План коспект урока по литературному чтению 3 класс


Предмет: литературному чтению в 3 классе.
Дата: 28.09.2016 год
Тема: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Цель: Продолжать работу над сказкой. Задачи: 1. Обобщать знания о Пушкине. 2. Учить мыслить самостоятельно, рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать делать выводы. 3. Развивать устную связную речь, память, внимание. Развивать умение сопоставлять характеристики центральных героев сказки. 4. Воспитывать любовь к чтению, формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты человека. Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, выставка книг по сказкам А.С.Пушкина, детские рисунки, презентация по теме урока, рисунки – царевна, царица, словарные слова, карточки для записи характерологических качеств царевны и царицы.
Ход урока.
1. Орг. момент. - Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Урок у вас буду вести я, а еще к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу. Присаживайтесь.
- Прочитайте и скажите, какое слово пропущено? (-ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. (сказка). - Как вы понимаете это выражение? - Вспомните, какие бывают сказки? 2. Составление кластера. Народные Литературные Волшебные О животных Бытовые
- С какой сказкой мы с вами познакомились на прошлом уроке? - Можем ли мы эту сказку назвать литературной или народной и почему?
Проверка д/з - Давайте вспомним, что мы знаем об авторе?
- Вспомните, когда и где родился А.С.Пушкин?
- Как звали его отца и кем он был? Мать? Слайд 5,6
- А сейчас я вам прочитаю стихотворение, о близком человеке для Пушкина, а вы догадайтесь, кто это.
«Сон» И шёпотом рассказывать мне станет О мертвецах, о подвигах Бовы.. От ужаса не шелохнусь бывало. Едва дыша под одеялом Не чувствую ни ног ни головы.
- Кто такая Арина Родионовна и как она повлияла на творчество А.С.Пушкина?. Первым человеком, который перевел произведения А.С.Пушкина на казахский язык, был Абай. Не суждено было встретится в жизни двум великим поэтам. Но оба они пришли в мир служить великой цели – поискам истинной человечности, жизни, достойной человека. В Петропавловске композиция, состоит из двух фигур Абая и Пушкина – объединена символическим деревом жизни, которое как бы разъединяет эпоху творений этих личностей, и в то же время сплачивает их, как символ вечности. - Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их. А сейчас я предлагаю вам по одной иллюстрации к сказкам, а вы попробуйте догадаться, что это за сказка. Рассм. Выставки книг.- Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина в том числе и вас. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются вредительству и зависти. Добро побеждает зло. 2. Новая тема 1. Вступительное слово учителя. - Я думаю, что вы с интересом прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», а некоторые уже не в первый раз обратились к этому прекрасному произведению. - Мы попытаемся понять сказку А.С.Пушкина. Она, как и все произведения великого поэта, только на первый взгляд простая, а на самом деле глубокая и отвечает на важные вопросы, которые волновали А.С.Пушкина и людей многих поколений.
Мы поговорим с вами о том « Что истинно красиво – красота внешняя или внутренняя?» - А как вы понимаете, что такое внешняя, внутренняя красота.
Физмин.
- Назовите главных героев сказки? - Мы с вами сегодня будем анализировать два персонажа – это царевна и царица. (словарная работа)
2. Выборочное чтение. - Прочитайте, какова была царица? Что мы узнаем из этих строк? - С кем царица была приветлива? ( зеркало – предмет, помогает понять внутренний мирЧтение по ролям. - Как вела себя царица после слов зеркальца? (хохотать, плечами пожимать, пальцами прищелкивать - Почему она себя так вела? (Довольна собой)
Описание внешности в литературе называется портретом. А.С.Пушкин дает портрет героини, через портрет характеризует ее. - Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте. Что мы о ней узнаем? (красивая, добрая)
- Что мы можем сказать о их внешней красоте? (Обе красивы). - А как вы думаете почему автор их показывает обеих красивыми? ( не злилась бы если бы царевна была некрасива). А как вы думаете, кого больше любит автор царевну или царицу?
- Прочитайте отрывок, как повела себя царевна с зеркалом. - Почему меняется отношение царицы к зеркалу? (мерзкое стекло) - Как изменилась царица, узнав о красоте царевны? (наполнилась черной завистью) - Что предприняла царица, чтобы избавиться от соперницы?
- Как ведет себя царевна в доме богатырей?.( прочит) О каких качествах характера это говорит? (трудолюбивая, хозяйственная, добрая). Физмин.
- Проходит время, и царевна снова беседует с зеркалом. Перескажите, этот отрывок.. - О каком качестве царицы этот поступок говорит. (Злость, зависть).- Зависть – это положительное или отрицательное качество?
3. Вернемся к вопросу урока. - Можно ли царевну назвать красивой? Это внешняя красота или внутренняя? Почему?
- Можно ли царицу назвать красивой? Это внешняя красота или внутренняя? Почему? - А как вы считает, что важнее?
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из этой сказки? Диаграмма Венна Проверь себя
3. Рефлексия. Синквейн. Царевна, царица.
4.Домашняя работа дочитать до конца в хрестоматии