Урок внеклассного чтения Смех сквозь слёзы в рассказах А.П.Чехова Тоска и Размазня


Тема урока: «Смех сквозь слёзы» в рассказах А.П. Чехова
«Тоска» и «Размазня»
Вид урока: урок внеклассного чтения
Цели урока:
Обучающие:
- расширить представление о творчестве А.П. Чехова;
- совершенствовать навыки и умения литературоведческого анализа текста, оперирования терминами и понятиями;
- научить видеть и выделять в тексте главное.
- выяснить при помощи рассказов А.П. Чехова, каким бывает смех, всегда ли читателю смешно, когда смеётся писатель.
- узнать особенности чеховского юмора.
Развивающие:
- развивать умения слушать, анализировать;
- развивать познавательный интерес учащихся к творчеству писателя;
- развивать память, внимание, умение сопоставлять собственный опыт с опытом поколений.
- развитие навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения.
Воспитывающие:
- воспитывать через творческую активность, чувство прекрасного, эстетические вкусы, любовь к жизни и ее понимание.
Теория литературы:
Юмор, ирония, сатира, маленький человек
Оборудование:
Мультимедийная презентация
Художественные тексты (Рассказы «Тоска» и «Размазня»)
Раздаточный материал
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Сообщение темы и целей урока
Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока «Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска» и «Размазня» СЛАЙД 1.
Цели нашего урока увидеть в рассказах Чехова «Тоска» и «Размазня» человеческие чувства, переживания, юмор и иронию.
Мы знакомы с юмористическими и сатирическими рассказами А.П.Чехова.
Мы знаем, что смешное и грустное часто идут рука об руку, и А.П.Чехов как никто другой умеет это показать.
Человек – существо чувствительное, эмоциональное. Веселится, когда ему хорошо, легко на душе. И печалится, если что-то не ладится, если вдруг навалилась беда. И это естественно. Так же естественно, как смеёмся над комедией или грустим вместе с героями трагедии. Чем тоньше художник, тем более сложное и противоречивое чувство возникает при знакомстве с его произведениями. Так, например, у А.П. Чехова смешное грустно, а грустное смешно.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала
Мы продолжаем изучение Чехова.
(Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а его произведения по-прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира.
-Давайте вспомним, какая профессия была у Чехова? (Чехов был профессиональный писатель и профессиональный врач. Он умел видеть в людях и обыденных вещах смешное так же, как врач видит болезнь у своих пациентов. Чехов-писатель лечил людей смехом)
- Под каким псевдонимом печатался Чехов? (Антоша Чехонте)
- Да, действительно в рассказе «Размазня» опубликованном в 1883г в журнале «Осколки» под №8, Чехов печатался под псевдонимом Антоша Чехонте.
3. Словарная работа.
- Вы дома уже прочитали рассказ «Размазня», но думаю вам повстречались незнакомые слова. Сейчас мы познакомимся с этими словами.
Размазня
1 Жидкая каша. Гречневая размазня.
2 Вялый, нерешительный человек.
Гувернантка
(франц.gouverner — управитель) — нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком).
Церемонный
Торжественный и чопорный. Церемонный поклон.
Склонный к церемониям, жеманный. Церемонный человек.
Горничная
Служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы, но не стряпня.
Сюртук
(франц. Surtout-широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
Merci
 (франц.) Благодарю
Анализ рассказа. Легко на этом свете быть сильным!
Как вы понимаете это определение, данное человеку – «размазня»? (вялый, нерешительный человек)
Найдите настоящее название рассказа в его последних репликах, обращенных к ней. («Легко ли на этом свете быть сильным!»)
Найдите в тексте портретную характеристику главной героини. (давайте дети найдем в тексте глаголы, которые показывают характер Юлии Васильевны)
Какой урок хотел преподать рассказчик своей гувернантке? Чего хотел хозяин? (чтобы преподать урок для того, чтобы Юлия Васильевна умела отстаивать свое мнение, быть решительной, чтобы могла защитить себя в трудной ситуации)
Каким тоном начал рассказчик свой разговор? На самом ли деле он является бессердечным? (нет)
Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть. (оба глаза наполнились слезами…)
Почему рассказчика «охватила злость»? Что в поведении гувернантки ему не нравится? Какой реакции на свои слова он ожидал от нее? А как она себя ведет? (она не протестовала, она молчала, хотя в душе не была согласна со всем сказанным в её адрес)
Рассказчик хотел дать Юлии Васильевне «жестокий урок». Получилось ли это у него?
Почему гувернантка такая «размазня»? Возможно, виной этому не только определенные свойства ее характера, а что еще?
Подводим итоги сказанного
– А.П.Чехов показывает нам «маленького» человека, в душе которого навсегда поселилось рабство.
«маленький человек»
Это человек невысокого социального положения  и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный
Рассказчик хотел своей намеренной несправедливостью разбудить в душе гувернантки бунт, возмущение, он хотел, чтобы она стала сильной, «зубастой», чтобы она не боялась отстаивать свои права. Будь она хоть чуточку побойчее, она бы сама посмеялась над этой ситуацией. Но смешно не получилось. Получилось, как всегда у Чехова, грустно и серьезно. Причем грустно стало и самому рассказчику. Какой урок вынес он сам из этой истории? «Легко на этом свете быть сильным!» – что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…)?
Работа с таблицей
Тема рассказа Тема «маленького человека», потерявшегося в огромном порочном мире и не имеющего сил на протест и вызов этому миру.
Основная идея Чехов призывает бать сильными и бороться за «жизненную правду». Но Чехов также сочувствует слабым и считает необходимым протягивать им руку помощи.
Система образов 1. Образ повествователя – олицетворение силы и могущества. Но «легко на этом свете быть сильным» только тогда, когда ты богат.
2. Образ Юлии Васильевны – олицетворение людской слабости, покорности, безропотности. Но такие люди чаще всего честны и искренни.
Впечатлениеот рассказа – А какие уроки вынесли вы, ребята, из этой истории?
Теория литературы
Теперь познакомимся с теоретическими терминами.
Юмор —  особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Ирония — особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания. 
Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.
Физминутка
Быстро дружно встали все!
Вправо-влево наклонились!
И друг к другу повернулись!
Поприветствовали дружно!
А теперь работать нужно!
Анализ рассказа «Тоска»
На дом я задала вам 2 рассказа, одну из которых мы только что проанализировали, а теперь переходим ко 2-му рассказу.
1. Работа с эпиграфом к рассказу:
Кому повем печаль мою?..
Кого призову к рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой,
Известна печаль моя.
Духовный стих «Плач Иосифа и быль»
- Как вы понимаете слова из библейского духовного стиха?
- Почему Чехов сделал эпиграфом первую строку стиха?
- Поведал ли он свою печаль?
2. Беседа по вопросам:
- Как зовут главного героя рассказа Чехова «Тоска»? (Иона Потапов)
- С чего начинается рассказ? (городской зимний пейзаж)
- Почему? (Чехов на этом грустном фоне изображает двоих – извозчика и его лошадь, которые оба не шевелятся и «погружены в мысль»)
- Какое настроение мы испытываем, прочитав только первый абзац? (грусть, тоска)
- Как автор относится к своему герою? А вы?
- Кому изливает Иона Потапов своё горе? Как это связано с эпиграфом?
- Какие чувства пытается передать автор своим читателям?
3. Слово учителя:
Иона хочет выйти из состояния тоски, облегчить свое горе, выговориться и почувствовать себя членом человеческого общества. Посмотрим, что он для этого делает.
(Схема на доске)
Лошадь вместо коня выбрана Чеховым не случайно.
Лошадь (ж.р.)
Женский род у Чехова играет свою роль. «…с бабами говорить еще лучше…», - замечает как-то Иона. …в финале рассказа он разговаривает с лошадью.
4. Выразительное чтение последней сцены в рассказе
5. Слово учителя:
Если в начале рассказа Иона и лошадь думают каждый о своем, то в конце их тоска одна и мысли сходные – о детях. Трагизм человеческой жизни налицо. Иона (как и многие другие) испытывает безысходное одиночество в огромном человеческом море.
Вывод
- Фабула (сюжет, содержание) рассказ "Тоска" - желание писателя хотель выстроить свой рассказ из анекдотической ситуации: не нашедший понимания ни у одного встреченного на пути человека, старый извозчик, похоронивший сына, изливает свое горе лошади. Однако, история, рассказанная Чеховым "не ироническая побрякушка" развлекательной юмористической журналистики, а вековая трагедия человека, стучащего в людские души.
Закрепление
Работа с раздаточным материалом (изречения А.П. Чехова)
Цель: выявить авторскую позицию, сопоставить собственное восприятие жизненных явлений с чеховским.
Задание: Внимательно прочитайте предложенное высказывание Чехова. Подумайте, как это изречение соотносится с рассказами «Тоска» и «Размазня». Согласны ли вы с мнением Чехова?
Изречения А. П. Чехова - кратко изложенная мысль, афоризм Пример: Изречения великих людей.
Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы.(Размазня)
Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. («Размазня» Герой сделал доброе дело)
Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. («Размазня»)
У людей, живущих одиноко, всегда бывает на душе что-нибудь такое, что они охотно бы рассказали. («Тоска»)
Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. («Тоска») Он страдал, хотел выговориться, но никто из его седоков не обращал внимания)
11. Задание на дом (мини-сочинение).
Сейчас я предлагаю вам написать мини-сочинение: «Какие уроки я вынес для себя из ситуаций, представленных Чеховым?
Начните свои работы так (запись на доске):
Я понял (а), что …
Мне было трудно …
Мне понравилось…
Написать сочинение-рассуждение по этому высказыванию.
12. Итог урока
Выводы
Выставление и комментирование оценок
Рефлẻксия (размышления о своем внутреннем состоянии, самоанализ)
- в чем смысл этих рассказов?