Школа физкультурно-оздоровительный центр социокультурного пространства микрорайона
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Школа - физкультурно-оздоровительный центр социокультурного пространства микрорайона»
Автор: Жукова Наталья Викторовна
Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 7
Кулебаки 2012
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Условия реализации проекта………………………………………………………………….......4
Организационные условия……………………………………………………………………4
Методические условия………………………………………………………………………...4
Педагогические условия……………………………………………………………………....5
Материально-технические условия…………………………………………………………..5
Содержание проекта……………………………………………………………………………....6
Этапы проекта……………………………………………………………………………………..7
План реализации проекта………………………………………………………………………...10
Ожидаемые результаты……………………………………………………………………….......11
Оценка эффективности проета………………………………………………………………......12
Заключение………………………………………………………………………………………………...13
Введение
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют совершенно новые требования к школе, выражающиеся, в частности, в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельно пополнять. Они должны быть социально активными, физически и морально здоровыми, а также ответственными людьми, обладающими определенным жизненным опытом, который поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни в условиях рыночных отношений.
Школа постоянно переориентируется с сугубо обучающих задач и технологий на более глубокое личностно-ориентированное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности, и, главное – сформировать навыки активной жизненной позиции. Это важно, так как сегодня происходят серьезные изменения в личности современного школьника, интересы и потребности которого уже не ограничиваются лишь получением разносторонних знаний. При стремительном распространении различных информационных систем он может черпать любую информацию. Семья и сам школьник нуждаются в помощи со стороны школы для адаптации в современном обществе, приобретения социального опыта, что поможет правильно выбрать профессию, найти достойную работу, создать собственную семью, воспитать детей, грамотно отстаивать свои гражданские права.
Актуальность. За последние голы в России произошло значительное ухудшение здоровья школьников, лишь 10 % выпускников школ могут считаться здоровыми, 40 % имеют различную хроническую патологию. Здоровье детей находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Учебный процесс современной школы бесконечно активизирует действия, преследуя основную цель - качество образования. Педагоги и учащиеся обладают разной стратегией здоровья и далеко не все могут выдерживать физические и психические нагрузки учебного процесса. По мнению большинства педагогов и медицинских работников, среди школьных факторов, негативно воздействующих на состояние здоровья учащихся, ключевое значение имеют следующие:
несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
недостаток двигательной активности;
недостаточная компетентность педагогов и родителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
недостаточный уровень профилактической физкультурно-оздоровительной работы в школе.
Для решения данной проблемы необходимо срочное принятие практических мер, направленных на снижение рисков заболеваемости школьников. Реализация проекта «Школа – физкультурно-оздоровительный центр социокультурного пространства микрорайона» позволит сохранить и укрепить здоровье детей за счет расширения сферы физического воспитания, разнообразия форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми, увеличения двигательной активности учащихся в режиме дня, повысить уровень грамотности детей и их родителей в вопросах здоровьесбережения. Проект имеет долгосрочную перспективу, так как содействует формированию здорового образа жизни детей и их родителей.
Цель проекта: объединение усилий педагогических работников, родителей, на создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников и формирование ценностно-мотивационного отношения занимающихся к личной физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
- создание банка данных состояния здоровья учащихся на основе данных комплексного мониторинга здоровья;
- активизация работы школьного спортивного клуба;
- расширение сети физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
- повышение грамотности учащихся, родителей, учителей в вопросах сохранения здоровья;
- оснащение материально-технической базы школы;
- повышение квалификации специалистов, занятых в сфере физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы в школе.
1. Условия для реализации проекта.
1.1. Организационные условия
Координацию деятельности педагогического коллектива, обучающихся, родителей по реализации проекта осуществляет руководитель проекта – Жукова Наталья Викторовна, учитель физической культуры и координатор проекта – Васянькина Елена Михайловна, заместитель директора по УВР. Так же будут привлечены учителя физической культуры Соколов Михаил Александрович и Мартынов Олег Андреевич, вожатая, психолог, социальный педагог, учителя биологии и ОБЖ, медицинский работник, классные руководители, учителя - предметники. Командой разрабатывается планирование санитарно-гигиенической и спортивно-массовой работы по разделам: работа с педагогическими кадрами и техническим персоналом, работа с учащимися, родителями. Одним из направлений деятельности является диагностика и мониторинг здоровьесберегающей деятельности школы содействующей здоровью. Здоровьесберегающее пространство школы дополняется взаимодействием учреждениями дополнительного образования. В ходе реализации проекта будет продолжено данное сотрудничество:
Центр Детского Технического Творчества (кружок робототехника)
Детская школа искусств (учащиеся посещают хореографический кружок по д руководством Ганиной Евдокии Васильевны);
Детская спортивная юношеская школы (охват учащихся спортивной занятостью, создание на базе школы волейбольной, мини футбольной секции для девочек, лыжные гонки);
Центр Детского Юношеского туризма и экскурсий
Школьные секции по баскетболу и греко - римской борьбе
1.2. Методические условия
Имеются методические разработки педагогов на актуальные темы развития образования. Научно - теоретическая подготовка педагогов проводится через самообразование, заседание педагогических советов, постоянно действующие семинары, педагогические чтения по проблемам образования, курсовую подготовку. Школа работает как районный научно – методический центр по распространению инновационного опыта, проводит семинары, консультации, творческие отчёты для работников образования района. Лучшие учителя школы ведут занятие педагогических мастерских, мастер - классов на уровне района и области. Реализация данного проекта позволит расширить сеть распространения педагогического опыта задействованных специалистов по здоровьесбережению.
1.3. Педагогические условия.
Образовательный процесс осуществляют 43 человека, из них: 38 педагогов, в том числе: библиотекарь - 1, вожатая - 1, социальный педагог - 1, педагог-психолог – 1, учитель-логопед – 1. Медицинское обслуживание проводится фельдшером – 1 человек. Повышению уровня физической культуры способствует высокое качество проводимой физкультурно-оздоровительной работы. Проведение уроков физической культуры, а также организация спортивно-массовой внеурочной деятельности осуществляется педагогами: Жукова Н.В. – первая категория, Соколов М.А. - СЗД, Мартынов О.А. – первая категория (преподаватель ОБЖ), тренер по греко-римской борьбе Солнышкин А.К. – 1 категория. Педагогический коллектив учителей ФК целенаправленно работает над формированием у учащихся практических навыков здорового образа жизни. Этому способствуеют спортивные секции, хорошая материально-техническая база. Сборные команды школы по легкой атлетике, баскетболу и волейболу, лыжным гонкам под руководством Жуковой Н.В. неоднократно становились победителями и призерами районных соревнований. Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы является положительная динамика участия в массовых спортивных акциях.
1.4. Материально-технические условия.
В качестве источника софинансирования можно рассматривать имеющуюся материально-техническую базу школы. В школе создана хорошая материально-техническая база, обеспечивающая оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся:
- спортивный зал
- зал хореографии
- зал борьбы
- стадион
- спортивный городок для учащихся 5-11 классов
- полоса препятствий
- медицинский кабинет
- кабинет педагога-психолога
- кабинет учителя-логопеда
- школьная столовая
-учебные кабинеты – 26
- кабинеты технологии – 2
- учебные мастерские – 2
- лыжная база - 1
Данные ресурсы являются стартовой базой для реализации проекта, но, тем не менее, материально-техническая база школы нуждается в дополнительной модернизации. Исходя из растущей потребности учащихся заниматься лыжной подготовкой, необходимо обновить лыжную базу школы, приобрести гимнастические снаряды (разновысокие и параллельные брусья), гимнастические маты, коврики, гантели, набивные мячи, мелкий спортивный инвентарь (скакалки, теннисные ракетки).
2. Содержание проекта.
В широком смысле, создание Центра на базе школы — это взаимодействие всех педагогов образовательного процесса в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику школы и осуществляющей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. В более узком, прикладном смысле, данный Центр – это организационная форма взаимодействия педагогических, психолого-педагогических служб по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, развития культуры здоровья и формирования на ее основе здорового образа жизни. Ее создание не предполагает кардинального изменения штатного расписания ОУ, так как в состав службы входят уже работающие в образовании специалисты; штатно-организационная структура Центра определяется администрацией ОУ по согласованию с органом государственно-общественного управления.
Физкультурно-оздоровительный центр социокультурного пространства микрорайона представлен:
медицинский блок, представленный медицинским работником, осуществляющими свою работу в данном общеобразовательном учреждении;
валеологический блок, в состав которого включены преподаватели ОБЖ, биологии, классные руководители, педагоги дополнительного образования и др.;
физкультурно-оздоровительный блок, который объединяет учителей физической культуры, тренеров;
социально-психологический блок, включающий в себя педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда;
информационный блок, состоящий из педагогов дополнительного образования, учителя информатики, других педагогов ОУ, имеющих профессиональную информационно-коммуникационную компетентность.
Деятельность Центра направлена на координацию усилий педагогического коллектива школы, родительской общественности по:
- сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них основ здорового образа жизни;
- повышению профилактической физкультурно-оздоровительной работы;
- совершенствованию условий в ОУ в соответствии с требованиями СанПиН;
- активному и осознанному участию в деятельности Центра педагогических работников и родителей.
Порядок создания Физкультурно-оздоровительного центра социокультурного пространства микрорайона
1. Центр создается приказом руководителя образовательного учреждения.
2. Инициативной группой разрабатывается Положение о Центре, которое согласовывается и утверждается директором школы.
3. Специалисты Центра при необходимости проходят повышение квалификации либо профессиональную переподготовку.
4. Инициативная группа совместно с куратором разрабатывает программу деятельности Центра в соответствии с Положением и программой развития общеобразовательного учреждения.
5. Данный Центр взаимодействует с иными организационными структурами: центрами, советами, методическими предметными и межпредметными объединениями ОУ, а также органами самоуправления, общественными организациями.
6. Центр регулярно информирует участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей) о результатах своей деятельности по созданию здоровьесберегающей образовательной среды в школе.
В первую очередь проект направлен на учащихся школы. На момент реализации проекта в учреждении есть все необходимые условия: организационные, педагогические, методические, материально – технические.
3. Этапы проекта.
Проект реализуется в течение 3 лет и стоит из трех этапов:
1 этап (подготовительный) – август – октябрь 2012 года;
2 этап (практический) – ноябрь – 2012 – август 2014 года;
3 этап (обобщающий) - сентябрь – декабрь 2014 года.
Реализация здоровьесберегающей деятельности в учреждении образования предполагает исключение или минимизацию вредных для здоровья учащихся воздействий факторов школьной среды, создание условий для формирования и укрепления здоровья ребенка, его успешного обучения и психологического развития в ситуациях школьного взаимодействия. От стратегии вынужденных мер следует переходить к стратегии формирования здоровьесберегающего пространства школы. Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики — приоритет здоровья, использование здоровьесберегающих технологий, т. е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии осуществления образовательного процесса. В условиях образовательного учреждения большую актуальность приобретает использование собственных возможностей школы в осуществлении профилактической работы и контроля здоровья учащихся. Как указывалось ранее, реализация здоровьесберегающей деятельности в школе осуществляется всеми участниками образовательного процесса в пределах их функциональных обязанностей и профессиональной компетентности при активном участии родителей.
Подготовительный этап (август – октябрь 2012 год)
Совместное организационное совещание коллектива, управляющего совета, школьного спортивного клуба, методического совета. Постановка целей, задач, механизма реализации проекта.
Август 2012 г. - Приказ по школе о создании рабочей группы
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта.
Издание приказа о создании рабочей группы по разработке проекта.
Август 2012 г. - Приказ
Комарова Н.В. – директор школы.
Разработка Положения о Центре физической культуры и здорового образа жизни
Сентябрь 2012г. – Положение Жукова Н.В. –учитель физической культуры, руководитель проекта.
Разработка Проекта «Школа – Физкультурно-оздоровительный центр социокультурного пространства микрорайона»
Сентябрь 2012 г. - Проектный продукт
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта.
Представление проекта на заседании педагогического совета
Октябрь 2012 г. - Протокол педагогического совета, Протокол Управляющего совета
Васянькина Е.М..- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. –учитель физической культуры, руководитель проекта.
Заседание учителей физической культуры по вопросу разработки плана физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня и инновационных физкультурно-оздоровительных технологиЙ и методик, основанных на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Октябрь 2012 г. Протокол заседания, назначение ответственных. Разработка плана работы.
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта,
Соколов М.А. – учитель физической культуры
Практический этап (ноябрь 2012 – август 2014).
7. Мониторинг здоровья обучающихся для создания банка данных о динамике здоровья на основе результатов диспансеризации
ноябрь 2011 года - Анализ результатов на производственном совещании
- мед. сестра, закрепленная за ОУ
8. Разработка плана физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня инновационных технологий, методики адаптивной физической культуры. Утверждение методических разработок и их апробация.
Активизация работы школьного спортивного клуба.
Ноябрь 2012г. – май 2013 г.
Презентация плана физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня и методических разработок на педагогическом совете.
Жукова Н.В., Соколов М.А. - учителя физической культуры.
9. Мониторинг физического развития и физической подготовленности обучающихся.
Сентябрь, май
10. Разработка Программы деятельности Центра в соответствии с Положением и программой развития общеобразовательного учреждения.
Декабрь 2012 - Программа
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта.
11. Повышение квалификации учителей физической культуры
Сертификат
12. Проведение анонимного анкетирования «Изучение удовлетворенности родителей, учащихся работой образовательного учреждения»
Апрель 2013 г., 2014г. - Обобщение данных, обсуждение на производственном совещании
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
13. Участие в школьных спортивных мероприятиях, праздниках.
В течение года по плану
Обеспечение массовости. Анализ результатов.
Учителя физ. культуры, кл. руководители
14. Изучение изменений, происходящих в школе в связи с реализацией проекта
май 2012 Анализ результатов на педагогическом совете и заседании Управляющего совета.
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта.
15. Обобщение опыта работы по реализации проекта
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта.
(обобщающий) сентябрь - декабрь – 2014 года
16. Проведение внутренней экспертизы результатов реализации проекта на заседании школьной команды. Соотнесение результатов проекта с поставленной целью и задачами.
Октябрь 2014 - Представление результатов на заседании педагогического совета. Принятие решения о внедрении инновационных технологий.
Васянькина Е.М.- зам. директора по УВР, куратор проекта.
Жукова Н.В. – учитель физической культуры, руководитель проекта.
17. Обобщение инновационного педагогического опыта по разработке инновационных физкультурно-оздоровительных технологии и методик адаптивной физкультуры, основанных на индивидуализации параметров физических нагрузок и способствующие восстановлению нарушенного здоровья и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Декабрь 2014 - Аналитические материалы, размещение на сайте школы
Учителя физической культуры
18. Изучение изменений в психическом и физическом состоянии школьников, их интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации.
Декабрь 2014 - Аналитическая справка, заседание Центра
Психолог
4. План реализации проекта.
Задачи, Содержание
- Создание банка данных о состоянии здоровья учащихся в школе на основе данных комплексного мониторинга здоровья.
- Проведение мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся.
- Расширение сети физкультурно – оздоровительной работы с учащимися.
1. Проведение гимнастики до занятий.
2. Организация физминуток на всех уроках.
3. Проведение подвижных игр на переменах.
4. Вовлечение учащихся в спортивные секции школы, города.
5. Составление плана физкультурно-спортивных мероприятий на каждую параллель с учетом 1 мероприятие в месяц.
6. Отслеживание количество учащихся, участвующих в спортивных мероприятиях школы, города и посещения спортивных секций.
7. Организация группы занятий по подготовке к «ГТО».
8. Расширение сети спортивных секций в начальной школе.
9. Активизация работы по взаимодействию со спортивными учреждениями города.
- Повышение грамотности учащихся, родителей, учителей в вопросах сохранения здоровья.
1. Проведение уроков здоровья, кл. часов.
2. Лекционные занятия для учащихся, родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов.
3. Производственные совещания для работников школы по здоровьесбережению.
4. Выпуск стенгазет, листовок, буклетов, презентаций, видеороликов по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
5. Приглашение и вовлечение родителей, учителей на спортивные мероприятия класса, школы.
- Оснащение материально-технической базы школы.
1. Приобретение лыжных комплектов 37 пар
2. Приобретение гимнастических матов 12 шт.
3. Приобретение спортивной формы 10 комплектов
Ответственный - Администрация
- Прохождение курсов повышения квалификации
5. Ожидаемые результаты
Обязательным условием результативности работы Центра является интеграция в деятельности специалистов различного профиля. Под интеграцией подразумевается состояние связанности и взаимопроникновения в деятельности структурных блоков, а также процесса, ведущего к такому состоянию. Ведущий признак интеграции — единство процесса и результатов его осуществления. Предлагаемый проект деятельности Центра является адаптивным. Его деятельность должна обеспечивать мониторинг здоровья участников образовательного процесса и факторов, его определяющих; давать возможность на основании своего, а не чужого опыта принимать управленческие решения, организовывать целенаправленную работу по их выполнению; систематически анализировать полученные результаты и в случае серьезных отклонений вносить необходимые коррективы. Такой цикл должен стать нормой жизни ОУ, благодаря чему адаптивная модель созданного Центра обеспечит выполнение координационной, реабилитационной, коррекционной, профилактической, стимулирующей функций, а тем самым обеспечит сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем получение следующих результатов:
- создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения и как следствие:
· Создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся;
· Мониторинг состояния физического здоровья и физической подготовленности учащихся;
· сокращение пропусков уроков по болезни;
· повышение качественной успеваемости ежегодно.
- создание условий для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении и как следствие:
· Увеличение объема двигательной нагрузки;
· Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования (посещение спортивных, хореографических кружков и т. д.) до 100%;
· Положительная динамика массовости участия школьников в спортивных соревнованиях;
· повышение мотивации школьников к ведению здорового образа жизни;
· рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
· Улучшение условий для занятия лыжной подготовкой (в 2013 г. приобрели 37 лыжных комплекта)
- повышение родительской грамотности по сохранению и укреплению здоровья ребенка;
- повышение квалификации педагогов;
-повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
- распространение опыта работы по охране и укреплению здоровья учащихся.
- Модернизация материально-технической базы школы в 2012 г. приобрели 12 матов.
6. Оценка эффективности и риска проекта
Социальная эффективность обусловлена тем, что следствием эффективно выстроенной работы по формированию здоровьесберегающей среды в школе будут:
· качественные изменения состояния здоровья подрастающего поколения;
· повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
· формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
· снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
· повышение готовности педагогов к осуществлению здоровьесберегающей деятельности.
Экономическая эффективность обусловлена тем, что по оценке Минэкономразвития России, на 3,2 млн. человек за 20годы идет активное сокращение численности экономически активного населения. В связи с постарением населения возникнет опасность дефицита рабочей силы, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, повыситься нагрузка на систему здравоохранения, обострятся проблемы с выплатой пенсий и социальных пособий.
Реализация проекта будет способствовать тому, что:
1. Выпускник школы, обладающий достаточным уровнем функционального здоровья, получит более качественные профессиональные знания. Качественный рост составит 3-5%.
2. Увеличится количество призывников в ряды Вооруженных Сил РФ в среднем на 25-30%.
3. Повысится производительность труда работников с достаточным функциональным здоровьем в среднем на 15-20%, что приведет к росту ВВП и в целом, росту благосостояния нашего общества.
РИСКИ
- изменение политической ситуации может привести к изменению приоритетов развития российского общества;
- прекращение финансирования мероприятий по проекту модернизации образования;
- отсутствие понимания и поддержки проекта со стороны потенциального Заказчика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приоритет сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения нашел отражение в важнейших государственных документах, определяющих стратегию развития образования. В частности, «Модель Образования – 2020» предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
- использования эффективных методов обучения здоровьесберегающим компетентностям;
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- рационализации досуговой деятельности детей и молодежи.
На этой основе разрабатываются и апробируются перспективные модели здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях различных типов и видов. Проблема сохранения и укрепления здоровья должна решаться с учетом анализа всех аспектов социально-биологической и психофизиологической адаптации учащихся в ходе образовательного процесса и имеющего положительного опыта эффективных форм работы по здоровьесбережению. Создание на базе школы « физкультурно-оздоровительного центра социокультурного пространства микрорайона» с целью повышения качества работы по сохранению и укреплению здоровья, формирования здоровьесберегающей среды позволит получить практические эффективные результаты по формированию и укреплению психического, физического здоровья учащихся и, в целом, будет способствовать становлению здорового поколения российского общества.