Программа профессионального самообразования учителя физики МБОУ «Старошешминская СОШ» Ахметовой Айзари Занифовны на 2014 -2017 уч.г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старошешминская средняя общеобразовательная школа»
Согласована:
________________
Руководитель ШМО
Н.И. Баранова
Утверждаю
__________________________
Директор
МБОУ «Старошешминской СОШ»
А.В. Пименов
Программа
профессионального самообразования
учителя физики
МБОУ «Старошешминская СОШ»
Ахметовой Айзари Занифовны
на 2014 -2017 уч.г.
Тема: «Инновационные технологии на уроках физики, как средство повышения качества знаний обучающихся».
2014г.
Методическая тема школы:
«Использование новых образовательных технологий для становления и социализации личности в учебно- воспитательном процессе».
Методическая проблема:
«Организация исследовательской деятельности школьников через социально значимые дела».
Методическая тема ШМО:
«Организация исследовательской и проектной деятельности школьников в современном информационном пространстве».
Актуальность
Современный урок – это, прежде всего урок,на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика,её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице Д.А.Медведева указало, что одним из приоритетов развития России является образование, причём качественное образование.
Использование инновационных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания учащимися на уроке с использованием инновационных технологий были результатом их собственных поисков.
Говоря о конкретном опыте внедрения и использования инноваций в работе учителя физики необходимо, прежде всего, отметить, что сравнительно успешному осуществлению этого процесса способствует самосовершенствование учителя в различных сферах образования, это использование новых информационных технологий в процесс обучения, использование локальной сети на уроках, использование на уроках интерактивной доски, создание персонального сайта учителя. Все эти факторы должны используются в педагогической практике.
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении физике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением инновационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъективные” отношения. Учитель должен выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Таким образом, современный уровень развития инновационных технологий позволяет значительно увеличить комфортность образовательной среды, повысить эффективность использования учебного времени на уроке, повысить качества знаний учащихся.
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Внедрение инновационных технологий и методик в преподавание физики.
Формировать универсальные учебные компетенции в образовательной области «Физика».
Активизация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения физики.
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
Развитие у учащихся подвижности и способности самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить.
Побуждать учащихся к самостоятельному поиску информации с помощью инновационных технологий, к самоорганизации и осознанному контролю познавательных действий.
Решение многих проблем, связанных с наглядностью, демонстрационным оборудованием и проведению лабораторных работ.
Реализация программы рассчитана на три года (2014 – 2017 уч.г.)
Этапы реализации программы
1 этап 2014 - 2015 учебный год – инновационные
технологии (изучение);
2 этап 2015 – 2016 учебный год - реализация практической части
программы (применение
инновационных технологий на
уроках физики)
3 этап 2016 – 2017 учебный год – завершающий этап.
Участники:
Учитель физики
Учащиеся 7-11 классов.
Основные направление работы
Основные
направления
Действия и мероприятия
Профессиональное
1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физики»
2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физике, концепциями обучения, их оценками.
3. Изучать новую литературу по физике и методике преподавания.
4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей.
5. Принимать активное участие в работе ШМО и РМО учителей физики.
6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
9.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
11. Организовывать внеклассную деятельность по предметам.
13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
14. Изучить новые программы и учебники по ФГОС
Психолого- педагогическое
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
2. Изучать современные психологические методики.
Методическое
1. Знакомиться с инновационными технологиями, формами, методами и приемами обучения физики.
2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физики.
3. Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.
4. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.
5. Продолжить проектирование личного веб-сайта.
8. Создавать пакет сценариев уроков с применением инновационных технологий.
Эстетическое
1. Посещение выставок, музеев, проведение экскурсий.
2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности.
ИКТ
1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.
2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.
Охрана здоровья
1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физики.
2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
3. Вести здоровый образ жизни.
Ожидаемый результат самообразования:
повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 60%; участие в конкурсах – не менее 50%);
разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением инновационных технологий;
разработка дидактических материалов, тестов, создание электронных комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях ШМО и РМО, участие в методических советах, обобщение опыта.
ПЛАН РАБОТЫ
№
Разделы плана
Содержание деятельности
Сроки
Форма
результатов
1
Изучение психолого-педагогической, методической литературы
1.Чтение научно-методического литературы
2. Обзор в Интернете информации по физике, педагогике, психологии, инновационным технологиям
Систематически
Конспекты
Памятки
Рекомендации.
2
Разработка программно-методического обеспечения
-научно-методическая работа
1. Изучение и внедрение в практику своей работы технологии на основе мотивации и активизации учащихся.
2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся.
В течение
года
Программы и
учебно-тематические
планы.
3
Изучение инновационных технологий (проблемное обучение проектного обучения информационно-коммуникационных технологий.
1.Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер).
2. Разработка пакета
материала в электронном виде.
В течение
года
Конспекты
уроков.
Методико-дидактические
материалы.
4
Участие в методических школьном и районном объединениях, в жизни школы
1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района
2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом
3. Общение с коллегами в школе, районе
В течение года, по плану МО
Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных
5
Самообобщение
опыта
1. Разработка конспектов уроков
2.Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся.
3.Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов
4.Разработка комплекта олимпиада задач
5.Участие в конкурсах, конференциях, семинарах
В течение года, по плану МО
Комплекты методико-дидактических электронных материалов
6
Повышение квалификации
1. Посещение уроков своих коллег.
2. Прохождение предметных курсов по физике и информатике, в том числе и дистанционных
В течение года
13PAGE \* MERGEFORMAT14715
15