Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода.


Сравнительный анализ традиционного процесса обучения и деятельностного подхода
Таблица 1.
Традиционный процесс обучения Образовательная деятельность при деятельностном подходе
Задействованная сторона мышления Воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная) Творческая сторона мышления (продуктивная)
Деятельность педагога Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога ребенку Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем
Деятельность ребенка Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий
Методологические подходы к организации занятий с детьми:
- ребенок занимает активную позицию на занятии: он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- обязательны смена мизансцен и движение;
- очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий;
- статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- в процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
Формы самореализации дошкольников:
- выставки (тематические и авторские);
- персональные выставки детских работ;
- презентации;
- игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);
- коллекции.
Итак, золотые правила деятельностного подхода:
- подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- веди ребенка от собственного опыта к общественному;
- будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
- радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- учи анализировать каждый этап работы;
- критикуя, стимулируй активность ребенка.