Рабочая программа Развитие познавательных способностей 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3» МО
г. Братска
Рассмотрено на заседании структурного подразделения учителей нач. классов
Протокол №____
от «__» ___________ 2014 г.
Рук.МО__________И.В.Деденёва
Согласовано:
зам. директора по УВР
___________Л.Ю.Скрынник
«___»______________2014 г.
Утверждаю:
директор МБОУ «Лицей №3»
________________М.А.Аскарова
Приказ № ____
от «___»____________2014 г.
Рабочая программа
«Развития познавательных способностей»
для обучающихся 4Б класса
Предметная область «математика и информатика»
Разработала:
Трофимова Л.А. учитель начальных классов первой квалификационной категории
2014 г.
I. Пояснительная записка
Авторская педагогическая разработка «Развитие познавательных способностей» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программой начального общего образования, а также на основе авторской программы курса «Развитие познавательных способностей» (автор О.А.Холодова, Москва: издательство «РОСТ», 2014 г.) с использованием методического пособия О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Курс включает в себя 135 занятий: 1 занятие в неделю, 33 занятия за учебный год в первом классе и по 34 занятия со второго по четвертый класс. Данную программу также можно реализовать в рамках внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом конкретного образовательного учреждения.
Актуальность выбора программы определена следующим фактором: на основе диагностических исследований у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Результаты психологического обследования развития психических процессов обучающихся лицея показали, что высокий уровень развития кратковременной речевой памяти выявлен только у 17,1% первоклассников, средний имеют 57,7% школьников и 25,2% детей воспринимают информацию на слух на низком уровне.
Характеризуя развитие кратковременной зрительной памяти, следует отметить, что низкий уровень у 26 % учеников - зрительная память практически не развита. Средний уровень имеют 57,3 % школьников и лишь 16,1% обладают хорошим и высоким уровнем кратковременной зрительной памяти. Понятийное интуитивное мышление не превышает слабого уровняразвития у 30,4 % обследованных обучающихся, средний (58,4 %) – свидетельствует о том, что необходимые зачатки для развития полноценного понятийного мышления имеются, но прогноз является неопределенным. Хороший и высокий уровни развития понятийного интуитивного мышления лишь у 12,4 % учеников.
Новизна данной программы определена федеральным государственным стандартом нового поколения начального общего образования, отличительными особенностями, которой являются:
1. Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.
II. Общая характеристика курса
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Формы организации занятий: основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная форма работы, работа в парах, групповая и коллективная деятельность.
Методы обмена информацией: повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа.
Методы стимулирования и мотивации: игры, соревнования, познавательные беседы, творческие задания; создание ситуации успеха и эмоционально-нравственных ситуаций.
III. Описание места учебного курса в учебном плане
Особенности адаптации курса:
1. В сравнении с авторской программой Холодовой О.А. изменено годовое количество часов изучаемого материала в соответствии с учебным планом учреждения: в 1 классе с 36 часов на 33 часа; во 2-м, 3-м, 4-м классах с 36 часов на 34 часа в каждом классе за счёт уплотнения материала итоговых уроков.
2. В авторской программе Холодовой О.А. не предусмотрено календарно-тематическое планирование. В связи с этим, в данной АПР составлено календарно-тематическое планирование с указанием видов деятельности обучающихся. Тематика занятий сформулирована согласно основному содержанию занятий авторской программы Холодовой О.А.
3. Сформулированы и внесены в авторскую педагогическую разработку «Развитие познавательных способностей» предметные результаты освоения курса по классам.
4. Предусмотрена возможность использования данной авторской педагогической разработки «Развитие познавательных способностей» во внеурочной деятельности.
5.Упрощена степень сложности графических диктантов для 1 класса, в сравнении с программой О.А.Холодовой.
6. Внесено в данную авторскую педагогическую разработку формирование универсальных учебных действий в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не только развитие познавательных способностей, предметных умений и навыков, но и формирование всех УУД (универсальных учебных действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Описание ценностных ориентиров содержания курса: ценностные ориентиры изучения курса «Развитие познавательных способностей» в целом ограничиваются ценностью истины. Однако, данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где содержание интегрировано с математическим, историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности обучающихся средствами курса «РПС» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
В итоге работы по данному курсу обучающимися 1-4 классов должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса
Личностные результаты:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в спорных ситуациях;
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебно-информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметными результатами изучения курса в 4-м классе являются формирование следующих умений:
определять прямое и переносное значение слов;
образовывать родственные слова;
объяснять смысл пословиц;
подбирать синонимы, антонимы к словам, определять порядок усиления действия;
видеть и исправлять речевые ошибки в предложениях;
объяснять значение фразеологизмов, использовать их в предложениях, подбирать фразеологизмы – синонимы и фразеологизмы – антонимы;
знать нумерацию чисел до 100, считать от 1 до 100, выполнять арифметические действия с числами в пределах 100;
решать задачи на логику, моделировать условие, составлять таблицу;
решать нестандартные задачи, оформлять решение в виде таблицы, схемы, записывать по действиям;
заполнять магические квадраты размером 3Ч3, магические треугольники;
находить закономерность в расположении фигур по значению 3-4 признаков;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
решать числовые головоломки, арифметические и буквенные ребусы.
Контроль и оценка планируемых результатов: в основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про- социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г. (методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки).
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
-стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся по методикам Холодовой О. , Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
-текущий;
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-пооперационный, то есть контроль над правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- итоговый контроль в формах: тестирование, практические работы, творческие работы обучающихся, контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя в рамках накопительной системы, пополнения «Портфеля достижений» ученика. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
2. Поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
3. Результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
4. Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу «РПС» являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей младшего школьника.
VI. Содержание авторской педагогической разработки «Развитие познавательных способностей»
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Особенности организации учебного процесса: материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у младшего школьника происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство обучающихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у обучающихся формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех обучающихся, а именно: повышения самооценки у школьников, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других учеников может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности. Обучающиеся на занятиях сами оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для обучающихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
-задания на развитие внимания;
-задания на развитие памяти;
-задания на совершенствование воображения;
-задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания. К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память. В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения. Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
-дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
-выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
-вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
-выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
-выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
-деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
-складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление. Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия такова:
«Мозговая гимнастика» (1 -2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они, же и подготавливают школьника к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут). На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
-системность: задания располагаются в определенном порядке;
-принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
-принцип «от простого к сложному»: задания постепенно усложняются;
-увеличение объема материала;
-наращивание темпа выполнения заданий;
-смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Материально-техническое обеспечение: для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, принтер, устройства вывода звуковой информации, сканер). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «РПС».
Учебно-методический комплект
Учебная литература для обучающихся:
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2014.
Учебно-методическая литература для учителя:
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет) / методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2014.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
Тема
Виды деятельности
Количество часов
Дата по плану
Дата по факту
I четверть (8ч)
1
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
тестирование
1
06.09
2
Упражнения на совершенствование мыслительных операций.
- игра «Внимание»
- дешифровка
- решение задач на переливание
- моделирование
1
13.09
3
Решение нестандартных задач.
1
20.09
4
Тренировка слуховой памяти.
- упражнения на развитие слуховой памяти
- решение задач на переливание жидкости
- упражнения на развитие и обогащение словарного запаса
- решение нестандартных задач, моделирование
- игра «Внимание»
- копирование визуальной информации
1
27.09
5
Тренировка зрительной памяти. Игры с буквами и словами.
1
04.10
6
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей.
- заполнение логических таблиц
- буквенные ребусы
- решение нестандартных задач, моделирование
1
11.10
7
Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
- копирование визуальной информации
- изографы
- ребусы
- игра «Наборщик»
- перекладывание спичек
- раскрашивание в 2 цвета
1
18.10
8
Развитие быстроты реакции. Подбери пословицу.
- игра «Так же, как »
- дешифровка
- решение задач на переливание жидкости
- решение задач на взаимное расположение
- фигура и её части
1
25.10
II четверть (7ч)
9
Итоговое занятие.
Конкурс эрудитов № 1.
- подбор антонимов
- редактирование предложений
- решение нестандартных задач
1
08.11
10
Упражнения на развитие внимания. Решение нестандартных задач.
- копирование визуальной информации
- анаграммы
- прохождение лабиринта
- редактирование пословиц
- решение нестандартных задач, моделирование
1
15.11
11
Развитие слуховой памяти. Редактирование предложений.
- игра «Поставь точку»
- редактирование предложений
- выделение частей в фигуре
- игры с буквами и словами
1
22.11
12
Упражнения на развитие зрительной памяти. Мир живой природы. Фразеологизмы.
- игра «Внимание»
- копирование визуальной информации
- составление словосочетаний
- решение нестандартных задач, моделирование
- игра «Вспомни пословицу»
1
29.11
13
Поиск закономерностей. Анаграммы.
- заполнение логических таблиц
- анаграммы
- решение нестандартных задач, моделирование
1
06.12
14
Упражнения на развитие логического мышления. Ребусы. «Отгадай слово».
- копирование визуальной информации
- изографы, уникурсальные фигуры
- игра «Отгадай слово»
- ребусы
- восстановление деформированного текста
- перекладывание спичек
1
13.12
15
Игры с буквами и словами. Задания на расшифровку.
- дешифровка
- игра «Так же, как »
- игра «Буква убежала»
- деление фигуры на равные части
- решение нестандартных задач, моделирование
1
20.12
16
Итоговое занятие.
Конкурс эрудитов № 2.
- редактирование предложений
- отгадывание многозначных слов
- подбор антонимов
- дешифровка
- решение нестандартных задач
1
27.12
III четверть (10 ч)
17
Упражнения на развитие логического мышления. Решение нестандартных задач.
- копирование визуальной информации
- игра «Не верь глазам своим»
- составление цепочки слов
- игра «Где поставить запятую?»
- решение нестандартных задач, моделирование
1
17.01
18
Развитие слуховой памяти. Шарады. Кто старше?
- «Послушай и ответь»
- шарады
- редактирование предложений
- решение нестандартных задач о возрасте, моделирование
1
24.01
19
Упражнения на развитие зрительной памяти. Математические ребусы. Закончи фразеологизм.
- копирование визуальной информации
- игра «Внимание»
- «Закончи фразеологизм»
- математические головоломки
- решение комбинаторных задач
1
31.01
20
Упражнения на развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Анаграммы.
- заполнение логических таблиц
- анаграммы
- решение нестандартных задач, моделирование
1
07.02
21
Развитие воображения. Метаграммы. Задания со спичками.
- игра «Внимание»
- изографы, уникурсальные фигуры
- раскрашивание фигур
- метаграммы
- дешифровка
1
14.02
22
Упражнения на развитие быстроты реакции. Игры с алфавитом. Фразеологизмы.
- дешифровка
- «Закончи фразеологизм»
- решение нестандартных задач, моделирование
1
21.02
23
Тренировка внимания. Числовые ребусы. Фразеологизмы.
- игра «Внимание»
- составление фигур из частей
- числовые ребусы
- решение нестандартных задач, моделирование
1
28.02
24
Поговорим о часах. Решение нестандартных задач.
- решение нестандартных задач о времени, моделирование
1
07.03
25
Развитие слуховой памяти. Палиндром. Найди фразеологизм.
- игра «Послушай и ответь»
- палиндромы
- решение задач на переливание жидкости
1
14.03
26
Итоговое занятие.
Конкурс эрудитов № 3.
- фразеологизмы
- числовые ребусы
- метаграммы
- решение нестандартных задач
1
21.03
IV четверть (8ч)
27
Мир живой природы. Поиск закономерностей. Математические ребусы.
- заполнение логических таблиц
- анаграммы
- числовые ребусы
- решение нестандартных задач, моделирование
1
04.04
28
Упражнения на развитие воображения. Изографы. Уникурсальные фигуры. Ребусы. Задания со спичками.
- игра «Внимание»
- изографы
- игра «Наборщик»
- уникурсальные фигуры
- ребусы
- перекладывание спичек
1
11.04
29
Упражнения на развитие логического мышления. Числовые ребусы. Решение нестандартных задач.
- числовые ребусы
- решение нестандартных задач, моделирование
1
18.04
30
Развитие внимания. «Не верь глазам своим».
- игра «Внимание»
- дешифровка
- игра «Не верь глазам своим»
- решение нестандартных задач, моделирование
1
25.04
31
Упражнения на развитие логического мышления. Решение нестандартных задач.
- разгадывание кроссворда
- составление фигуры из частей
- числовые головоломки
- решение нестандартных задач, моделирование
1
02.05
32
Тренировка слуховой памяти. Фразеологизмы. Математические ребусы.
- игра «Послушай и ответь»
- игра «Закончи фразеологизм»
- числовые ребусы
- решение задач на переливание жидкости
- решение нестандартных задач, моделирование
1
16.05
33
Тренировка зрительной памяти. Решение нестандартных задач.
- копирование визуальной информации
- игра «Наборщик»
- деление фигуры на равные части
- игра «Замени на фразеологизм»
- математические головоломки
- решение нестандартных задач, моделирование
1
23.05
34
Итоговое занятие. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
тестирование
1
30.05
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, принтер, устройства вывода звуковой информации, сканер). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «РПС».
Учебно-методический комплект
Учебная литература для обучающихся:
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2014.
Учебно-методическая литература для учителя:
Холодова О. А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет) / методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». – М.: Издательство РОСТ, 2014.
Заголовок 115