Статья на тему Мыслительные операции в учебной деятельности


Мыслительные операции.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализ и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями и фактами.
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К.Д. Ушинский писал: «… сравнение есть основа всякого мышления. Все в мире мы познаём не иначе, как через сравнение… Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет высшей среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: тогда только выясните себе все существенные признаки предмета, а это значит понять предмет».
Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между собой, в других различны. Признание предметов сходными или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других – различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных сточки зрения их пользы для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много различий.
Сопоставляя вещи, явления, их свойства, сравнение вскрывает тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Классификация производится по какому- либо признаку, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.
Сравнивая человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретической или практической жизненной задачи.
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нём отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая предмет, мы можем мысленно выделять в нём одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он состоит. Например, в треугольнике мы выделяем боковые стороны, основание, углы и тд. В данном случае – мысленное разложение целого на составляющие его части.
Анализом может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мысленное выделение цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения или черт характера человека и пр.
Анализ возможен только тогда, когда мы воспринимаем предмет или вообще любое целое, но и тогда, когда мы вспоминаем о нём, представляем его себе. Возможен также и анализ понятий, когда мы мысленно выделяем различные их признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ даёт знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельны буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются с друг другом: буквы объединяются в слова, слова - в предложения, предложения – в те или иные разделы текста.
Так же как и анализ, синтез может осуществляются при непосредственном восприятии предметов и явлений или при мысленном представлении их. Различаются два вида синтеза: как мысленное объединение частей целого (например, продумывание композиции литературно-художественного произведении) как и мысленное сочетание различных признаков, свойств, сторон предметов и явлений действительности (например, мысленное представление явлений на основе описания его отдельных признаков или свойств).
Анализ и синтез часто возникают в начале практической деятельности. Мы фактически расчленяем или собираем предмет, что является основой для выработки умения производить эти операции мысленно. Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприятия, анализ и синтез должны осуществляться и как самостоятельные, чисто умственные операции. В каждом сложном процессе мышления участвует анализ и синтез.
Абстракция. При изучении какого-либо явления возникает проблема выделить какой-либо признак, свойство, одну его часть для более углублённого познания, отвлекаясь на время от всех остальных, не принимая их во внимание. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков.
Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся от других признаков и свойств и становятся самостоятельными объектами мышления. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – красота, смелость, длина, ширина, равенство и тд.
Обобщение и конкретизация. Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что обобщается. При обобщении предметы и явления соединяются вместе на основе их общих и существенных признаков. Обобщение, как и абстрагирование, происходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единоличному предмету или явлению, а кошка множеству сходных единоличных объектов.
В учебной деятельности обобщение обычно проявляются в определениях выводов, правилах… Детям нередко трудно совершить обобщение, так как не всегда они умеют не только общие, но и существенные общие признаки предметов и явлений, фактов.
Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единоличного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет большую роль в объяснениях, даваемых учителем детям. Выбору примера следует уделять серьёзное внимание. Привести пример иногда бывает нелегко.
Школьники часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Преподаватель не должен довольствоваться тем, что учащиеся правильно воспроизводят общие положения, а должен добиваться конкретизаций этих положений. Особенно это важно в начальной школе и прежде всего в начальных классах.