Урок русского языка для 3 класса «Закрепление. Имя прилагательное»
Урок русского языка для 3 класса «Закрепление. Имя прилагательное»
Цели:
1) Обучающая – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числ. Закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, умения логически рассуждать на грамматическую тему.
2) Развивающая - наблюдение за выразительным использованием имен прилагательных в предложениях и текстах;
обогащение словарного запаса учащихся.
3) Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, воспитание чувства красоты, гармонии, любви к родной природе, работа по сплочения детского коллектива.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний.
Форма: дидактическая игра. Урок-путешествие
Оборудование:
Структура урока:
1) разъяснение целей урока и правил игры; 2) актуализация опорных знаний; 3) выполнение специально подобранных заданий; 4) подведение общих итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.-Сегодня у нас необыкновенный урок. Это урок - приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к земле знаний в страну «Имя прилагательное»Кто за приключения? Все без исключения! Давай, поднимаем парус.
И прямо в океан! Ведь и для нас осталось.
Еще немало стран, Пока что не открытых, Или давно забытых! Дорог в морях немало - Смелее у штурвала!
- Запись числа, классная работа.
2. Минутка чистописания.
- Но чтобы отправиться в путь необходимо разгадать ребус.
(корабль)
- А что такое корабль, дайте его лексическое значение?
( Корабль – это большое парусное морское судно.)
3. Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.
-А отправляемся мы из порта Части речи.-Небольшое волнение на море, как в этих строчках.
-Внимательно прочитайте на доске слова и разделите их на две группы:(запись в тетрадь)
Норка, черная, галка, рыжие,
гладкая, лисички, бантик пушистая
Проверка вслух. -По какому признаку вы определили слова в первый столбик?
(имена существительные)
-Молодцы, ребята, справились с первым заданием. Можно следовать дальше. И мои вам пожелания: Большому кораблю - большое плавание. Счастливого пути!
-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные)
4. Эвристическая беседа
-Мы плывем по морю Повторение.
Учитель читает четверостишие:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
- О какой части речи это четверостишие?
- А сейчас ребята , все что мы знаем о имени прилагательном мы изобразим в виде цветка.
Дети отвечают:
- Имя прилагательное обозначает признак предмета, употребляется с именами существительными, в предложении является определением. Без прилагательных мир бы стал тусклым, бледным, неинтересным.
-На таком корабле, да и с таким экипажем, можно плыть даже к самому горизонту. И вот мы в столице страны Прилагательных. Слушаем внимательно.
5. Первичное закрепление. Групповая работа.
-Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.
1. Замени выделенные слова именами прилагательными.
Лестница из мрамора, утро летом, забота матери, листья из золота, каша из перловки, тигр в полоску, стужа зимой.
- Найдите имя прилагательное в переносном значении.
2. Подберите синонимы: Подберите антонимы:
Известный – Здоровый -
Печальный - Храбрый -
Большой – Горячий –
- Что такое синонимы?
- Что такое антонимы?
3. Сделать по образцу: Красивая девочка
Беленьк… зайчик, сильн… метель, холодн… утро, сладк… речь, высок… сосна, лют… морозы.
- Найдите словосочетание, где прилагательное в переносном значении.
6. Игра-физкультминутка.
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
-Попробуйте придумать подобные загадки и адресовать их мне или своим одноклассникам.
7. Закрепление.
-Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная бутылка с посланием, а в ней задание.
-Спишите предложения и подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
1. Маленькая девочка рисует мелом на асфальте.
2. В лесу распустились первые весенние цветы.
3. По небу плывут лёгкие облака.
8. Физминутка.
Волны плещут в океане.
Что там видется в тумане?
Это мачты кораблей,
Пусть плывут сюда скорей.
Мы по берегу гуляем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
9. Проверочная работа.
-Вдали виден мыс Ошибок. Странный листок выпал из судового журнала.
На нем записаны задания, но соленая океанская вода размыла чернила. SOS! Помогите мне – найдите слова с верными ответами и объясните свой выбор
Тест
1) Какое слово называет признак предмета? Среди тишины послышался тихий говор.
А)первое Б) третье В)четвертое
2) Какая часть речи называет различные признаки предметов?
А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол
4) Каким членом предложения является имя прилагательное?
А) сказуемое Б) дополнение В) определение
5) Имя прилагательное не изменяется
А) по родам Б) по числам В) по спряжению
6) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?
А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.
7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол
10.Творческая работа
-Ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня ... день. Какое ... небо, какое ... море! Впереди ... остров. На берегу ... песок и ... трава. Вдали ... крепость. Мы садимся в шлюпку и плывем к ... острову.
11. Подведение итогов.
-Учитель спрашивает, что повторили дети сегодня на уроке.
-Прослушайте 2 текста и скажите, какой из них выразительнее и интереснее? Почему?
*Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы.
*Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы
Затем просит ответить на вопросы:
1. Что обозначает имя прилагательное?
2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3. Как оно изменяется?
4. Чем являются в предложении имена прилагательные?
5. Какую роль играют прилагательные в речи?
Рефлексивный этап.
-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?» Используйте только прилагательные.
12.Домашнее задание.
1-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; дописать, используя картинку, 2–3 своих предложения; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.
Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.^ 2-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделить грамматическую основу и надписать части речи.Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.
3-й уровень: списать текст, вставляя имена прилагательные, в первом предложении выделить грамматическую основу.
Над п...лянкой круж...лся сн...жок. Со...нце св...тило светом. А вокруг др...мали елочки. Снег осыпался с лап, а бездельник ветер см...тал его с верхушки.
13. Выставление оценок
-Вот и подошло к концу наше опасное, но интересное путешествие в страну Прилагательных. И приплыв в страну Прилагательных, мы как настоящие мореплаватели нашли клад. (монеты) Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно. Удачи всем. Спасибо.
Штормы и ветры нам не страшны. Ждут берега нас родной стороны. Пусть бури и ветры с тобой, верный друг,И помощь протянут тебе сорок рук.
Будь смел и отважен - Прочти много книг, В большом море знаний Плыви, ученик. К заветной мечте и чудесной земле. В нагруженном знаниями корабле !