статья Использование исследовательского метода как основы развивающего обучения

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5














Статья
Тема: Использование исследовательского метода
как основы развивающего обучения



Автор: Бондаренко Галина Ксенофонтовна,
учитель начальных классов 1категории
МБОУ СОШ № 5 г.Кстово Нижегородская область










2012 год







Использование исследовательского метода
как основы развивающего обучения

Образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения проблем. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современной школы. Попытки выстроить образовательную деятельность в школе на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен.
Одним из первых известных нам ученых, кто стал активно внедрять в практику исследовательские методы обучения, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ – автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения – эвристическая беседа.
В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи, который считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы он мог творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир.
Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский).
«В исследовательском методе (методе исканий), - пишет Б.В. Всесвятский, - в основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованное искание детей в окружающей жизни. Знание не дается как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом».
Затем в 30-х годах от исследовательских методов в обучении отказались, и лишь в 90-х  годах идеи исследовательского обучения вновь нашли свою нишу в образовательных  системах Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Сейчас элементы исследовательского подхода к обучению широко используются в школах, где заботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого обучающегося и уделяют специальное внимание одаренным детям.
В отечественной психологии накоплен богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (Е.Е. Васюкова, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, М.В. Матюхина, Н.А. Менчинская, Л.Ф. Обухова, А.Н. Поддьяков, О.В. Соловьева, Н.Ф. Талызина и др.) В трудах В.И. Андреева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. убедительно доказано, что в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, наиболее полно проявляются оригинальность мышления, творчество школьников. В исследованиях Н.Г. Алексеева, Н.И. Дереклеевой, Е.Н. Кикоть, М.В.Кларина, А.В. Леонтовича, А.С. Обухова, Г.А. Русских, М.В. Степановой и др. раскрыта методика организации учебных исследований учащихся старших классов.
Между тем в последнее десятилетие, в связи с признанием актуальности применения в обучении поискового и исследовательского методов, проектной деятельности учащихся, в учебно-исследовательскую работу стали вовлекаться и младшие школьники. Это отвечает современным задачам реформирования начального образования, а именно: организация педагогического поиска новых, более результативных методов обучения.
В психологических исследованиях обоснованы возрастные новообразования младших школьников, которые делают их способными к участию в исследовательской деятельности. Это формы теоретического мышления, произвольность, рефлексия, самоконтороль и внутренний план действий (Б.С. Волков, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие). Благодаря этому, как отмечает О.В.Соловьева, психика ребенка достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения. В воспитательно-образовательном процессе наиболее эффективно возможна организация, направленная на включение исследовательской деятельности на процесс развития ребёнка.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название «исследовательский».
Теоретические подходы к использованию исследовательского метода как основы развивающего обучения в начальной школе представлены в трудах С.В. Гладкой, А.П. Мацкевича, Т.А. Файн, Н.В. Хартонен, А.И. Савенкова и др. Система организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников опирается на следующие современные теории: - личностно-деятельностный подход к изучению педагогических и психологических процессов (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.Г. Щедровицкий и др.);- теоретические основы формирования и развития общих учебных умений (В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин и др.); применение исследовательского метода обучения (С.И. Гессен, Ю.К. Бабанский, Л.Ф. Фомина, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, А.И. Савенков и др.);- теоретические основы организации учебно-исследовательской деятельности школьников (Ю.К. Бабанский, М.В. Кларин, А.В Леонтович, И.Я. Лернер, А.С. Обухов, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков и др.).
Итак, «исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека» (А.Н.Поддьяков). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]В настоящее время в педагогической психологии актуальна проблема развития исследовательских способностей у детей. Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающее его.
Доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения. Исследовательское поведение – универсальная характеристика человеческой деятельности, пронизывающая другие виды деятельности.
А.И. Савенков даёт определение исследовательскому поведению как «виду поведения, выстроенному на базе поисковой активности и направленному на изучение нестандартного объекта или разрешения нетипичной ситуации». Таким образом, в основе исследовательского поведения лежит поисковая активность, являющаяся, по мнению И.П. Павлова, безусловным рефлексом и рассматривающаяся как первоначальная психическая реакция на новый стимул.
В настоящее время одним из эффективных способов развития такого поведения у детей, по мнению А.И. Савенкова, является предложенная им методика проведения детских исследований. В данной методике акцент делается на обучение ребёнка самостоятельному приобретению знаний путём собственного исследовательского поиска. Автор методики доказывает, что исследовательская деятельность соответствует интересам детей, доступна им, и значит продуктивна.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Особо востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы т.к. именно в этом возрасте у детей большие потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности
детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
С начала 90-х годов в российской школе ориентация на механическое усвоение набора знаний, умений и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, деятельности ученика. Линия на воспроизведение материала все больше вытесняется линией на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе учения.
Данные идеи воплощены в жизнь в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. к как специальный курс обучения научно-исследовательской деятельности в УМК Л.В. Занкова не запланирован, программу можно адаптировать и модифицировать для введения элементов по формированию и развитию навыков исследовательской работы на уроках по системе Л.В.Занкова. За основу рекомендую взять «Программу исследовательского обучения младших школьников» А.И.Савенкова.
Разработанная А.И.Савенковым методика исследовательского обучения может применяться в системе Л.В.Занкова для освоения навыков исследовательского поведения, тем самым способствует решению проблемы обучения младших школьников эффективному способу познания окружающего мира.
Дидактические принципы системы (обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение программного материала быстрым темпом; осознание школьниками процесса обучения; систематическая работа над общим развитием вех учащихся, в том числе и сильных и слабых) ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения. Свойства методической системы: многогранность, процессуальность, разрешение коллизий, вариантность призваны помочь детям освоить навыки исследовательского поиска. Сохраняя урок как основную форму обучения, система Занкова предлагает по-новому строить процесс обучения. Главным на уроке становится не объяснительно - репродуктивный или информационно-поисковый, а исследовательский метод обучения. Пробужденный внутренний мир ребенка оказывается источником, питательной средой его успехов, опорой в овладении тем, чему должен учить педагог.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются ребёнком самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Исследовательское обучение основано на биологически предопределенной потребности ребенка познавать окружающий мир. Оно предполагает не частичное использование поисковых методов в образовании, а обращение к принципиально новой модели обучения, где приоритетные позиции занимает познавательная деятельность самого ребенка. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Никакого исследования не проведёт ни младший школьник, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Причем содержание занятий должно постепенно усложняться и расширяться за счет обогащения новыми компонентами, за счет углубленной проработки каждого действия, каждой операции.
Программа исследовательского обучения младших школьников Савенкова А. И. направлена на формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска. Методики Савенкова приемлемы для применения в любой школе.
Цель программы: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи:
- Развитие познавательных потребностей и способностей младшего школьника.
-Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельного исследования.
- Формирование представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Исследовательские способности логично квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Младший школьный возраст, являясь сензитивным периодом для формирования произвольности, активности, самостоятельности и инициативности, служит хорошей базой для развития исследовательского поведения.

Литература

1. Савенков, А.И., Методика исследовательского обучения младших школьников: Учебная литература, 2007.
2. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / М.: «Сентябрь», 2003.
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
4.Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт – М.:Просвещение, 2000.
5.Румянцева Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников – М.:Просвещение, 2001.