Конспект открытого занятия Использование элементов здоровьесберегающих, артпедагогических технологий в вокальной работе со студентами


Открытый урок
по дисциплине «Вокальный класс»
Тема: Использование элементов здоровьесберегающих и артпедагогичесиих технологий в вокальной работе со студентами.
Тема урок: «Использование элементов здоровьесберегающих артпедагогических технологий в вокальной работе со студентами» .Цель урока: Освоение приемов и методов артпедагогики в практической певческой деятельности студента с применением здоровьесберегающих элементов.
Задачи урока:
Образовательные
- обеспечить усвоение студентом знаний методов и техник арттехнологий, используемых на уроках вокала;
- обеспечить усвоение студентом знаний об особенностях использования арттехнологий в вокальной работе с детьми младшего,старшего школьного возраста;
- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме урока;
2. Развивающие – создать условия для развития у студента
- осознанных вибрационных ощущений певческого процесса
- активности артикуляционного аппарата при различных нюансах;
- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;
- нижнереберно-диафрагматического дыхания.
3. Воспитательные - создать условия для:
- воспитания сознательного подхода к обучению;
- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;
Тип урока: комбинированный.
Методы работы:
по источнику знаний:
наглядные – наглядно - иллюстративный, показ;
словесные – комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;
практические – упражнения, практические задания;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.
Методы вокальной педагогики: концентрический, фонетический, вокальные упражнения, методы показа и подражания, сравнительного анализа.
Технологии: развивающего обучения, межпредметных связей, арттехнологии, здоровьесбережения; элементы проблемного обучения, имитационно - игрового моделирования профессиональной деятельности;
исполнительские технологии: формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.
Межпредметные связи: сольфеджио, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, методика музыкального воспитания, практика
Оборудование: фортепиано, зеркало
Используемая нотная литература:
1. Ф. Абт. Школа пения. - М.,1985. .
2. [Ноты]: "Стоит в поле теремок...": для голоса в сопр. фп. // Ступеньки музыкального развития : пособие для музык. рук. и воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. А. Дубровская. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2004 . - ISBN 5-09-013236-4 HYPERLINK "http://www.rlib.yar.ru:8088/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe" http://www.rlib.yar.ru:8088/cgi-bin/irbis64r_01/cgiirbis_64.exe
Ход урока.
I.Объявление темы, цели и задач урока.
II. Актуализация знаний. Совершенствование и закрепление вокальных навыков.
1. Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой (Приложение № 1).
2.Распевание. Использование упражнений:
- интонационно-фонопедические, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов);
- упражнения на формирование и закрепление разнообразных вокальных навыков, в том числе скороговорки, активизирующие голосовой аппарат и улучшающие дикцию.
Метод «эмоционального тренинга» для развития образного мышления на примере скороговорки «Ехал Грека через реку» с разным эмоциональным подтекстом: грусть, радость, гнев и т.д. Все упражнения вплетаются в музыкальную историю-сказку.
Урок сегодня необычный. Мы показываем принципы вокальной работы с детьми младшего также возможно и старшего школьного возраста. Дети не любят распеваться, профессиональные упражнения скучные. Поэтому с детьми поют попевки, но можно поступать и по-другому. Как, мы сейчас покажем. Наши студенты – это будущие учителя музыки, которые практически должны владеть различными технологиями: формирования певческой культуры школьника; приемами и техниками артпедагогики, здоровьесбереженья, арттерапевтической направленности процессов обучения.
Мы начинаем наш урок с дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Делаем несколько упражнений, необходимых именно для пения, настройки нашего дыхательного аппарата для вокальной работы. Это упражнения «Обними плечи», «Насос». Вопрос студенту: Объясните, какую цель преследует этот вид работы? – Настройка дыхательного аппарата на правильное певческое дыхание, развитие мышц, участвующих в голосообразовании, развитие звонкости голоса, его выносливости.
Сегодня «певческая установка» - это одно из упражнений физвокализа: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить плечи, высоко поднять голову (так называемый « столб достоинства»), почувствовать себя победителем и обязательно напевать. Если школьник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
А теперь наш класс превращается в луг. Две веселые подружки, две подружки-хохотушки пошли в лес за ягодами. Замечательная погода. Светит солнце. Их внимание привлек странный звук (закрытым ртом низко «мм»). Кто это? – корова, теленок (рука на груди - ощущение грудного резонирования – поем в 3-4 тональностях). По дороге проехала машина («тр-р», в высокой тесситуре - «машина едет в горку»). Сколько цветов! Летают бабочки, стрекочут кузнечики. Вот пролетел жук (в низкой тесситуре «ж-ж» - рука на груди, ощущение тканевых вибраций грудного резонирования, звук хорошо помогает при кашле).
Вот и лес. Уже на опушке девочки услышали, как по лесу разносится «ау» (упражнение на широкий интервал октаву – от грудного резонирования к головному - поем в нескольких тональностях). В лесу звенят комары («з-з» - «большой комар»- смешанное резонирование, «зь-зь» - «маленький комар » - головное резонирование, рука при этом на шеи - звук помогает при болезненных ощущениях в горле). Но налетел ветерок, и комары исчезли («вв»- головное резонирование - поем в нескольких тональностях поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I ступени в очень быстром темпе). Как интересно в лесу! Где-то поет свою песню кукушка («ку-ку» - поем в нескольких тональностях). Вот пробежал ежик («фу-фу-фу» маркатированное движение по терциям Y-III-I, рука ощущает, как двигается животик). Он так смешно бегает («и-а» - упражнение с ощущением смеха – стаккато, поступенное восходящее и нисходящее движение I-Y-I)! Девочки решили его погладить и укололись («о-о-ой» - легато - Y-III-I ст.) Но они быстро успокоились, поели ягод и пошли домой.
Идти было скучно. Дорогой подружки придумывали разные игры. «Поцокали» языком (высоко - низко), изображая лошадку, играли в «Зеркало», показывая друг другу разные выражения лица (грустное - нижняя губа вперед, обиженное - верхняя губа вверх, веселое - верхняя губа растянулась в улыбке, обнажив верхние зубы).Обращение к студенту: Объясните, какова цель этих последних упражнений? – Развитие мимических мышц, активности артикуляционного аппарата.
А потом девочки стали давать друг другу различные задания на основе скороговорки «Ехал Грека через реку» с разным эмоциональным подтекстом: радость, грусть, восхищение, удивление и т.д.
Подвести студента к постепенному осмыслению своих вокальных действий и самостоятельному их использованию. Он должен сам найти внутренние установки для выполнения той или иной задачи, используя зрительный, вибрационный, тактильный самоконтроль.
Сегодня наше распевание проходило по сценарию сказочного действия . Оно вплеталось в музыкальную историю. К сочинению таких историй можно привлечь детей, давая им задания уже с определенными персонажами. Возможно, они придумывают их сами, а на уроке будут «рассказчиками – руководителями» процесса распевания. Остальные дети будут озвучивать эту историю.
Обращение к студенту: Как Вы думаете, какие цели может преследовать такая работа? – Развивающие цели. Помимо развития определенных вокальных навыков, будут развиваться и воображение, мышление, память ребенка.
3. Работа над исполнением вокализа (Ф. Абт. Вокализ №1).
Эту методику можно использовать при работе над любым произведением, ставя определенные цели, в зависимости от тесситуры «рисуя» звуком разные картины, образы. Поем вокализ, каждая фраза которого исполняется различными звуками, развивающими разные виды резонирования, с разным эмоциональным подтекстом. Напоминание о певческой установке - « столб достоинства».
Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.
4. Работа над исполнением детской песни под собственный аккомпанемент (Русская народная песня «В темном лесе»). Задача работы – отработка навыков плавного голосоведения, активной подачи слова, выразительного исполнения. Особое внимание следует уделить ансамблю между пением и аккомпанированием с учетом преимуществ голоса (технология имитационного моделирования - имитация производственной задачи, с которой обучаемый будет сталкиваться в своей будущей профессиональной деятельности). Работа над песней может проходить в одном из двух вариантов: 1 - с воображаемыми детьми, 2 – педагог выступает в роли ребенка (по выбору студента).
Студентка либо студент «превращается в учителя музыки» и показывает русскую народную песню «В темном лесе », а затем выразительно читает текст первого куплета.
Обращение к студенту: Мелодия развивается волнообразно, плавно. Докажите необходимость скачков, которые появляются в мелодии? - В первой части песни в конце каждого предложения интонация повышается, а в мелодии появляется небольшой интервал - мелодия «рисует» устремленный ввысь терем. Вторая начинается с вопроса и появляется восходящая кварта, подчеркивающая эту вопросительную интонацию.
При работе над текстом, над активной подачей слова, какие еще приемы и методы можно использовать? – Утрированное произнесение текста; как подготовительный этап работы по активизации артикуляционного аппарата – артикуляционную гимнастику (Приложение №2), мысленное пропевание мелодии с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную мускулатуру. Показать один из данных приемов (по выбору студента), а затем исполнить песню с показом дыхания.
III. Подведение итогов, выводы. Рефлексия (Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как их можно исправить).
Приложение №1.
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной СтрельниковойУпражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
улучшают дренажную функцию бронхов,
положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Приложение №2.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
«Жевательная резинка»: Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Повторить 4 раза. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все далее стоящие поверхности. Покусывайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
«Щеточка»: Сделайте языком круговые движения между губами и зубами с закрытым ртом. Повторите в противоположном направлении.
«Иголочка»: Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.
«Лошадка»: Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменение щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки.
«Массажист»: Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутренние поверхности.
«Обезьянка»: Выверните наружу нижнюю губу, обнажив десны и придав лицу обиженное выражение. Приподнимите верхнюю губу, обнажив десны и придав лицу подобие улыбки.
«Мартышка»: Сделайте нижней челюстью круговые движения «вперед-вправо-назад-влево-вперед». Соедините движение нижней челюсти «вперед-вниз» с поднятием верхней губы с обнажением десен. Соедините движение челюсти «вперед-назад» с выворачиванием нижней и верхней губ, обнажением десен, приподниманием мышц под глазами и наморщиванием носа. Глаза широко открыты, брови приподняты. В этом положении сделайте 4 резких движения языком «вперед-назад» при неподвижной челюсти и губах. При этом надо не задерживать дыхание, дышать спокойно и бесшумно.
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открытием рта, необходимо контролировать в зеркале. В дальнейшей работе также желателен постоянный визуальный контроль.
ЛИТЕРАТУРА
1.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань, 2010 – 192с.
2.Иванов В.. Физвокализ: в гармонии с собой: HYPERLINK
3.http://bookscafe.net/read/schetinin_mihail-dyhatelnaya_gimnastika_a_n_strelnikovoy-229673.html#p1
http://www.mosoblpress.ru/38/18935