиннымЗа урок яне устал / усталМое настроениестало лучше / стало хужеМатериал урока мне былпонятен / не понятенполезен / бесполезенДомашнее заданиеинтересен / скученлегким / трудныминтересно / не интересно
ПРИЕМ «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» Самооценка активности на каждом этапе урока: выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
«Светофор»Карточка красного цвета: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке»Карточка желтого цвета: «Урок был интересен и я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно»Карточка зеленого цвета: « Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я не был готов»
Образовательный эффект рефлексииРефлексия создаёт условия для внутренней мотивации на деятельность.Рефлексия помогает ученикам осмыслить получаемые результаты.Рефлексия помогает наметить цели будущей работы, «соединить» результаты с целями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ !Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области