Образование плодов размножение и расселение растений с помощью семян.


ГУ «Белоглиновская основная школа отдела образования акиматаКарабалыкского района»

Открытый урок по биологии в 6 классе
ТЕМА: Образование плодов; размножение и расселение
растений с помощью семян.
Учитель: Тухтаева Камола Равшановна
Белоглинка,2016 г
6 класс
Урок № 23
Тема: Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян.
Цели:
Образовательная: сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном репродуктивном органе цветкового растения; о его строении, значении, классификации плодов;
Воспитательная: продолжить эстетическое и экологическое воспитание учащихся, на основе знаний о значении цветов и плодов, добиться понимания процессов, происходящих в растении после опыления;
Развивающая: развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умение классифицировать плоды и определять признаки принадлежности к той или иной группе плодов; продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, выделять главное, сопоставлять, выдвигать гипотезы и их обоснование, делать выводы.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная,частично – поисковая.
Оборудование: Презентация «Плоды», таблицы и коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); раздаточный материал, листы самоконтроля
ХОД УРОКА:
Этапы урока Содержание деятельности Используемый модуль
I. Организационный момент Приветствие. 
Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу
Управление и лидерство в обучении
II. Мотивация урока У вас на партах лежат стикеры, нарисуйте улыбку, а теперь по часовой стрелке подарите своему однокласснику.
III.Актуализация знаний, подготовка к восприятию новой темы Повторение:
Какие органы называют генеративными? (цветок, плод, семя)
Назовите главные части цветка. (пестик и тычинки)
Почему их называют главными? (т.к. они служат для размножения растений)
Что такое опыление? Какие виды опыления вы знаете?
Задание «Верю –не верю»: 
в клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс «+», если вы согласны с утверждением и минус «-» , если нет.
1.
+ 2.
- 3.
+
4.
- 5.
+ 6.
+
7.
- 8.
+ 9.
-
1). Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой.2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.3). Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.6). Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.7). Берёза – насекомоопыляемое растение.8) Рожь – ветроопыляемое растение. 9). Клевер могут опылять разные насекомые.
Подведение итогов работы в парах. Коррекция ошибок.
Ребята помогите мне написать начало темы с помощью за главных букв следующих растений:
Одуванчик, Брусника, Ромашка, Арбуз, Зверобой, Огурец, Вишня, Астра, Нарцисс, Ива, Ель, Персик, Лютик, Опята, Дыня, Орех, Виноград Запись темы урока Новые подходы в преподавании.
Фронтальный опрос
Работа в парах.
Взаимоконтроль, заполнение листа самооценки по ходу урока
IV. Углубление систем знаний.
Постановка проблемного вопроса:
«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны?»
1. Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.
2. Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
3. Запись в тетради.
Плод образуется на месте цветка.
Плод – это генеративный орган цветкового растения.
Плоды разнообразны по форме–(демонстрация плодов яблони, апельсина, пшеницы– разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.)
4. Решение проблемной ситуации на закрепление: есть ли плоды у сосны? (нет, т.к. нет цветков)
5.Многообразие плодов.
Схема «Классификация плодов»
ПЛОДЫ
СУХИЕ СОЧНЫЕ
Односемянные многосемянные Односемянные многосемянные
(примеры) (примеры)

6. Составление класстера по теме.
Задание 1 паре: составит класстер по сочным плодам
Задание 2 паре: составит класстер по сухим плодам
Задание 3 паре: составит класстер по распространение плодов и семян. Развитие критического мышления.
Беседа с опорой на жизненный опыт и имеющиеся знания о цветках и плодах
Решение проблемных ситуаций, выдвижение гипотез
Рассказ учителя с демонстрацией коллекций плодов
Решение проблемных ситуаций, выдвижение гипотез
Работа с учебником в парах.
V. Физминутка. Минутка отдыха. Гимнастика для глаз:
(презентация ) VI. Закрепление знаний ПРИЛОЖЕНИЕ Те, кто справились, поднимает руку.  Самостоятельная работа
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценки.
Рефлексия
1.На сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось.......
2.Я сегодня узнал, что............
3. Оказывается, что...........
Заполняют лист самооценки, выставление оценок
Домашнее задание Параграф 23-24, на странице 84-85 есть задание «Я» (Проверь свои знания) Обучение талантливых и одаренных детей
Спасибо всем за урок!
Если
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание для Глеба


Задание для Русланы: Соберите в конверт плоды
- Костянка (сочный односемянный плод)  -  слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.
- Ягода (сочный многосемянный  плод) -  черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.- Орех (сухой односемянный)  -  кокос, лещина, фундук.
Задание для Кирилла: Соберите в конверт плоды.
- Померанец (сочный многосемянный)  -  цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).
Коробочка (сухой многосемянный )  -  белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.
- Семянка (сухой односемянный плод) -  подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.
Задание для Сабрины: Соберите в конверт плоды.
- Яблоко (сочный многосемянный) -  яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.
- Зерновка (сухой односемянный )  - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).
- Крылатка (сухой односемянный) -  клен, липа, ясень, вяз.
Задание Лизы: Соберите в конверт плоды.
- Боб (сухой многосемянный плод) -  бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)- Стручок (сухой многосемянный )  - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).
- Тыквина (сочный многосемянный)  -  тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.-

Задание для Карины: Соберите в конверт распространение плодов и семян.
Ветром- береза, клен, одуванчик, осот
Водой – кувшинки, осоки, стрелолиста, ольха
Животными и человеком- рябина, малина, орехи, череда, лопух
Саморазбрасыванием - акация

ЛИСТ САМООЦЕНКИ
КЛАСС _______ Обучающийся _____________________________
ТЕМА: Образование плодов; размножение и расселение
растений с помощью семян.
УЭ
Оценка/
баллы Повторение
Задание «Верю –не верю» Составление класстера по теме Соберите в конверт плоды
Умение делать выводы Активность на уроке
Самооценка
Оценка учителя
Итоговая оценка: балл _____ оценка ____
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
КЛАСС _______ Обучающийся _____________________________
ТЕМА: Образование плодов; размножение и расселение
растений с помощью семян.
УЭ
Оценка/
баллы Повторение
Задание «Верю –не верю» Составление класстера по теме Соберите в конверт плоды
Умение делать выводы Активность на уроке
Самооценка
Оценка учителя
Итоговая оценка: балл _____ оценка ____


Задание для Русланы: Соберите в конверт плоды

Костянка (сочный односемянный плод) Ягода (сочный многосемянный  плод) Орех (сухой односемянный) Фундук Лещина
Черемуха Клюква Слива Вишня Смородина
Черника Брусника Персик Абрикос Кокос
Крыжовник Картофель Томат Баклажан Перец
Задание для Кирилла: Соберите в конверт плоды.

Померанец (сочный многосемянный) Коробочка (сухой многосемянный )Семянка (сухой односемянный плод) Лимон Апельсин Лайм Табак Хлопчатник
Мандарин Белена Дурман Одуванчик Осот
Гречиха Фиалка Подсолнечник Лопух
Задание для Сабрины: Соберите в конверт плоды.

Яблоко (сочный многосемянный) Зерновка (сухой односемянный )Крылатка (сухой односемянный) Вяз Липа Яблоня Груша Айва
Ясень Рожь Боярышник Овес Рис
Клен Рябина Пшеница Ячмень
Задание Лизы: Соберите в конверт плоды.


Боб (сухой многосемянный плод) Стручок (сухой многосемянный )Тыквина (сочный многосемянный) Патиссон Кабачок
Горох Соя Чина Редис Тыква
Фасоль Акация Капуста Репа Дыня
Бобы Клевер Брюква Пастушья сумка Арбуз
Задание для Карины: Соберите в конверт распространение плодов и семян.


Ветром Водой Животными и человеком СаморазбрасываниемАкация Рябина Малина Орехи Череда
Береза Одуванчик Кувшинки Стрелолиста Лопух
Клен Осот Осоки Ольха Задание «Верю –не верю»: 
В клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс «+», если вы согласны с утверждением и минус «-» , если нет.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
1). Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой.2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.3). Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.6). Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.7). Берёза – насекомоопыляемое растение.8) Рожь – ветроопыляемое растение. 9). Клевер могут опылять разные насекомые.
Задание «Верю –не верю»: 
В клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс «+», если вы согласны с утверждением и минус «-» , если нет.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
1). Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой.2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.3). Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.6). Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.7). Берёза – насекомоопыляемое растение.8) Рожь – ветроопыляемое растение. 9). Клевер могут опылять разные насекомые.
Задание «Верю –не верю»: 
В клетку соответствующую номеру вопроса поставить плюс «+», если вы согласны с утверждением и минус «-» , если нет.
1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
1). Пыльца ветроопыляемых растений должна быть сухой.2). Пыльцы у ветроопыляемых растений должно быть немного.3). Перекрестным опылением называют перенос пыльцы с тычинок цветка одного растения на рыльце пестиков цветка другого растения.4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.6). Искусственное опыление способствует повышению урожая культурных растений.7). Берёза – насекомоопыляемое растение.8) Рожь – ветроопыляемое растение. 9). Клевер могут опылять разные насекомые.
Задание для Русланы: Соберите в конверт плоды
- Костянка (сочный односемянный плод)  -  слива, вишня, персик, абрикос, черемуха.
- Ягода (сочный многосемянный  плод) -  черника, брусника, клюква, смородина, крыжовник, картофель, томат, баклажан, перец.- Орех (сухой односемянный)  -  кокос, лещина, фундук.
Задание для Кирилла: Соберите в конверт плоды.
- Померанец (сочный многосемянный)  -  цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, лайм).
Коробочка (сухой многосемянный )  -  белена, дурман, табак, хлопчатник, гречиха, фиалка.
- Семянка (сухой односемянный плод) -  подсолнечник, одуванчик, лопух (репей), череда, осот.
Задание для Сабрины: Соберите в конверт плоды.
- Яблоко (сочный многосемянный) -  яблоня, груша, айва, рябина, боярышник.
- Зерновка (сухой односемянный )  - злаковые (рожь, пшеница, ячмень, овес, рис).
- Крылатка (сухой односемянный) -  клен, липа, ясень, вяз.
Задание Лизы: Соберите в конверт плоды.
- Боб (сухой многосемянный плод) -  бобовые (горох, фасоль, бобы, соя, акация, клевер, чина)- Стручок (сухой многосемянный )  - крестоцветные (капуста, редис, репа, брюква, пастушья сумка).
- Тыквина (сочный многосемянный)  -  тыква, дыня, арбуз, кабачок, патиссон.-

Задание для Карины: Соберите в конверт распространение плодов и семян.
Ветром- береза, клен, одуванчик, осот
Водой – кувшинки, осоки, стрелолиста, ольха
Животными и человеком- рябина, малина, орехи, череда, лопух
Саморазбрасыванием - акация

7739495-13805567524750-1306830