РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.01: Подготовительно-сварочные работы


смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Десногорский энергетический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
НА ЗАСЕДАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
СОГБОУ СПО
«Десногорский энергетический колледж»
Протокол от_______ №______
Приказ №_______от____________
Директор ____________ А. В. Зенкина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профессиональный модуль ПМ.01: Подготовительно-сварочные работы
Профессия ФГОС СПО:15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Курс: первый
Количество часов: 220
2014 г.
Программа профессионального модуляразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 05.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

РАССМОТРЕНО Заместитель директора по УПР
На заседании предметной (цикловой) комиссии ____________Л. Г. Подинкова
Протокол №______ от «_____»_______2014г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
________________Г. Н. Коренькова
Составитель: Полева И.В., преподаватель спецдисциплин СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Подготовительно-сварочные работы 4 результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля 7
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 12
 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-СВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ»
Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
подготовительно-сварочные работы
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1.4. Проверять точность сборки.
В результате освоения программы обучающийся должен обладать следующими общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
Программа профессионального модуля может быть использованавдополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области сварочного производства, строительства и монтажа при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2.Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения
модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся, в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
выполнения сборки изделий под сварку;
проверки точности сборки;
выполнения типовых слесарных операций, применяемых при подготовке металла к сварке;
подготовки баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры для сварки и резки;
выполнения сборки изделий под сварку;
проверки точности сборки;
уметь:
выполнять правку и гибку, разметку, рубку, резку механическую, опиливание металла;
подготавливать газовые баллоны к работе;
выполнять сборку изделий под сварку в сборочно-сварочных
приспособлениях и прихватками;
проверять точность сборки;
знать:
правила подготовки изделий под сварку;
назначение, сущность и технику выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке;
средства и приемы измерения линейных размеров, углов, отклонений формы поверхности;
виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений;
виды сварных швов и соединений, их обозначение на чертежах;
типы разделки кромок под сварку;
правила наложения прихваток;
типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 220 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –76 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 51 час;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов;
учебной практики – 144 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Подготовительно-сварочные работы, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1.  Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку.
ПК 1.4. Проверять точность сборки.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
З.1.Тематический план профессионального модуля
Коды
профессиональных
компетенций Наименования разделов профессионального модуля Всего часов
(макс, учебная нагрузка и практики) Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса(курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Самостоятельная работа обучающегося,
часов Учебная,
часов Производственная,
часов
(если предусмотрена
рассредоточенная практика)
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов 1 2 3 4 5 6 7 8
ПК 1.1 МДК 01.01. Подготовка металла к сварке 25 17 8 8 ПК 1.2 ПК 1.3
ПК 1.4
МДК 01.02. Технологические приемы сборки изделий под сварку
51 34 14 17 Учебная практика
144 Всего: 220 51 22 25 144 3.2. Содержание профессионального модуля ПМ.01. «Подготовительно-сварочные работы»
Наименование междисциплинарных курсов и тем. Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
МДК. 01.01. Подготовка металла к сварке 25 Тема 1.1. Типовые слесарные операции, выполняемые при подготовке металла к сварке. Содержание учебного материала 16 Назначение, сущность и техника выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке.Плоскостная разметка, правка, гибка, рубка, резка механическая, опиливания металла. 2 2
Практическая работа № 1.
Ознакомление со слесарными операциями, выполняемыми при подготовке металла к сварке: составить сводную таблицу слесарных операций. 2 Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении типовых слесарных операций. 2 2
Практическая работа № 2.
Расчет длины полосы для изготовления уголка, скобы. Выполнить эскиз. 2 Организация рабочего места и требования безопасности труда при подготовке металла к сварке. 2 2
Практическая работа №3.
Ознакомление с рабочим местом слесаря и организацией рабочего места при выполнении работ по подготовке металла к сварке. 2 Самостоятельная работа:
Составить опорный конспект по теме: Механизированный инструмент, применяемый при подготовке металла к сварке. 4 Тема 1.2. Контрольно-измерительные инструменты, необходимые при подготовке металла к сварке.
Содержание учебного материала 9 Средства и приемы измерений линейных размеров. Штангенциркуль ШН-1, микрометр. Средства и приемы измерений углов, отклонений формы поверхностей 2 2
Практическая работа №4.
Измерения линейных размеров штангенциркулем: внешних и внутренних поверхностей, измерения глубины отверстия. Установка штангенциркуля на заданный размер. 2 Дифференцированный зачет 1 Самостоятельная работа:
Составитьопорный конспект по темам: Штангенциркуль ШЦ-2, устройство и область применения. Техника измерения штангенциркулем ШЦ – 2. 4 2
МДК.01.02 Технологические приемы сборки изделий под сварку 51 Тема 1.1. Виды и назначение сборочно-сварочных приспособлений. Содержание учебного материала 16 Назначение и классификация приспособлений. Требования, предъявляемые к сварочным приспособлениям. 2 2
Практическоезанятие № 1.
Составить сравнительную таблицу сборочно-сварочных приспособлений. 2 2
Элементы приспособлений.
Конструкции приспособлений:
стягивающие приспособления.
фиксирующие устройства.
съемные упоры.
шаблоны, зажимы и прижимы. 4 2
Практическое занятие № 2.
Подбор сборочно-сварочных приспособлений для сборки двутавровой балки и рамной конструкции. 2 2
Самостоятельная работа:
Составить опорный конспект по темам: Манипуляторы и позиционеры. Установочные и закрепляющие элементы сборочного оборудования. Роликовые опоры, кантователи и поворотные кондукторы. 6 2
Тема 1.2. Виды сварных швов и соединений, их обозначение на чертежах.
Содержание учебного материала 17 Виды сварных швов и соединений. Классификация сварных швов. 2 2
Практическое занятие № 3.
Составить таблицу сварных швов и соединений с эскизами. 2 2
Конструктивные элементы сварных соединений. Типы разделки кромок под сварку. 2 2
Практическая работа № 1.
Чтение чертежей и конструкторской документации электросварщика.
Определение параметров сварного шва: зазор, угол разделки, притупления. 2 2
Дефекты сварных швов и соединений. Способы их устранения. 2 2
Практическое занятие № 4.
Составить таблицу дефектов сварных швов и соединений и способов их устранения 2 2
Самостоятельная работа:
Составить опорный конспект по темам: Сущность основных способов сварки плавлением. Общие сведения о сталях и их свариваемости. 5 2
Тема 1.3. Правила наложения прихваток Содержание учебного материала 7 Основные понятия и определения Требования к выполнению прихваток.
Правила наложения прихваток, выбор длины и сечения, расстояния между ними. Способы наложения прихваток 2
2
Практическая работа № 2.
Рассчитать количество прихваток, если известна длина шва, длина прихватки и расстояние между прихватками.
Определение высоты шва для прихватки стыкового соединения из пластин толщиной 9мм. 2 2
Самостоятельная работа:
Составить опорный конспект по темам: Техника безопасности при выполнении прихваток. Контроль прихватки внешним осмотром и измерениями. 3 2
Тема 1.4. Типы газовых баллонов и правила подготовки их к работе. Содержание учебного материала 11 Типы газовых баллонов, окраска и надписи на баллонах. Ацетиленовые генераторы, предохранительные затворы и клапаны. Подготовка баллонов к работе. 2 2
Назначение, классификация, устройство газовых редукторов. Работа, окраска и присоединительные элементы. Рукава (шланги): типы, окраска, применение. 2 Практическая работа № 3 .
Подбор редукторов для баллона с газом «пропан» для работы при минусовой температуре. 2 2
Самостоятельная работа:
Составить опорный конспект по темам: Правила обращения с оборудованием и аппаратурой. Противопожарные мероприятия. 3 2
Дифференцированный зачет 2 2
Учебная практика (производственное обучение) Виды работ:
Разметка плоскостная.
Правка полосового, листового металла, прутка.
Гибка тонкого, полосового металла, прутка.
Рубка металла, вырубание канавок, вырубание заготовок по шаблонам.
Механическая резка металла ножовкой. Резка профильного металла, труб, полосового и листового металла.
Опиливание плоских прямолинейных поверхностей. Опиливание выпуклых и вогнутых криволинейных поверхностей.
Измерение линейных внутренних и наружных размеров, глубины штангенциркулем ШЦ-1, микрометром.
Измерение угловых размеров, размеров отклонений формы поверхностей, зазоров и прямолинейности.
Сборка изделий под сварку.
Проверка точности сборки.
Подготовка кромок свариваемых соединений.
Выполнение прихваток.
Подготовка газовых баллонов к работе.
Разделка кромок односторонняя и двухсторонняя.
Сборка изделий с различными длиной и зазором.
Сборка изделий на прихватках.
Сборка изделий в простейших приспособлениях.
Подготовка к работе газовой аппаратуры 144 2
ВСЕГО 220 4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля «Подготовительные сварочные работы» требует наличия:
учебных кабинетов:
« Кабинета спецтехнологий сварщика»,
Мастерские:
слесарной и сварочной
Залы:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
Сварочная:
- сварочные посты, укомплектованные необходимым сварочным оборудованием;
- верстаки и металлические столы для выполнения сборки изделий под сварку;
- сборочные приспособления;
- сварочный пост для сварки аргоном;
- вытяжная и приточная вентиляция.
Слесарная:
- верстак слесарный с параллельными поворотными тисками по количеству обучающихся;
- комплекты слесарных и слесарно-сборочных инструментов;
- измерительный и разметочный инструмент;
- сверлильные станки;
- заточной станок;
- стенды по типовым слесарным операциям;
- стенды со слесарными инструментами и приспособлениями.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практики, которые рекомендуется проводить рассредоточено в учебно-производственных мастерских колледжа и концентрировано на предприятиях города.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Маслов В.И. Сварочные работы: учебник для НПО. – М. ; Издательский центр «Академия», 2009 г.
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Учебник для НПО– М. ; Издательский центр «Академия», 2009 г.
КазаковЮ.В.: Учебное пособие для НПО– М. ; Издательский центр «Академия», 2009 г.
Кайнов С.А. Пакет учебных документов по профессии «Электросварщик ручной дуговой сварки» часть1-4 –М.; Новый учебник / Федеральноеагенство по образованию.
Дополнительные источники:
Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. – М.: ОИЦ «Академия», 2005. – 30 шт.
Интернет-ресурсы
Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: http://metalhandling.ru
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
В процессе обучения рекомендуется обращать особое внимание на физическую сущность процессов и явлений, избегая использования громоздкого математического аппарата. Практические занятия рекомендуется проводить на макетах, лабораторных стендах, моделях и действующем оборудовании.
Профессиональный модуль ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы» включает в себя:
Учебную практику (производственное обучение), которая проводится в форме практических занятий в учебно-производственных мастерских колледжа и
Производственную практику на предприятиях.
Учебно-методическое руководство практиками осуществляет мастер производственного обучения.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля « Подготовительные сварочные работы» является освоение Учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля « Подготовительно-сварочные работы».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты - преподаватели междисциплинарных курсов.
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.1. Выполнять типовые слесарные операции, применяемые при подготовке металла к сварке.  -выполнение правки и гибки, разметки, рубки, резки механической, опиливания металла;
- правильность выбораинструментов и приспособлений, применяемых при выполнении типовых слесарных операций;
- владение средствами и приемами измерений линейных размеров, измерений углов, отклонений формы поверхности;
- правильная организация рабочего места;
- соблюдение требования безопасности труда при подготовке металла к сварке. Практические работы, Учебная и Производственная практики.
ПК 1.2. Подготавливать газовые баллоны, регулирующую и коммуникационную аппаратуру для сварки и резки.
- подготовка баллонов к работе;
- определение типа газовых баллонов по окраске и надписям на них;
- выполнение противопожарных мероприятий. ПК 1.3. Выполнять сборку изделий под сварку. - выбор по назначению сварочные приспособления;
- применение различных видов сварочных приспособлений;
- выполнение разделки кромок под сварку
- выбор длины и сечения прихваток, расстояния между ними;
- выполнение прихватки различными способами;
- чтение обозначений сварных соединений;
-определение параметров сварного шва ПК 1.4. Проверять точность сборки. - правильность чтения чертежей и конструкторской документации электросварщика
- определение измеряемых угловых размеров, измерение зазоров и прямолинейности;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - демонстрация интереса к будущей профессии. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки технологических процессов;
- демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. Дифференцированный зачет.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной практике.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения.
- проявление ответственности за работу подчиненных. Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ по учебной практике
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. Разработчик: _________________ И.В.Полева, преподаватель спецдисциплин
СОГБОУ СПО «Десногорский энергетический колледж»
Эксперт: ___________________
Вопросы итогового контроля
МДК. 01.01. Подготовка металла к сварке
Назначение и сущность выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке.
Техника выполнения типовых слесарных операций, выполняемых при подготовке металла к сварке.
Плоскостная разметка металла. Инструменты и приемы выполнения.
Правка металла. Инструменты и приемы выполнения.
Гибка металла. Инструменты и приемы выполнения.
Рубка металла. Инструменты и приемы выполнения.
Резка механическая. Инструменты и приемы выполнения.
Опиливания металла. Инструменты и приемы выполнения.
Инструменты и приспособления, применяемые при выполнении типовых слесарных операций.
Организация рабочего места при подготовке металла к сварке.
Требования безопасности труда при подготовке металла к сварке.
Средства и приемы измерений линейных размеров.
Штангенциркуль ШН-1,
Микрометр.
Средства и приемы измерений углов.
Средства и приемы измерений отклонений формы поверхностей.
МДК.01.02 Технологические приемы сборки изделий под сварку
Назначение и классификация приспособлений.
Требования, предъявляемые к сварочным приспособлениям.
Элементы приспособлений.
Конструкции приспособлений.
Конструкции стягивающих приспособлений.
Конструкции фиксирующих устройств.
Конструкции съемных упоров.
Конструкции шаблонов, зажимов и прижимов.
Виды сварных швов и соединений.
Классификация сварных швов.
Конструктивные элементы сварных соединений.
Типы разделки кромок под сварку.
Дефекты сварных швов и соединений.
Способы устранения дефектов.
Требования к выполнению прихваток.
Правила наложения прихваток.
Способы наложения прихваток
Типы газовых баллонов, окраска и надписи на баллонах.
Ацетиленовые генераторы, предохранительные затворы и клапаны.
Подготовка баллонов к работе.
Назначение, классификация, устройство газовых редукторов.
Работа, окраска и присоединительные элементы.
Рукава (шланги): типы, окраска, применение.